Новые направления в учете бюджетных учреждений

415
Изменения законодательства стимулируют интерес бюджетных учреждений к централизованной форме ведения учета. Сама форма не нова, однако важно понимать, какие тенденции складываются в сфере централизации учета сегодня. И что нужно иметь в виду, если планируется перейти к такой форме.

Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур

Основная цель учреждений при создании централизованных бухгалтерий -  повысить эффективность работы и минимизировать затраты на учет и подготовку отчетности. Достичь этого можно, если:

  • сократить штат бухгалтеров;
  • оперативно представлять отчетность в контролирующие органы;
  • оптимизировать парк ПК;
  • усилить контроль над материально-ответственными лицами.

Главное преимущество централизации, особенно привлекательное для организаций -  оптимизация кадров. Однако это далеко не главная проблема, которая решается с помощью формирования централизованной бухгалтерии.

Какие факторы приводят к  централизации учета

Механизмы финансового обеспечения учреждений, которые оказывают государственные (муниципальные) услуги, изменены Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Объем прав бюджетных организаций в их финансово-хозяйственной деятельности расширился, но возросла и ответственность за финансовые результаты. Поэтому и государство, и сами учреждения заинтересованы в подборе наиболее подходящего варианта ведения бухучета. Первое стремится к максимальной централизации бухгалтерии учреждений, ограничению их возможностей в расходовании денежных средств. Наоборот, бюджетные, а главное автономные учреждения, которые располагают серьезными источниками доходов, стараются получить больше самостоятельности и при первой же возможности выходят из централизованных бухгалтерий.

Востребованность централизованных бухгалтерий активно подпитывается развитием IT-технологий и амбициями государства в части управления финансами. Так, проект Правительства РФ «Электронный бюджет» направлен на то, чтобы открыть, сделать доступными результаты финансово-хозяйственной деятельности бюджетников и все документы, связанные с принятием решений. Для этого все участники бюджетной сферы города/района/области должны оперативно представлять данные, в том числе и по бухгалтерскому учету.

По замыслу законодателей, может быть выстроена единая система, к которой подключаются тысячи учреждений и централизованных бухгалтерий. Однако механизмы оперативного обмена информацией учреждений со СМЭВ, с федеральной системой «Электронный бюджет» пока окончательно не отработаны. Особенно в сфере госзакупок, исполнения бюджета, внутреннего финансового контроля. Работа по налаживанию взаимодействия ведется, однако точно сказать, когда именно финансовые и казначейские органы смогут проверять денежные обязательства по госконтрактам и санкционировать их в электронном виде, пока  сложно.

Формат и полномочия централизованной бухгалтерии

Право руководителя учреждения передать ведение бухгалтерского учета в централизованную бухгалтерию закреплено статьей 7 Федерального закона от 06.12.2011 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 5 Инструкции Минфина России от 01.12.2010 № 157н.  Допустимая организационно-правовая форма централизованной бухгалтерии – это учреждение (ст. 162 Бюджетного кодекса РФ), учредителем которого выступает орган государственной власти или администрация муниципального образования.

При каких условиях имеет смысл передавать бухгалтерский учет бюджетной организации в ЦБ? Прежде всего, в ситуации, когда в публичном правовом образовании есть несколько учреждений одной сферы деятельности. Это могут быть учреждения сферы образования, культуры, здравоохранения и прочие.

Законодательство допускает, что формат ЦБ может быть применим ко всей бюджетной сфере, в том числе и для поселений или муниципальных районов. Функцию учетного центра, централизованной бухгалтерии муниципального образования, будет выполнять специально созданная межведомственная централизованная бухгалтерия. Структура начнет обслуживать большую часть учреждений муниципалитета вне зависимости от их сферы деятельности.

Централизованная бухгалтерия может наделяться широкими полномочиями, в частности:

  • составлять планы ФХД;
  • рассчитывать и выплачивать зарплату по табелю учета рабочего времени и сопутствующих документов;
  • рассчитываться с поставщиками и подрядчиками;
  • рассчитывать и перечислять налоги и страховые взносы;
  • проверять, насколько правильно составлена первичная документация;
  • составлять и передавать учредителю бухгалтерские и налоговые отчеты, представлять их в контролирующий органы;
  • на основании выписок из лицевых счетов отслеживать поступление и выбытие средств на счетах обслуживаемых учреждений;
  • оформлять в утвержденной форме и обеспечивать сохранность документов по финансово-хозяйственной деятельности обслуживаемого учреждения и многое другое.

Структура и регламенты

Структуру централизованной бухгалтерии можно выстроить по-разному.

Первый вариант: работник ЦБ ведет бухгалтерский, налоговый учет по учреждению в целом и составляет отчетность.

Второй вариант: учет ведется по отдельным объектам учета операций. Один работник занимается нефинансовыми активами в разрезе каждого учреждения, другой начисляет заработную плату, третий оформляет платежные (расчетные) документы, отслеживает движение средств на счетах. В этом случае отчетность составляется по объектам учета для каждого учреждения на основании представленных сведений.

Централизованная бухгалтерия самостоятельно выбирает способ учета и составления отчетности и утверждает его в учетной политике. Документооборот между работниками ЦБ определяется внутренним регламентом. Корреспонденция счетов ведется согласно утвержденному рабочему плану счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.

Чтобы регламентировать основные учетные процедуры, координировать деятельность сотрудников ЦБ, унифицировать подход к бухучету, учредитель утверждает несколько соответствующих нормативных документов. Методологическая база должна охватывать поставленные цели (см. выше): решение кадрового вопроса, оптимизацию расходов и прочие значимые для учреждений задач.

При разработке внутренней нормативной базы важно ориентироваться на возможные изменения законодательства, те, что уже анонсированы Правительством РФ и профильными ведомствами. В частности, в ближайшие годы изменятся несколько классификаторов, что прямо повлияет на ведение бухгалтерии учреждения.

Что не упустить при автоматизации учета

Качество учета и отчетности можно гарантировать только при соответствии актуальному законодательству. Значит, нужно отслеживать все нововведения. Объем учетных операций и множество их особенностей неизбежно приводят к потребности в автоматизированной системе бухучета. На что же нужно опираться руководству ЦБ при выборе программного обеспечения?

Автоматизированная система должна охватывать не только основные участки учета, но и смежные области: управление закупками, планово-экономический блок, складской учет, учет путевых листов и ГСМ и многое другое, связанное со спецификой деятельности данной централизованной бухгалтерии.

Актуальным критерием выбора становится способность бухгалтерской системы взаимодействовать с различными государственными информационными системами: ГИС ГМП, АХД, ЕГИСЗ.

Выделим несколько наиболее значимых требований к программному обеспечению:

  • возможность вести бухгалтерский учет по одинаковой методике для всего перечня обслуживаемых учреждений;
  • оперативное обновление программного обеспечения;
  • максимально быстрая консолидация бюджетной отчетности, произвольных настраиваемых отчетов, выборок и передача их в вышестоящее подразделение.

Все это позволит централизованной бухгалтерии не только решать повседневные задачи, но и соответствовать концепции «Электронного бюджета»: вести мониторинг деятельности учреждений в рамках ведомства или органа исполнительной власти, повышать оперативность и достоверность бюджетного учета, консолидировать отчетность.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль