Бухгалтерский учет материальных запасов в бюджетных учреждениях в 2017 году

1811
С изменениями в учете материальных запасов (далее – МЗ), введенными приказом Минфина России от 16 ноября 2016 года № 209н (далее – Приказ № 209н) бюджетные учреждения (далее – БУ) начнут активно работать уже накануне 2017 года и, тем более, сразу после его наступления – при подготовке отчетности за 2016 год.

Технические правки

Несмотря на то, что действие Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н (далее – Инструкция № 157н), превышает пять лет, в ней вновь найдены неточности и явные описки, потребовавшие корректировку. Как и прежние традиционные предновогодние обновления Инструкции № 157н с некоторым количеством скорее технических, чем смысловых поправок Приказ № 209н также разработан с учетом этой особенности.

Некоторые из правок затронули и учет МЗ. Так, появилась новая редакция пункта 129 Инструкции № 157н о том, какой журнал операций (далее – ЖО) необходимо использовать для фиксации принятия к учету различных объектов, включая и МЗ. Любой бухгалтер скажет, что "принятие к учету" и "оприходование" – синонимы, а термин "выбытие" по отношению к ним – антоним.

Поэтому совершенно непонятно, каким образом для учета, то есть, скажем еще более упрощенно – поступлений МЗ можно использовать ЖО по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Если только предположить, что оприходование МЗ произошло из-за перемещения, но такие рассуждения, натянуты.

Возникшую очередную нестыковку катастрофичной не назовешь хотя бы потому, что все ЖО разработаны на основе единой формы ф. 0504071 из приложения № 4 к приказу Минфина России от 30 марта 2015 года № 52н. (далее – Приказ № 52н).

Применение Приходного ордера (ф. 0504207) ограничено

Необходимость в распечатке несметного количества ф. 0504207 возникла сразу же после вступления в силу Приказа № 52н. Однако после вступления в силу Приказа № 209н этот уже набивший оскомину всем бухгалтерам первичный документ перестанет подтверждать поступление МЗ не только от сторонних организаций из коммерческой сферы, но и от учреждений.

Приказ № 209н, так же как и Приказ № 52н – так называемого, заднего действия, то действие правок после принятия будет распространено на весь 2016 год. Сложно представить, что какая-нибудь коммерческая фирма оформила бы свою поставку через ф. 0504207.

Однако БУ, получая товарную накладную до сих пор создавали излишек документооборота, формируя к полученному и вполне самодостаточному документу еще и ф. 0504207. Некоторые учреждения вносили условия об использовании рассматриваемой формы в контракты (договоры), что нельзя было расценить иначе, как избыточные требования. По сути поставщиков обязывали:

  • вручную формировать закрывающие документы, так как программные продукты для бухгалтерского учета не предусматривают применение ф. 0504207;
  • оплачивать доработку используемого программного обеспечения бухгалтерской деятельности, то есть нести дополнительные не только трудовые, но и финансовые затраты.

Нельзя сказать, что все учреждения мирилось с такой ситуацией. Многие отправляли в Минфин России многочисленные запросы с просьбой разъяснить обязанность применения ф. 0504207 при поступлении МЗ от поставщиков не из сферы госуправления. Бухгалтеров интересовали такие вопросы:

  • возможно ли БУ самостоятельно определить первичный учетный документ и закрепить его в учетной политике;
  • может ли быть в качестве первичного документа на оприходование МЗ определен абстрактный первичный учетный документ, полученный от поставщика (начиная с 2013 года коммерческая сфера вольная самостоятельно разрабатывать необходимую ей первичку).

Также бухгалтеры предлагали ограничить использование ф. 0504207 поступлениями МЗ:

  • от учреждений различных типов;
  • случаями безвозмездного поступления.

Свою позицию активные представители бухгалтерского сообщества обосновывали тем, что ф. 0504207:

  • дублирует накладную поставщика;
  • из дополнительного функционала снабжена немногим, а именно – подписями материально-ответственного лица и бухгалтера.

Некоторые БУ на свой страх и риск прописывали необходимые изменения в своей учетной политике, причем учредители не возражали. Общедоступных разъяснений финансового ведомства по этому вопросу нет. Фактически финансовое ведомство высказало свою позицию, внеся небольшие, но очень важные правки в Инструкцию № 52н.

Забалансовый учет

Приказ № 209н изменил описание забалансового счета 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" (далее – счет 22). Притом аналитический учет остался прежним – таким, каким БУ утвердило его при формировании (изменении, дополнении) учетной политики.

Корректировка описания заметна прежде всего в отношении первичных документов – оснований для принятия МЗ на забаланс. Приказ № 209н расширил возможности подтверждения централизованным закупщиком факта поставки. По-прежнему это может быть пакет документов, состоящий из:

  • Извещения (ф. 0504805);
  • копий закрывающих документов поставщика на отправленные ценности.

Однако судя по формулировке рассматриваемого положения Инструкции № 157н вполне допустимы и другие варианты. Хотя ни один из возможных дополнительных документов (комплектов) документов Приказ № 209н не упоминает, зато содержит описание зависимости основания для пользования МЗ до получения такой документации от типа учреждения. БУ должны иметь разрешение учредителя.

Внесенные изменения фактически подтверждают действующий на практике порядок, делая его положения еще более открытыми для трактовок из-за возникновения различных практических ситуаций. Напомним, что на начало 2017 года не должно быть никаких открытых внутриведомственных расчетов, включая МЗ.

Бухгалтерские записи указанной процедуры регламентированы пунктом 44 Инструкции, утвержденной приказом от 16 декабря 2010 года 174н (далее – Инструкция № 174н). Информацию об указанных операциях БУ должны отражать в справке (ф. 0503710), входящей в состав годовой отчетности. Приказ № 209н внес изменения и в Инструкцию по отчетности, утвержденную приказом Минфина России от 25 марта 2011 года № 33н. Трактовка рассмотренной ситуации с точки зрения учета – неизменна.

Учет материальных запасов муниципальных учреждений для реализации

Многообразие МЗ, зафиксированное в Инструкции № 174н, как и его учет, особых изменений не претерпело. С точки зрения применения Приказа № 209н имеет смысл говорить только о продажах (реализации) МЗ, что почти автоматически означает наличие у БУ приносящей доход деятельность (далее - ПДД).

Если бы мы рассматривали коммерческую организацию, то в первую очередь пришлось бы упомянуть такие виды МЗ, как:

  • товары, приобретенные для перепродажи;
  • готовая продукция.

Конечно, БУ могут реализовывать и то, и другое, например:

  • сопутствующие товары;
  • научно-техническую продукцию.

Это направление скорее характерно для казенных учреждений УИС и других систем, широко использующих преимущества трудотерапии. А для БУ скорее характерна реализация излишних и неиспользуемых МЗ. Таким МЗ может стать любой из объектов учета, наличие обязывает бухгалтеров работать со счетами аналитического учета (далее – САУ), перечисленных в пункте Инструкции № 174н, начиная с медикаментов и перевязочных средств, отнесенных к:

  • особо ценному движимому имущество учреждения (далее – ОЦДИ);
  • иному движимому имуществу учреждения.

Завершают перечень прочие МЗ, отнесенные, соответственно, так же к ОЦДИ или иному движимому имуществу учреждения. Указанные полюса соединяют:

  • продукты питания;
  • горюче-смазочные и строительные материалы;
  • мягкий инвентарь.

Так как большинство из перечисленных МЗ чаще бывают у БУ в недостатке, чем в излишке, наиболее вероятными предметами для реализации в ближайшие годы будут прочие МЗ. Например, запчасти, макулатура, металлолом, ветошь и прочее, что обычно приходует бухгалтер после списания имущества.

Реализации прочих МЗ бывает освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) и ей редко предшествуют авансы покупателей, но так бывает далеко не всегда. Если случаи обложения НДС авансов от покупателей МЗ – вероятны, необходимо дополнить учетную политику БУ.

Изменения Плана счетов бухгалтерского учета БУ

Реализация МЗ невозможна без авансовых выплат поставщикам. Однако важность этого момента была слабо учтена при вводе с 1 января 2016 года:

  • счета 0 210 12 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (далее – счет 0 210 12 660);
  • открытия счетов аналитического учета (далее – САУ) к указанному счету.
  • Пунктами 1 и 2.8 Приказа № 209н соответственно, изменены:
  • План счетов бухгалтерского учета БУ;
  • пункт 112 Инструкции № 174н.

В результате список САУ счета 0 210 12 660 пополнен еще одним. Это – САУ 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным» с такой детализацией:

  • 0 210 13 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным» (далее – счет 0 210 13 560);
  • 0 210 13 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным» (далее – счет 0 210 13 660).

Обновленная Инструкции № 174н меняет порядок отражения в бухгалтерском учете начисления суммы НДС по полученным предварительным оплатам, в том числе, в счет предстоящей реализации МЗ. По кредиту все также присутствует счет 0 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДС», а вот по дебету произошла замена. Вместо САУ 0 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» теперь – САУ 0 210 11 560.

Приказ № 209н ввел и абсолютно новую бухгалтерскую запись для САУ 0 210 12 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (далее – счет 0 210 12 660). Так, сумму зачета НДС, принятого к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным, в том числе, в счет предстоящих поставок МЗ, необходимо учитывать по дебету счета 0 210 13 560 и кредиту счета 0 210 12 660.

В 2017 год – без ошибок

Декабрь 2016 года – последний месяц, датируя которым бухгалтерские записи можно:

  • выровнять данных бухгалтерской программы для корректного формирования годовой отчетности за 2016 год;
  • исправить накопившиеся ошибки, в том числе, за прошлые годы.

Так, многие БУ до сих пор не знают, что делать с заключенными в декабре 2015 года договорами на поставку МЗ, особенности условия которых позволили предусмотреть полную предоплату, а не стандартные 30% аванса. Так как договоры были полностью предоплачены, то нередко проверяющие выясняют, что перечисленные поставщику суммы, списаны также в полном размере в том году, когда произошла проплата. Поставки, оплаченные, предположим, в 2015 году, действительно могут быть исполнены в течение 2016 года, однако подобные бухгалтерские записи необходимо исправить.

Основание для внесения исправлений – общее правило, установленное пунктом 128 Инструкции № 174н, о принятии обязательств в сумме полученных МЗ на нужды БУ, в рамка закупочной деятельности. Для того, чтобы отразить принятые обязательства, необходимо сформировать бухгалтерскую запись по дебету соответствующих САУ счетов:

  • 0 105 00 000 "Материальные запасы";
  • 0 210 01 560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (при наличии).

По кредиту будут отражены соответствующих САУ счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», при этом:

  • принятие обязательств в сумме полученных на нужды БУ МЗ по договору поставки отражается на основании документов, подтверждающих исполнение поставщиком (обязательств);
  • формирование финрезультата деятельности БУ в 2016 году для учета сумм расходов, начисленных учреждением в 2015 периоде, но относящихся именно 2016 году, предназначен счет 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" (далее – счет 0 401 50 000).

Такой вывод следует из того, что перечень расходов (п. 302 Инструкции № 157н) содержит упоминание об иных аналогичных расходах. Его нельзя назвать закрытым. Поэтому если договор на поставку МЗ был заключен с условием их предоставления в будущих отчетных периодах, то расходы учреждению следует отражать на счете 0 401 50 000.

Недопоставка МЗ

Время перехода между текущим и финансовым годами усложняет и проблему возврата поставщиками МЗ авансовых платежей по статье 340 КОСГУ. Отметим сразу – КОСГУ останется тем же. Такой вывод следует из письма Минфина РФ от 25 марта 2013 года № 02-03-07/9353.

Несмотря на несколько прошедших лет, суммы возврата дебиторской задолженности прошлого года, поступившие на лицевой счет БУ по-прежнему учитывают как восстановление кассовых выплат с отражением по тем же КОСГУ, по которым они были произведены. Рассматриваемое КОСГУ и КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Аванс, ранее перечисленный за поставку материалов, должен быть отражен по указанному КВР во взаимосвязи со статьей 340 КОСГУ. Сумма учитывается на забалансовом счете 18 со знаком минус (п. 367 Инструкции № 157н).

Пример

Предположим, БУ заключит договор на поставку МЗ в декабре 2016 года в сумме 125 000 руб. Поставщику был перечислен аванс в размере 30% от суммы контракта (37,5 тыс. руб.). Оплата произведена за счет средств, полученных от ПДД. В 2017 году поставщик выяснит, что возможность поставки исчерпана и вернет аванс. Перечисление нужно отразить по дебету счета 2 206 34 560 и кредиту счета 2 201 11 610, а возврат, в 2017 году – 2 201 11 510 и кредиту счета 2 206 34 660. Первую проводку должна сопровождать запись по забалансовому счету 18 на сумму 37,5 тыс. руб., а вторую точно такая же, но со знаком «минус».

В учет рассмотренной ситуации никакие изменения Приказом № 209н не внесены.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для главных бухгалтеров и экономистов государственных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту. Вам также станет доступно:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

И еще в июне всем подарок! Пилотный номер журнала, где дано более 30 ответов на самые --->> популярные вопросы бухгалтеров госсектора

Фото

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ
Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль