Внешний государственный (муниципальный) контроль

252
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 265 БК РФ). Рассмотрим более подробно полномочия органов, осуществляющих внешний госфинконтроль в РФ.

Счетная палата РФ – конституционный орган, осуществляющий внешний государственный финансовый контроль. Как было отмечено выше, ее деятельность обеспечивается в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41­ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон о Счетной палате).
Счетная палата РФ является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию. В рамках задач, определенных законодательством РФ, она обладает организационной, функциональной и финансовой независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Задачи Счетной палаты РФ

Законом о Счетной палате на нее возлагаются следующие задачи:

  • организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально­экономического  развития РФ;
  • определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах своей компетенции, в т. ч. для целей стратегического планирования социально­экономического развития РФ;
  • анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах своей компетенции, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
  • оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах своей компетенции;
  • определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных кредитных организациях РФ;
  • обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

В рамках госфинконтроля Счетная палата РФ наделяется следующими функциями:

  • осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;
  • проведение проверки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • проведение по месту расположения объектов аудита (контроля) ревизий и тематических проверок по отдельным разделам (подразделам), целевым статьям и видам расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля);
  • аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
  • проверка и анализ эффективности внутреннего аудита, осуществляемого в объектах внешнего государственного аудита (контроля);
  • систематический анализ итогов проводимых контрольных и экспертно­аналитических мероприятий.

Согласно статье 30 Закона о Счетной палате контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, органы государственной безопасности, правоохранительные органы, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, Банк России, финансовые органы, налоговые органы и иные государственные органы обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты РФ, предоставлять по ее запросам информацию, необходимую для выполнения ею своих задач и функций.

Полномочия Счетной палаты РФ

В соответствии со статьей 14 Закона о Счетной палате она обладает следующими полномочиями:

  • осуществляет контрольную,  экспертно­аналитическую,  информационную и иные виды деятельности (финансовый аудит (контроль); аудит эффективности; стратегический аудит; аудит государственных программ РФ (федеральных целевых программ); оценка федеральных инновационных проектов, имеющих высокорисковый характер; аудит государственных и международных инвестиционных проектов; аудит федеральных информационных систем и проектов; аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля));
  • направляет по результатам контрольных и экспертно­аналитических мер приятий соответственно представления, предписания, уведомления о приме­ нении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, пере­ дает соответствующие материалы в правоохранительные органы;
  • получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;
  • получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);
  • запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);
  • привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно­аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно­ исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;
  • осуществляет по обращениям контрольно­счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно­счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;
  • организовывает взаимодействие с контрольно­счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, в т. ч. по вопросам планирования и про­ ведения на территориях соответствующих субъектов РФ и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно­аналитических мероприятий;
  • оказывает контрольно­счетным органам субъектов РФ и муниципальных образований организационную, правовую,  информационную,  методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно­счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований;
  • анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально­экономического развития РФ, а также критериев и методов их оценки;
  • осуществляет иные полномочия.

В силу статьи 33 Закона о Счетной палате она организует свою работу в соответствии с основными направлениями своей деятельности, годовыми планами, которые формируются исходя из необходимости обеспечения выполнения ее задач, функций и полномочий.
Планирование деятельности Счетной палаты РФ осуществляется в целях содействия реализации документов стратегического планирования развития РФ.
Планирование должно обеспечивать сбалансированность и комплексность мероприятий стратегического аудита, аудита эффективности и финансового аудита (контроля), а также учитывать взаимосвязь достижения целей стратегического аудита на основе результатов мероприятий аудита эффективности, основанных на данных финансового аудита (контроля). Реализация планов Счетной палаты РФ учитывает последовательность оценки результатов финансового аудита (контроля), аудита эффективности и стратегического аудита.
Контрольные и экспертно­аналитические мероприятия, не включенные в годовой план работы Счетной палаты РФ, не проводятся.

Методы контроля

К методам осуществления контрольной и экспертно­аналитической деятельности Счетной палаты РФ относятся:

  • проверка;
  • ревизия;
  • анализ;
  • обследование;
  • мониторинг (применяется в целях сбора и анализа информации о предмете и деятельности объекта аудита (контроля) на системной и регулярной основе).

Счетная палата РФ анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования и исполнения доходов и расходов федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата РФ направляет органам государственной власти, иным государственным органам, руководителям объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ.
Согласно статье 27 Закона о Счетной палате при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях невыполнения представлений Счетной палаты РФ, несоблюдения сроков их рассмотрения, создания препятствий для проведения контрольных и экспертно­аналитических мероприятий Счетная палата РФ направляет должностным лицам объектов аудита (контроля) предписания.
Согласно части 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей (или дисквалификацию на срок до 3 лет).
Закон о Счетной палате предусматривает возможность направления уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Данную норму внес Федеральный закон от 23.07.2013 № 252­ФЗ.
Наряду со Счетной палатой РФ субъекты РФ и муниципальные образования создают контрольно-счетные органы на своих территориях по нормам Федерального закона № 6-ФЗ. Контрольно-счетный орган субъекта РФ и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ или представительному органу муниципального образования. Полномочия контрольно-счетного органа субъекта РФ и муниципального образования указаны в ст. 9 Федерального закона № 6-ФЗ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль