Бюджетная смета муниципального учреждения на 2017 год

982
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет, в том числе муниципальных казенных учреждений (далее – Общие требования, смета и МКУ, соответственно) в 2016 году претерпели несколько изменений. Поскольку основная масса этих изменений вступит для МКУ лишь в конце 2017 года, рассмотрим составление смет, а также проверку составления и ведения смет на практических примерах.

Обзор нормативно-правовой базы

Порядки составления (утверждения, ведения) смет (далее – Порядки) устанавливают главные распорядители бюджетных средств (далее – ГРБС) – различные органы местного самоуправления (далее – ОМСУ), в соответствии:

  • с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ;
  • со статьями 158, 161, 221 БК РФ;
  • с Общими требованиями, утвержденными Приказом Минфина России от 20 ноября 2007 года № 112н (далее – Приказ № 112).

При разработке порядка могут быть учтены:

  • муниципальные нормативные акты (далее – МНА), например – постановления ОМСУ об утверждении перечня подведомственных муниципальных учреждений;
  • уставы (например, городского округа).

Общие требования в 2016 году были изменены несколькими приказами Минфин России:

  • от 17 декабря 2015 года № 201н (далее – Приказ № 201н), вступил в силу 6 февраля 2016 года
  • от 30 сентября 2016 года № 168н (далее – Приказ № 168н).

В отношении сметы на 2017 год Общие требования продолжают действовать в редакции Приказа № 201н, так как Приказ № 168н вступил в силу 14 ноября 2016 года только для федеральных казенных учреждений (далее – ФКУ).
Самое важное изменение внесенное Приказом № 201н связано с применением кода классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ). Из формы бюджетной сметы удалена графу "7". Соответственно с 2016 года показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов Классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до:

  • кодов подгрупп;
  • элементов видов расходов классификации расходов бюджетов.

Если руководитель казенного учреждения наделен правом утверждать бюджетную смету, то ее показатели могут быть дополнительно детализованы по кодам статей КОСГУ (большинство ГРБС используют эту возможность)
Действие Приказа № 168н на МКУ скажется только при составлении сметы на 2018 год (плановый период 2019 и 2020 гг.). По этой причине в рамках настоящей статьи Приказ № 168н рассмотрен не будет.

Общие требования в Порядках

Общие требования, изложенные в Порядках более сжаты, чем Общие требования, утвержденные Приказом № 112н. Они отражают следующие моменты:

  • кто составляет смету, при этом могут быть указаны как МКУ, так и получатели бюджетных средств (далее – ПБС), что сути не меняет;
  • основание для составления сметы –разработанные и установленные (согласованные) ГРБС или распорядителем бюджетных средств (далее – РБС) на соответствующий финансовый год (финансовый год и плановый период) расчетные показатели, характеризующих деятельность МКУ и доведенные объемы лимитов бюджетных обязательств (далее ЛБО);
  • форма сметы (всегда приложена к Порядку);
  • кто подписывает заполненную форму (обычно руководитель МКУ или иное уполномоченное им лицо, директор центральной бухгалтерии, начальники планово-экономических отделов и непосредственные исполнители);
  • сколько экземпляров сметы должно быть составлено (обычно два);
  • единицы измерения в смете (целые рубли с двумя десятичными знаками, но могут быть и тыс. руб., как в приложенном к настоящему материалу образце сметы);
  • Состав приложений к смете (обоснования и расчеты плановых сметных назначений на текущий финансовый год);
  • кто подписывает обоснования и расчеты (руководитель МКУ или иное уполномоченное им лицом, а также исполнитель);
  • срок составления проекта сметы (далее – проект) – чаще всего 10 рабочих дней с того момента, как МКУ получит ЛБО.

Также в общих требования обычно даны разъяснения по проекту сметы, форма которого так же как и форма самой сметы должна быть приложена к Порядку. Так в зависимости от того на какой период (1-летний или 3-летний) составляется проект бюджета, точно на такой же период должен быть сформирован и проект сметы (на этапе составления проекта бюджета).

Форма сметы и порядок заполнения

Большинство ГРБС используют типовую форму сметы, приложенную к Общим требованиям и лишь иногда используют свое право при установлении порядка составления (утверждения, ведения) сметы:

  • вносить в форму сметы дополнительные реквизиты и разделы;
  • определить правила ее заполнения.

Можно быть уверенными, что несмотря на то, что Приказ № 168н пока распространяется только на ФКУ, все же муниципалы учтут изменения в рекомендуемой форме сметы и:

  • заменят ОКАТО на ОКТМО;
  • отредактируют строки подписи руководителя планово-финансовой службы.

Менее очевидна необходимость изменений связанных с размещением в верхнем правом углу грифа согласования. Если только Порядок будет предусматривать согласование сметы (п. 5 Общих требований). То же самое и с названием сметы – оно зависит от того на сколько лет утвержден муниципальный бюджет. В зависимости от этого возможны два варианта:

  • «Бюджетная смета на 2017 год»;
  • «Бюджетная смета на 2017 финансовый год (на плановый период 2018 и 2019 годов).

Однако если будет учтен и плановый период, то тогда не вполне понятно, нужно ли в отношении МКУ учитывать изменения, внесенные Приказом № 168н в Общие требования или нет.

Детализация по КОСГУ

Например, для дополнительной детализации показателей сметы по кодам аналитических показателей может быть обозначена следующая кодировка:

  • 211 – Заработная плата;
  • 212 – Прочие выплаты;
  • 213 – Начисления на выплаты по оплате труда;
  • 221 – Услуги связи;
  • 222 – Транспортные услуги;
  • 223 – Коммунальные услуги;
  • 224 – Арендная плата за пользование имуществом ;
  • 225 – Работы, услуги по содержанию имущества;
  • 226 – Прочие работы, услуги;
  • 310 – Увеличение стоимости основных средств;
  • 340 – Увеличение стоимости материальных запасов;
  • 290 – Прочие расходы;
  • 262 – Социальное обеспечение.

Утверждение смет

Утверждение зависит от статуса МКУ. Оно может быть как ГРБС, так и ПБС. Смету ГРБС утверждают:

  • руководитель этого же ГРБС;
  • иное уполномоченное указанным руководителем лицо.

Смету МКУ, не являющегося ГРБС, утверждает руководитель учреждения. В любом из двух случаев смета должна быть:

  • заверена гербовой печатью;
  • утверждена в двух экземплярах.

Соответственно один экземпляр забирает себе МКУ – для исполнения, второй – должен быть предоставлен в соответствующий финансовый орган.
Отметим, что в разделе с описанием утверждения сметы может быть указано, что реорганизуемое МКУ составляет смету в порядке, аналогичном составлению сметы другими учреждениями.
В разделе Порядка с общими требованиями к утверждению смет нередко можно найти продолжение темы общих требований. Так, может быть указано, что смете должны быть приведены только те коды классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, по которым учреждение предусматривает затраты.

Ведение смет

Согласно пункту 11 Общих требований ведения сметы является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих ЛБО. Внесение изменений в смету ЛБО должны быть оформлена расчетами и обоснованиями вносимых изменений.
Утверждение изменений осуществляется так же как и утверждение первоначального варианта сметы. Однако ГРБС могут предусмотреть и особенности. В случае внесения изменений в течение месяца, по истечении этого месяца до 10 числа месяца, следующего за отчетным, нужно будет сформировать уточненную смету. Форма уточненной сметы так же как и сметы первоначальной приложена к Порядку.
Уточненная смета составляется по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным месяцем текущего финансового года.

Исходные данные проверки правильности составления и ведения сметы

Проверки подведомственных МКУ должны быть включены в составленный ГРБС план проведения внутреннего финансового контроля (финансового аудита). Проверяющие прежде всего используют и анализируют:

  • нормативные правовые акты РФ и субъекта РФ, а также МНА;
  • организационно-распорядительные документы проверяемого МКУ.

Приведем пример исходных данных для такой проверки. Поскольку сметы 2017 года не будут кардинально отличатся от смет 2016 года рассмотрим в качестве примера реальную проверку, проведенную в первом полугодии 2016 года в одном из районов Красноярского края.

Пример

Субъект проверки – МКУ «Служба заказчика» (далее – МКУ СЗ), осуществляющий выполнение работ и оказание услуг в целях осуществления полномочий ОМСУ в области:

  • жилищно-коммунального хозяйства;
  • строительства и транспорта.

Кроме Устава МКУ СЗ к проверке представлена следующая документация за 2016 год:

  • смета, составленная и утвержденная в порядке, определенном районной администрацией 28 января 2016 года (далее – Порядок N-ского района);
  • расчет плановых показателей, использованных при формировании сметы (далее – Расчет плановых показателей);
  • штатное расписание;
  • муниципальные контракты.

Утвержденные показатели сметы составили 2 109, 4 тыс. руб., что соответствует ЛБО, доведенным до МКУ МЗ. Согласно Расчету плановых показателей, использованных при формировании сметы на 2016 год предусмотрены расходы на оплату:

  • заработной платы – 1458,6 тыс. руб.;
  • начислений на выплаты по оплате труда – 440, 5 тыс. руб.;
  • услуг связи – 22,8 тыс. руб.;
  • транспортных услуг при командировках – 4,4 тыс. руб.;
  • ремонт и обслуживание оргтехники (компьютеров, принтеров), заправку картриджей – 9,8 тыс. руб.;
  • прочих услуг (приобретение и обновление ПО, оплата обучающих семинаров) – 132,3 тыс. руб.;
  • канцелярский товаров – 41,0 тыс. руб.

На момент проведения проверки изменений в смету внесено не было.
Получив исходные данные, проверяющие приступают к анализу.

Анализ расчета плановых показателей

Расчет плановых показателей анализируется путем сравнения показателей, использованных при формировании данных с основаниями расчета таких показателей. Рассмотрим указанное сравнение на примере.

Пример

Продолжим пример 2. Анализ Расчета плановых показателей не выявил расхождений между штатным расписанием и расходами на

  • заработную плату;
  • начисления на выплаты по оплате труда.

Не было обнаружено расхождений и по расходам, предусмотренным на приобретение:

  • канцелярских товаров;
  • писчей бумаги;
  • картриджей к принтерам.

Согласно Расчета плановых показателей указанные расходы составили 41,0 тыс. руб., что соответствовало Порядку материально-технического и организационного обеспечения деятельности ОМСУ N-ского района, утвержденного соответствующим решением N-ского районного Совета депутатов № 01-09 (далее – Решение № 01-09).
При анализе расходов на оплату услуг связи проверяющие выяснили, что они предусматривают услуги на общую сумму 20,2 тыс. руб., в том числе услуги:

  • внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи – 8,7 тыс. руб.;
  • местной связи (абонентская плата за основные услуги) – 11,5 тыс. руб.

В результате арифметической ошибки в итоговой строке «211 – Услуги связи» МКУ СЗ обозначило сумму 22,8 тыс. руб., которая и была утверждена в смете. Расхождение составило 2,6 тыс. руб. (22,8 тыс. руб. – 20,2 тыс. руб.). На период проведения проверки свободный лимит бюджетных ассигнований не подтвержденный заключенными муниципальными контрактами был равен обнаруженной сумме расхождений – 2,6 тыс. руб.

Типичные нарушения

Проверяющие не зря просят Устав МКУ при проведении проверок правильности составления и ведения сметы. Как показывает практика, нередко наименование МКУ не соответствует наименованию, прописанному в Уставе МКУ. Однако к типичным нарушениям необходимо отнести, прежде всего ошибки в кодировке расходов.

Пример

Продолжим примеры 2 и 3. При планировании расходов на транспортные услуги МКУ МЗ ошиблось с кодом расходов. Вместо 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» был применен код 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Таким образом МКУ МЗ допустило нарушение подпункта 5(1).2 раздела III Приказа Минфина России от 1 июля 2013 года № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ". Однако и в этом случае на период проведения проверки свободный лимит бюджетных ассигнований был равен обнаруженной сумме расхождений – 4,4 тыс. руб.

Результативная часть проверки

Проверки составления и ведения смет не подразумевают карательный смысл. Цель таких проверок – помочь учреждению устранить недочеты, так как в целом содержание смет не противоречат законодательству.

Пример

Продолжим примеры 2-4. Проверка правильности составления и ведения сметы МКУ СЗ показала, что:

  • смета составлена и утверждена в соответствии со статьей 221 БК РФ;
  • утвержденные показатели сметы соответствуют ЛБО, доведенным до МКУ СЗ;
  • при планировании расходов на транспортные услуги применен неверный вид расходов;
  • расходы на материально-техническое и организационное обеспечение деятельности МКУ МЗ предусмотрены в соответствии с Решением № 01-09;
  • представленный на проверку Расчет плановых показателей носит целевой характер расходов.

Главный вывод проверки – фактов необоснованно запланированных расходов не установлено.
В соответствии с выводами проверки МКУ необходимо вносить необходимые изменения в сметы возвращать в бюджет неиспользованные суммы бюджетных ассигнований. Однако если фактически никакого урона бюджету не нанесено, то можно не ожидать административных штрафов и дисциплинарных взысканий.

Пример, как заполнить бюджетную смету

Учредитель ФКУ «Альфа» довел до учреждения ЛБО на 2017 год.

Объем ЛБО составил 47 770 500 руб., в том числе:

Показатель

Вид расходов

Сумма, руб.

Зарплата

111 «Фонд оплаты труда учреждений»

34 548 000

Прочие выплаты

112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»

484 000

Обязательные страховые взносы на зарплату

119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений»

10 433 500

Закупка в сфере информационно-коммуникационных технологий

242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий»

110 000

Прочая закупка товаров, работ и услуг

244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд»

2 195 000

На основе данных учредителя и предварительных расчетов (обоснований) к смете экономист «Альфы» составил обоснования (расчеты) плановых сметных показателей и заполнил бюджетную смету на 2017 год в системе «Электронный бюджет». Смету проверил начальник планово-финансовой службы и директор учреждения.

Составленную смету вместе с расчетами экономист «Альфы» передал в ГРБС.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль