Понятие государственного (муниципального) контроля

174
Государственному (муниципальному) финансовому контролю посвящена глава IX БК РФ, в которой раскрыты его виды, методы осуществления, полномочия органов внутреннего, внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, а также Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований). Рассмотрим далее какие виды государственного (муниципального) контроля существуют, полномочия контрольных органов.

В соответствии с положениями статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Внешний госфинконтроль

Внешний госфинконтроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ, контрольно­счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (далее – органы внешнего финансового контроля).
В рамках своих полномочий органы внешнего финансового контроля:

  • проводят проверки, ревизии, обследования;
  • направляют объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
  • направляют органам и должностным лицам, уполномоченным принимать решения о применении предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
  • осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных право­ нарушениях.

Внутренний госфинконтроль

Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

  • проводятся проверки, ревизии и обследования;
  • направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;
  • направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении  бюджетных мер принуждения;
  • осуществляется производство по делам об административных правонарушениях.

При осуществлении полномочий по внутреннему финансовому контролю Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) проводится санкционирование операций.
Функции внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита выполняют также главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета. Данная норма закреплена статьей 160.2­1 БК РФ.
Согласно части 1 указанной статьи главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:

  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджет­ ной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Отметим, что до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 № 252­ФЗ ГРБС (РБС) наделялись контрольными полномочиями за подведомственными РБС и ПБС в части обеспечения правомерного, целевого и эффективного использования бюджетных средств. Кроме того, они осуществляли контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении данных средств из бюджета (статья 269 БК РФ в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63­ФЗ).
Внесение поправок в БК РФ не исключает полномочия ГРБС (РБС) по контролю деятельности подведомственных им учреждений. Данное право закреплено за ними частью 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7­ФЗ «О некоммерческих организациях» (контроль за деятельностью бюджетных учреждений осуществляется главным распорядителем бюджетных средств (иным уполномоченным нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципального образования органом)), а также частью 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174­ФЗ «Об автономных учреждениях» (контроль за деятельностью автономных учреждений входит в полномочия учредителя (иного уполномоченного нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципального образования органа).
Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов бюджета и подведомственными администраторами доходов бюджета.
В свою очередь, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором и подведомственными администраторами.
В силу части 4 статьи 160.2­1 БК РФ названные органы (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Чем отличается  государственный (муниципальный) финансовый контроль от внутреннего контроля?

Следует отличать государственный (муниципальный) финансовый контроль (в т. ч. внутренний и внешний) от внутреннего контроля. Первый производится в целях соблюдения бюджетного законодательства РФ (понятие (состав) которого дается в статьях 1 и 2 БК РФ) и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 3 БК РФ). Второй реализуется ГРБС (РБС) и ограничен проверкой соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, подготовки и организации мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств подведомственными  учреждениями.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для главных бухгалтеров и экономистов государственных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту. Вам также станет доступно:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

И еще в июне всем подарок! Пилотный номер журнала, где дано более 30 ответов на самые --->> популярные вопросы бухгалтеров госсектора

Фото

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ
Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль