Муниципальное задание для бюджетных учреждений культуры на 2017 год

3248
Долгое время основным нарушением при утверждении муниципальных заданий в культурной сфере (далее – МЗ) было запоздалое утверждение. Именно от даты утверждение зависит запуск других процедур, в том числе закупочных, то такое нарушение нельзя назвать незначительным. Однако в последнее время наметилась и другая тенденция

Порядок формирования муниципального задания для подведомственных учреждений

Правом устанавливать порядок, как собственно и утверждать МЗ для подведомственных учреждений культуры (далее – МБУК) наделены местные администрации (далее – учредители). Однако наличие столь широких полномочий, ограниченных только бюджетным законодательством, а фактически – Перечнем муниципальных услуг (далее – Перечень) вовсе не подразумевает предоставления подведомственным учреждениям преимущественных условий деятельности.

Такой неутешительный вывод следует из постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2016 года Ф01-3052/2016 по делу №А79-9084/2015. Дело рассматривалось в отношении муниципального автономного учреждения культуры (далее – МАУК), нет никаких оснований полагать, что судьи изменят свое мнение, если речь будет идти об учреждении бюджетном.
Учредитель был уверен в своей правоте, поэтому обратился в арбитраж, оспаривая решение антимонопольного органа, вставшего на защиту конкуренции, так как МАУК получил от учредителя:

  • земельный участок;
  • право определять условия для организаций коммерческой сферы по оказанию услуг в сфере досуга и отдыха.

Учредителю необходимо помнить о направлении сокращения бюджетной сети. Учреждения должны получать МЗ не только по причине подведомственности, но и, потому, что они – лучшие в культурной сфере.

Перечень муниципальных услуг в сфере культуры

Обеспечение возможности осуществления деятельности подведомственного учреждения – отнюдь не выделение ему земельного участка без аукциона, что собственно и стало предметов рассмотрения уже упомянутого дела № А79-9084/2015. Так в письме Минфина России от 31 июля 2015 года № 12-08-06/44274 (далее – Письмо № 12-08-06/44274) разъяснен порядок одного из направлений действий, имеющих своей целью обеспечить возможность муниципальным учреждениям культуры, в том числе бюджетным, осуществлять свою деятельность. Речь шла о необходимости своевременно направлять заявку на изменение базового (отраслевого) перечня.
В Письме № 12-08-06/44274 был рассмотрен не перечень в целом, а особенности учреждений культуры клубного типа. Подчеркнуто, что никаких различий нет между МАУК и МБУК в части дополнения, в том числе муниципальной услуги (работы) «Организация мероприятий» новым содержанием. Например, «организация досуга и обеспечение услугами организаций культуры». Следует:

  • указать категорию потребителей «физические лица»;
  • уточнить коды ОКВЭД и ОКПД, а также форму (условия) оказания услуги (выполнения работы).

В 2016 году Минфин России не заострял свое внимание на Перечне. Однако изменения по сравнению с МЗ на 2016 год вероятны хотя бы по той причине, что с 1 января 2017 года вместо ОКВЭД и ОКПД будут действовать ОКВЭД 2 и ОКПД 2.

Финансовое обеспечение

Развитие технологий позволяет включать в условия предоставления субсидии сбор оправдательных документов, свидетельствующих о полном исполнении обязательств:

  • фотографические и видеоматериалы с мероприятий;
  • сведения о проведении мероприятия в конкретном месте в конкретный с подробным описанием, тематики и оформление залов, костюмов организаторов и участников мероприятий;
  • данные о размещении афиш, баннеров пресс-волов, мобильных стендов;
  • сведения, подтверждающие выдачу подарков и призов;
  • отчеты о проведении фуршетов с сервировкой столы и сервисами, соответствующих возрастной категории участников мероприятий.

О таких условиях Соглашения о предоставлении субсидии (далее – Соглашение) можно узнать из Решения Московского городского суда от 4 октября 2016 года по делу № 7-11602/2016 (далее – Решение по делу № 7-11602/2016).
И все же в большинстве случаев возникают не столько из-за сложности условий в Соглашениях, сколько из-за непродуманности финансового обеспечения. Например, при передаче полномочий между различными уровнями бюджета. По осуществлению полномочий по организации досуга и обеспечению жителей услугами культурной сферы может быть передано по соглашению между двумя администрациями:

  • сельского поселения;
  • муниципального района.

Однако передавая полномочия администрации сельских поселений не всегда имеют возможность обеспечить их соответствующим межбюджетным трансфертом на содержание соответствующих учреждений культуры. Подобные ситуации приводят к образованию кредиторской задолженности, например, по оплате тепловой энергии и водоснабжения. Причем для того, чтобы установить истину, нередко необходимо судебные разбирательство (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2016 года № Ф04-3117/2016 по делу № А27-11544/2015).

Муниципальный контроль

Благодаря прозрачности бюджетного процесса, обязательному освещению культурных событий на официальных сайтах муниципалитетов контролировать выполнение МЗ становится все проще. Активность граждан, сообщающих о нарушениях существенно повышает результативность внеплановых проверок.

Пример 1

Рассмотрим проверку организации и проведения комплекса мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в общественную, политическую и культурную жизнь города, сведения о которой зафиксированы в деле № 7-11602/2016 с точки зрения эффективности условий Соглашения, предусматривающих формирование пакета оправдательных документов. Контроль выполнения условий соглашений была осуществлена внепланово, можно предположить, что как часто это бывает – по жалобе потребителя услуг культурной сферы.

1. Фотографические и видеоматериалы с мероприятий, проведенные в разных административных округах города совпадали друг с другом.

2. Сведения о проведении мероприятия в конкретном месте в конкретный с подробным описанием, тематики и оформление залов, костюмов организаторов и участников мероприятий – совпадали друг с другом.

3. Данные о размещении афиш, баннеров пресс-волов, мобильных стендов –отсутствовали.

4. Сведения, подтверждающие выдачу подарков – отсутствовали.

5. Не подтверждены факты проведения фуршетов на 700 человек, в отчетах содержатся лишь сервированные столы и сервисы с размещением алкогольных напитков, что не соответствует возрастной категории участников (дети до 14 лет).

В результате ревизоры смоли подтвердить, что использование субсидии не соответствовала условиям ее предоставления.

Административная ответственность

После подписания акта проверки муниципальные контролеры в большинстве случаев составляют протокол об административном правонарушении (далее – Протокол). Вместе с приложенными к материалам Протокол изначально должен быть направлен для рассмотрения по существу не в суд, а руководителю (заместителю руководителя) контрольного органа – в соответствии с компетенцией.
Пунктом 1.1 статьи 23.1 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14 - 15.15.16 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП. Указанные дела могут быть рассмотрены судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено:

  • инспектором Счетной палаты РФ;
  • уполномоченным должностным лицом контрольно - счетного органа субъекта РФ.

Основанием для привлечения к административной ответственности становится часть 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, которая предусмотрена за нарушение, в том числе юридическим лицом – получателями субсидий, условий предоставления таких субсидий, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 КоАП. Привлечение к рассмотренной административной ответственности влечет наложение административного штрафа на:

  • должностных лиц получателя субсидии (от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей);
  • на юридических лиц – от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

В соответствии с регламентами, утвержденными учредителем, должностные лица муниципальных контрольных органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях. При выявлении в ходе проведения мероприятий по контролю административных правонарушений должностные лица муниципальных контрольных органов возбуждают дела об административных правонарушениях.

Контроль со стороны Счетной палаты

Аналитическая система «Результаты внешнего государственного аудит» на сайте results.audit.gov.ru (далее – Аналитическая система) предназначена для:

  • размещения информации о проведении Счетной палатой внешнего государственного аудита;
  • предоставлением пользователям возможности формирования информации в различных аналитических разрезах.

В начале ноября 2016 года в Аналитической системе было размещено представление Счетной палаты РФ от 19 июля 2016 года № ПР 12-202/12-02 с результатами контрольного мероприятия "Проверка доступности услуг в сфере культуры для граждан РФ, в том числе в:

  • удаленных районах;
  • сельской местности.

В указанные результаты был включен также анализ отдельных мероприятий и показателей ГП РФ "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" в Правительстве Брянской области.
Как показала проверка для выполнения МЗ учреждениям не хватает выделенного финансирования даже для выплаты заработной платы.

Ежемесячная (ежеквартальная) отчетность

Учредитель самостоятельно определяет периодичность представления отчетности:

  • о выполнении МЗ;
  • по использованию субсидий на выполнение МЗ.

Периодичность отчетов – ежемесячная. Контроль выполнения МЗ обеспечен рядом статистических форм отчетности. Они перечислены в разделе VII Письма Минфина России от 16 мая 2011 года № 12-08-22/1959 с комплексными рекомендациями органам местного самоуправления. Перечисленные в указанном письме формы можно найти в приказе Росстата от 30 декабря 2015 года № 671.
Состав форм для отчетности зависит от вида деятельности МБУК. Разработаны отдельны формы для:

  • муниципальных библиотек;
  • учреждениях культурно - досугового типа;
  • музеев и театров;
  • парков культуры и отдыха (городских садов);
  • цирка и циркового коллектива;
  • зоопарка (зоосада);
  • детской музыкальной, художественной, хореографической школе и школе искусств.

Формы для указанных учреждений как основной документ статистической отчетности дают представление о тех изменениях, которые происходят в учреждениях в сфере культуры за отчетный период.

Текстовые годовые отчеты

Некоторые муниципалитеты вводят для подведомственных учреждений так называемые текстовые годовые отчеты о выполнении МЗ, которые в конечном итоге консолидируется по всем МБУК. Консолидированный отчет необходим при проведении:

  • отчетов перед населением и собранием депутатов;
  • заседаний коллегии при главе муниципального образования, а также попечительских советов учреждений отрасли «Культура».

Указанные отчеты размещают в сети Интернет (в том числе на официальном сайте администрации муниципального образования), полностью или частично передают в СМИ.
Структура и формат текстовых отчетов определяются какими-либо нормативно - правовыми актами. МБУК указывают:

  • виды бесплатных и платных услуг, предоставляемых населению и организациям;
  • анализ экономической и социальной эффективности предоставляемых услуг, включая доступность для населения;
  • предоставление льгот отдельным категориям граждан (ветеранам, многодетным семьям, инвалидам);
  • соотношение количества платных и бесплатных мероприятий, количества посетителей на платной и бесплатной основе.

К разделам могут быть приложены различные подтверждающие и аналитические документы:

  • маршруты работы передвижных культурных центров;
  • фотографические материалы;
  • диаграммы динамики количественных показателей.

Также все виды МБУК отражают в текстовом отчете, такие показатели, как:

  • доходы от уставной и предпринимательской деятельности в расчете на одного специалиста;
  • доля заработанных и привлеченных средств в общих доходах;
  • доля нового оборудования от общего количества единиц;
  • средняя цена одного посещения учреждения за счет бюджета, руб. (расчет по поступлениям от основной деятельности) и в % от минимальной заработной платы;
  • себестоимость одного посещения учреждения, руб. и его изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом.

Не менее важен и показатель средней зарплаты работника, руб./мес., а также ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в области, муниципальном образовании, %.

Дисциплинарная ответственность за непредставление отчетности

При несоблюдении сроков на должностное лицо МБУК может быть наложена дисциплинарная ответственность, поскольку работник обязан, в том числе добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину (ч. 2 ст. 21 ТК РФ).

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ).

Такое привлечение к дисциплинарной ответственности не всегда правомерно. Апелляционным определением Самарского областного суда от 20 апреля 2015 года по делу № 33-4253/2015 было удовлетворено требование о признании незаконным и отмене распоряжения о применении дисциплинарного взыскания.

Как установлено судом в соответствии с должностной инструкцией истица – работник МБУК подчинялась непосредственно:
Руководителю Департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики городской Администрации (далее – Департамент);
Заместителю руководителя департамента - руководителю управления культуры.

В должностные обязанности истицы входило принятие решений по вопросам, касающимся финансово - экономической, творческой и производственной деятельности учреждения, обеспечение соблюдения законности в деятельности учреждения.

В ходе судебного разбирательства выяснилось, что Департамент потребовал от истицы письменные объяснения по факту непредставления ежемесячных отчетов по использованию субсидий на выполнение муниципального задания. Согласно Акту проверки, учреждением представлены все отчеты за 2014 г. Свидетель – заместитель директора МБУК подтвердила, что она лично сдавала все отчеты в Департамент, передавая их куратору и дополнительно по электронной почте.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль