Налог на имущество в бюджетных учреждениях в 2017 году

2730
Расчет нормативных затрат без которого невозможно определить величину субсидии для выполнения государственного (муниципального) задания, включает в себя и расчет налога на имущество организаций (далее – НИМ). Как запланировать величину НИМ, что регионалы могут изменить в 2017 году, и как не пропустить важные сроки – читайте в нашей статье.

Объект налогообложения

В силу регионального характера НИМ при планировании расходов на его уплату необходимо проверить обновления регионального законодательства. Это можно сделать уже сейчас, так как вряд ли региональные законодатели нарушат статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) согласно которой:

  • Вступление в силу принятых законов, налагающих на бюджетные учреждения (далее – БУ) дополнительные обязательства фактически ограничено 1 декабря 2016 года;
  • Законы, принятые позднее 1 декабря 2016 года, имеющие обратную силу допустимы только в том случае, если они отменят НИМ для БУ или устранят их обязанности как налогоплательщика, снизят размеры налоговой ставки НИМ или иным образом улучшат положение БУ, как налогоплательщика НИМ.

Меньше всего вопросов относительно 2017 года вызывает привычный объект налогообложения – среднегодовая стоимость имущества, а больше всего бухгалтеров беспокоит относительно новый объект налогообложения – кадастровая стоимость некоторых видов недвижимости. Оценить возможность возникновения нового объекта налогообложения можно по наличию ряда обязательных условий. Прежде всего проверьте:

  • Была ли проведена кадастровая оценка потенциальных объектов налогообложения (во многих регионах она есть в Калининградской области такая оценка была проведена еще в 2012 году);
  • Утвержден ли вашим субъектом РФ кадастровый перечень имущества (далее – Кадастровый перечень).

Отметим, что публикация Кадастрового перечня на официальном сайте должна произойти до 1 января 2017 года. Недвижимость должна находится в оперативном управлении БУ.

Плательщики налога

В связи с наличием по НИМ совершенно различных налоговых баз, необходимо выделять плательщиков с объектами в виде среднегодовой и кадастровой стоимости. Объявить, что БУ не относятся к плательщикам НИМ может только региональное законодательство, НК РФ никаких исключений в отношении БУ не содержит. А вот применения льгот можно проверить и на федеральном уровне.

Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2015 года № 2660-р утвержден перечень государственных научных центров (далее – Перечень № 2660-р и ГНЦ, соответственно), комплекс имущества которых полностью выпадает из-под налогообложения (п. 15 ст. 381 НК РФ). В указанном перечне есть и БУ. Учреждений интересующего нас типа – немного и на момент размещения настоящего материала на сайт никаких изменений его содержания не было.
В отношении Перечня № 2660-р уже появилась судебная практика – Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2016 года № 10АП-12165/2016 по делу № А41-23959/16. Решение суда было принято не в пользу налогоплательщика, который считал себя ГНЦ, не сверившись с Перечнем № 2660.

Виды недвижимости, типичные для БУ и попадающие под особое обложение НИМ по объекту «кадастровая стоимость», для краткости можно представить так:

  • административно-деловые центры и помещения в них (далее – объект «А»);
  • нежилые помещения (далее – объект «Н»);
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые в составе основных средств (далее – объект «Ж»).

Региональные законодатели вкладывают нечто свое в этот укороченный нами список, составленный на основе НК РФ. Главное – понять, что никаких льгот НК РФ в отношении БУ ни по одному из указанных объектов не предусматривает.

Льготы по отдельным видам имущества

Наиболее распространенная льгота – исключения при расчете налоговой базы по НИМ движимого имущества, которое относится к первой и второй амортизационной группе. До 1 января 2015 года из-под налогообложения выпадало все движимое имущество, поставленное на баланс позднее 1 января 2013 года.

Также в 2017 году НИМ по-прежнему не будут взимать со следующих объектов, которые могут быть и в оперативном управлении у БУ:

  • непроизведенные активы (отметим, что важность кадастровой оценки земли все равно остается – для земельного налога);
  • признанные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);
  • ядерные установки, применяемые в науке, пункты хранения радиоактивного сырья и отходов;
  • атомные ледоколы, космические объекты, суда, включенные в международный реестр.

Региональные льготы необходимо проверить по законам, принятым относительно тех территорий, где расположены:

  • БУ и его подразделения;
  • имущество БУ.

От уплаты НИМ освобождены БУ:

  • города Москвы и его внутригородских муниципальных образований;
  • созданные Санкт-Петербургом.

Право на льготы предусматривают отнюдь не все региональные законодатели. Пример – Московская область (далее – МО). Так, из Закона МО от 24 ноября 2004 года № 151/2004-ОЗ о льготном налогообложении уже давно исключены статьи о льготировании не только БУ, но государственных (муниципальных) учреждений. Причем отсылка на указанный закон дана и особенно интересном, учитывая тему настоящего материала, Законе МО от 21 ноября 2003 года № 150/2003-ОЗ о НИМ в МО. БУ в МО могут применять льготы по НИМ на общих основаниях. Кроме МО не упоминает о льготах и Алтайский край и некоторые другие регионы.

Региональные особенности обложения по кадастровой стоимости

Виды облагаемой недвижимости, типичные для БУ, в том числе объект «А» установлены не во всех регионах. Отсутствуют упоминания о каких-либо льготах в законодательстве таких регионов, как:

  • Московская, Амурская, Костромская, Псковская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области;
  • республика Северная Осетия-Алания;
  • Ставропольский, Хабаровский край.

В законах других регионов уточнено, что налоговую базу в отношении помещений, находящихся в оперативном управлении БУ рассчитывать не нужно. Например, такой порядок действует в отношении БУ, расположенных в таких регионах, как:

  • города федерального значения Москва и Санкт-Петербург;
  • Кемеровская, Кировская области;
  • Приморский край;
  • республика Башкортостан.

Однако есть регионы, которые не уточнили необходимо ли БУ рассматривать объект «А», как налогооблагаемый. Это такие регионы, как:

  • Алтайский, Забайкальский края;
  • Белгородская, Вологодская, Ивановская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Томская, Тульская, Тюменская, Челябинская области;
  • Кабардино-Балкарская, Чеченская республики;
  • республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Коми, Татарстан, Хакасия;
  • Ханты- Мансийский автономный округ – Югра.

В некоторых регионах, не предусмотревших льготы по объекту «А» для БУ, такой объект впервые введен именно с 2017 года. Например, это – Калининградская область.

Требуются дополнительные разъяснения

В отдельных регионах льготирование объекта «А» привязано не к типу учреждения, а к:

  • его виду (например, только для муниципальных учреждений);
  • предназначению помещения.

Причем предназначение помещений может быть очень широким. Так, льготируемый объект «А» может быть фактически предназначен для:

  • размещения объектов бытового обслуживания;
  • выполнения государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ).

В рамках выполнения ГОЗ могут быть рассмотрены и совершенно мирное использование объекта:

  • для организации питания работников;
  • под объекты социальной сферы, используемые для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Сюда же отнесены и объекты «А» переданные в аренду для использования в тех перечисленных целях. Такое, довольно сложное определение льготируемых объектов «А» можно найти в пункте 1 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ о НИМ в указанной республике. Рассмотренное положение регионального закона настолько сложное, что в каждом конкретном случае БУ лучше получить соответствующие разъяснения в налоговом органе.

Ставка налога

В 2017 году для расчета НИМ на федеральном уровне действуют такие ставки:

  • 2,2% по остаточной стоимости;
  • 2% по кадастровой стоимости.

Регионы могут установить понижение указанных ставок НИМ. Так как порядок налогообложения среднегодовой стоимости в 2017 году будет мало чем отличим от аналогичных процедур в 2016 году, рассмотрим наиболее актуальные сейчас ставки с кадастровой стоимости.
Некоторые регионы России применяют несколько ставок, в зависимости от вида недвижимости. Так, в Нижегородской области помимо максимальной ставки в 2% действует налоговая ставка в размере 0,5 %. Пониженная ставка установлена, в частности, для помещений на объектах «А», если их используют:

  • научные БУ;
  • для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что средства указанных фондов составляют не менее 30 % всех доходов, полученных в отчетном (налоговом) периоде.

Могут быть установлены различные ставки для объектов «А», «Н» и «Ж». Так, в Кировской области установлены налоговые ставки для объектов:

  • «А» и «Н» - 1%;
  • «Ж» - 2%.

Некоторые регионы дополнительно детализируют указанные объекты по площади. В Магаданской области действуют налоговые ставки:

  • 1% для объектов «Н»;
  • 1,5% для объектов «А» площадью до 3 000 кв. м.;
  • 2% для остальных объектов.

Единые ставки, а также отдельные ставки для налогоплательщиков на общей системе налогообложения имеют очень широкий диапазон:

Ставка

Регион

0,3%

в Республике Бурятия;

0,5%

Вологодская область;

0,7%

в Ивановской области;

0,75%

в Калининградской области;

0,8% в

Республике Дагестан;

0,9% в

Самарской области;

1%

в Саратовской и Томкой областях;

1,2%

в Республике Татарстан;

1,5%

в Забайкальском крае, Республике Хакасия, Свердловской, Рязанской и Челябинской областях, Удмуртской Республике;

Максимальная ставка установлена в Алтайском крае и других субъектах, утвердивших Кадастровый перечень.

Сумма налога для расчета нормативных затрат

Для определения годовой суммы налога в целях расчета нормативных затрат необходимо кадастровую стоимость умножить на ставку налога.

Пример 1

Предположим, что кадастровая стоимость здания, с которой БУ платит НИМ составила 7 млн. руб., а ставка в субъекте установлена на уровне 1,5%. Годовая сумма НИМ, запланированная к уплате в 2017 году, составит 105 тыс. руб. (7 000 000 Х 1,5%).

Однако это – лишь часть расчета. Необходима еще сумма НИМ со среднегодовой стоимости имущества.

Пример 2

Если НИМ со среднегодовой стоимости составил 120 тыс. руб., то в расчете нормативных затрат необходимо отразить общую сумму НИМ 325 тыс. руб. (105 тыс. руб. + 120 тыс. руб.).

Однако расчет НИМ со среднегодовой стоимости не так схематичен, как с кадастровой

Расчет налога со среднегодовой стоимости

Формулы расчета среднегодовой стоимости имущества приведены в пунктах 1, 3 статьи 375, а также пунктах 1, 4 статьи 376 НК РФ. Для того чтобы рассчитать предполагаемую среднегодовую стоимость имущества за 2017 год необходимо хотя бы примерно знать, какая остаточная стоимость сложится на 1 числа каждого месяца 2017 года. Для этого придется определить, в том числе стоимость вводимых средств, предполагаемую амортизацию и число месяцев их нахождения на балансе в 2017 году.

Пример 3

БУ рассчитало остаточную стоимость основных средств, с учетом приобретений и запланированных выбытий на 1 число каждого месяца 2017 года и на 31 декабря 2017 года, в рублях. Для удобства расчетные показатели можно выписать в столбик и просуммировать:

  • 4 567 876
  • 4 417 876
  • 4 267 876
  • 4 117 876
  • 3 967 876
  • 3 817 876
  • 3 667 876
  • 3 863 662
  • 3 702 430
  • 3 541 198
  • 3 391 198
  • 3 241 198
  • 3 091 198

Итоговая сумма – 49 656 016 руб. Её нужно разделить на 13. Таким образом среднегодовая стоимость будет равна 3 819 694 руб. НИМ, при ставке 2,2% составит 84 033 руб. (3 819 694 руб. х 2,2%).

Уплата налога на имущество бюджетными учреждениями и подача декларации

Сроки уплаты НИМ и авансовые платежи по нему должны быть установлены законами субъектов РФ, а вот сроки представления налоговой отчетности регламентированы исключительно пунктами 2 и 3 статьи 386 НК РФ:

  • 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода для расчетов по авансовым платежам;
  • не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом – для налоговой декларации.

Сроки уплаты НИМ, а также в отдельных регионах авансовых взносов по НИМ совпадают со сроками подачи декларации (авансового расчета). Среди таких субъектов РФ:

  • Алтайский край;
  • Республики Бурятия, Дагестан;
  • Калининградская область.

И все же во многих регионах установлены строгие сроки уплаты, не позднее:

  • 1 апреля для налогового платежа и 1 мая, 1 августа и 1 ноября для авансовых платежей – в Рязанской области;
  • 15 апреля для налогового платежа и 10 мая, 10 августа и 10 ноября для авансовых платежей в Приморском крае;
  • 1 апреля для налогового платежа и 30 апреля, 31 июля и 31 октября для авансовых платежей в Кабардино-Балкарской Республике.

Однако в некоторых регионах БУ фактически должны заплатить на 5 раньше крайнего срока сдачи отчетности:

  • 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом и по авансовым платежам – не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (в Ярославской области);

Более удобен подход как в Ивановской области, где оплату необходимо произвести в:

  • пятидневный срок со дня сдачи авансовых расчетов;
  • в десятидневный со дня сдачи налогового отчета.

Примерно такой же десятидневный срок уплаты НИМ (10 апреля) и не позднее 35 дней со дня окончания отчетного периода для авансовых платежей установлены в Самарской, Томской и многих других областях. Если и другие сроки. Если говорить только об авансовых отчетах, то это:

  • 40 дней в Нижегородской области;
  • 45 дней в Ставропольском крае.

Встречается даже упоминание календарных дней. В Белгородской области авансовые платежи должны быть перечислены не позднее 5 календарных дней после подачи отчета.
Такое разнообразие еще раз подчеркивает необходимость тщательного изучения регионального законодательства во избежание начисления пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых взносов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль