Санкционирование расходов казенных учреждений в 2017 году

3265
С 2017 года изменился порядок санкционирования оплаты денежных обязательств учреждений. О новых правилах, читайте в статье.

Из статьи вы узнает:

  1. Как в 2017 году санкционируют расходы
  2. Особенности санкционирования на федеральном и муниципальном уровне

Внимание, внизу примеры

Этапы санкционирования

Для казенного учреждения этапы санкционирования расходов - это статья 219 БК РФ. Однако все этапы, затрагивающие учреждение, предваряет составление и утверждение:

  • сводной бюджетной росписи;
  • бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств (далее – ГРБС и РБС, соответственно).

И только после этого происходит утверждение и доведение расходных расписаний о лимитах бюджетных обязательств (далее –ЛБО) до РБС и получателей бюджетных средств (далее – ПБС).

Казенное учреждение можно назвать классическим ПБС, таким, каким были учреждения до их разделения на типы.

Первый этап санкционирования

Первый этап санкционирования – принятие доведенных до него лимитов. На практике что означает, что учреждение в рамках закупочной деятельности заключает контракты и иные договоры. Контрагентами могут быть как юридические, так и физические лица. индивидуальные предприниматели, хотя и отнесены к физическим лицам, все же составляют совершенно отдельную группу, более близкую при регулировании отношений к юридическим лицам.

Также ЛБО могут быть приняты и вне рамок закупочной деятельности. Если на казенное учреждение возложены какие-либо публичные обязательства, то основанием станет закон или иной правовой акт и, как правило, соглашение.

Второй  этап санкционирования

Момент, когда учреждение подтвердило своих денежных обязательств означает начало следующего, второго по счету этапа. Это начало зависит от того, смогло ли оно правильно сформировать пакет документов, проверка которых даст шанс на санкционирование оплаты.

Для государственных учреждений санкционирующий орган, как правило - казначейство. Если учреждение - муниципальное, то процедуры производят различные финорганы. Об исполнении денежных обязательств ПБС узнает из платежных документов о списании. Из-за детализации бюджетной отчетности разработчики программного обеспечения делят на дополнительные этапы каждую конкурсную процедуру. Принятие обязательства в рамках конкурсных процедур разделено на основании следующих документов (мероприятий):

  • извещение о проведении конкурсной процедуры в сумме, равной начальной максимальная цена контракта (НМЦК);
  • по завершению конкурсных процедур, когда стала известна цена, названная победителем.

Возможно существование и третьего этапа. Это также отражение принятие обязательств, но уже в виде экономии, определенной после подведения окончательных результатов конкурсных процедур (НМЦК уменьшенная на цену, с которой согласен победитель конкурсной процедуры).

Принятие бюджетных обязательств

Краеугольный камень принятия бюджетных обязательств – их размеры, обязательные для сравнивания с величиной лимитов. Причем сравнение – обязанность как самого учреждения, так и санкционирующего работника. Указанные обязательства – расходные и подлежат исполнению в соответствующем финансовом году, соответственно они не должны быть больше, чем ЛБО, утвержденные на конкретный финансовый год. Каковы будут лимиты  установленные для 2017 года и, соответственно, связанные с этим ограничения можно только предполагать. Ведь именно в конце года выходят судьбоносные нормативно-правовые акты.

Если взять пока действующую нормативку, то это, прежде всего, Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2015 года № 1456 о мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год». Самый неоднозначный пункт 11.1 указанного НПА – о принятии ПБС после 30 сентября 2016 года бюджетных обязательств в пределах соответствующих ЛБО.

Это положение было введено лишь в апреле 2016 года. И все равно позднее выли востребованы неоднократные корректировки, причем для изучения окончательного варианта времени почти не оставалось, так как ПБС должны были применять его в работе практически сразу после утверждения. Вряд ли 2017 год будет в плане стабильности нормативных и прочих предписаний сильно отличен от 2016 года. Предполагать, какие-либо особенности соотнесения лимитов с бюджетными обязательствами на 2017 год до принятия бюджета весьма затруднительно.

Изменение 500-х счетов в 2017 году

В бюджетном учете одно осталось неизменным абсолютно точно – принятие бюджетных обязательств по кредиту счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства". Для корреспонденции по-прежнему служит счет 0 501 03 000 лимитов ПБС. Сальдо по этому же счету, если оно - кредитовое, то соответствует объему ЛБО, под которые казенные учреждения еще не успело заключить какие-либо отношения в рамках закупочной деятельности, то есть нет еще подписанных договоров и контрактов.

Значение 500-х счетов трудно переоценить, так как они – источник оперативной информации по расходам учреждения в целом. Так, обороты по кредиту счетов:

  • 0 502 01 000 – отражают объем своего рода резерва, который в дальнейшем позволит произвести расходы в пределах доведенных ЛБО;
  • 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства" – дает характеристику объема денежных обязательств перед контрагентами.

Разница между указанными кредитовыми оборотами позволяет узнать какая сумма должна быть уплачена из бюджета для исполнения расходных обязательств, принятых учреждением. Однако этот привычный порядок значительно дополнен. На сайте Минфина России в разделе «Документы» 25 ноября был размещен приказ ведомства от 16 ноября 2016 № 209н (далее – Приказ № 209н), который внес изменения, во все инструкции, связанные с бюджетным учетом и отчетностью. Санкционирование расходов затронуто по казенным учреждениям только в части, регламентирующей бюджетный учет.

Если после регистрации в Минюсте России Приказ № 209н останется неизменным, то бухгалтерам придется изучать три новых 500-х счета:

  • 502 03 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 502 04 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 502 05 «Исполненные денежные обязательства».

В отличие от большинства изменений Приказа № 209н, которые необходимо применять уже с 2016 года, новые 500-е счета введены с 2017 года. Причем под процедуры, которых пока нет в Бюджетном кодексе РФ. Поэтому пока не ясно стоит ли их упоминать в учетной политике и вводить в рабочий план счетов.

Основание для принятия обязательств

Принятие бюджетных обязательств происходит не только в целях обеспечения выполнения функций учреждений. Также могут приняты бюджетные обязательства в целях осуществления им иных полномочий. К таким полномочиям можно отнести:

  • социальное обеспечение население;
  • предоставление субсидий юридическим и физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей.

Соответственно основания принятия бюджетных обязательств также можно разделить на две непохожие группы. В первом случае основания учреждение формирует в зависимости от конкурсной процедуры. К ним относят уже упомянутые:

  • извещения о проведении конкурсной процедуры;
  • договор (контракт) по которому уже можно работать с контрагентом.

Если говорить об обеспечении функций учреждений, то, например, расчеты с подотчетниками можно принять к работе, если руководство (чаще непосредственно руководитель учреждения) утвердило:

  • письменные заявления на выдачу наличных денежных средств в подотчет (либо выдачу соответствующей корпоративной карты);
  • авансовые отчеты (уже должны быть данные о корректировке  выданных средств при несовпадении их с фактическими расходами подотчетного лица).

Расходы по зарплате могут подтверждены ведомостью начисленной заработной платы. В таком же ключе можно рассмотреть и остальные обязательства, включая начисление за определенный период (месяц):

  • налога на доходы физлиц (НДФЛ);
  • социальных взносов.

В случае принятия бюджетных обязательств в связи с исполнением полномочий, изначально не характерных для КУ, основания должны быть обусловлены требованиями:

  • законов (федеральных или субъектов РФ);
  • муниципальных правовых актов (далее – МПА).

Они могут быть прямо установлены положениями иных нормативно правовыми актами, регулирующих бюджетные правоотношения.

Порядок санкционирования оплаты на муниципальном уровне

По вопросам оплат муниципальные ПБС взаимодействуют с органами своего ГРБС (РБС), которые осуществляют санкционирование (финорган).

Как и для всех остальные ПБС в этом случае муниципалам необходима заявка в электронной форме или на бумажном носителе. Одна заявка может содержать несколько сумм кассовых расходов по разным кодам классификации расходов бюджетов (по денежным обязательствам в рамках одного бюджетного обязательства ПБС).

Вместе с заявкой ПБС представляет пакет документов, состав которого утвержден МПА. При чем состав такого пакета утвержден лишь, если необходима оплата денежных обязательств ПБС. Если санкционирование необходимо для оплат, связанных с исполнением ПБС не своих полномочий, а полномочий муниципалитета, то никакой пакет документов формировать не нужно и заявку можно подать без приложений.

На проверку заявки органом ГРБ (РБС) отведено три рабочих дня. По этой причине дата, на которую сформирована Заявка, должна быть не ранее трех рабочих дней от даты ее представления. После чего ПБС получает: протокол в электронной форме, в котором указывается причина возврата; информация о принятии к исполнению заявки. Если заявка была подана в бумажной форме, то и сообщения будут в виде отметок на такой форме.

Нередко в МПА приводят примеры заполнение текстового поля «Назначение платежа» в заявке.

Пример 1.

При санкционировании оплаты аванса по муниципальному договору 16 мая 2016 года № 10 на оказание услуг связи по счету на оплату от 22 декабря 2016 года № 1307 поле «Назначение платежа необходимо сформировать так: «Аванс по МД от 16.05.2015 N 10; сч.от 22.12.2016N 1307 за усл.связи.». При осуществлении окончательного расчета в рамках указанного договора по акту от 30 декабря 2016 года № 12, назначение платежа будет таким: «Оконч.расч. по МД от 16.05.2015 N 10; акт от 31.12.2016 № 12 за услуги связи.»

Санкционирование оплаты на региональном уровне

В отличие от муниципалитетов санкционирование оплат на региональном уровне осуществляют, как правило, управления Федерального казначейства (далее – УФК и ФК, соответственно), поэтому требования к заявкам с приложениями и без них –единообразны. Нельзя сказать, чтобы санкционирование на уровне субъекта имело какие-либо принципиальные отличия организации санкционирования, кроме обслуживания в УФК. Однако именно указанное обслуживание дало регионам возможность в полной мере использовать преимущества, внедряемого ФК механизма «Автосанкционирование».

При отправке электронных заявок ПБС может быть уверен, что если прилагать к ним документы не нужно, то при контроле человеческий фактор задействован не будет – все пройдет в автоматическом режиме. Однако, как это было уже показано в примере 1, большую роль играет структура назначения платежа.

Пример 2.

Бухгалтер организации при формировании заявки выбрал типовой шаблон «Назначения платежа» на перечисления оплаты труда в рамках зарплатного проекта: «Перечисление заработной платы за на банковские карты сотрудников согласно реестру № от по дог. № от

НДС не облагается». Воспользовавшись шаблоном, бухгалтеру необходимо доработать вручную текст в назначении платежа. Необходимо вставить реквизиты: реестра для распределения пересылаемой суммы на карточки сотрудников; договора на зарплатный проект. И, наконец обязательно нужно вписать месяц за который должна быть перечислена зарплата.

Отметим, что в шаблоне можно указывать и дополнительную информацию, например, в случае оплаты алиментов. Заявка имеет шанс на автоматическую обработку и в этом случае. Необходимо всего лишь поставить дополнительную информацию в скобках перед текстом типового шаблона.

Санкционирование оплаты на федеральном уровне

Федеральные ПСБ имеют в части санкционирования своих оплат преимущество перед муниципалами и региональными ПБС в применении разъяснений Минфина России. Таким ПСБ не нужно делать поправку на региональные или муниципальные особенности.

Поправка на то, что не все отвечающие от имени министерства хорошо знают предмет – все еще необходима. Одно из последних разъяснений по санкционированию оплат дано в письме Минфина России от 7 ноября 2016 года № 09-02-08/65149 (далее – Письмо № 09-02-08/65149).

По вопросу о комплекте подтверждающих документов к заявке при санкционировании оплаты выполненных строительных работ финансовое ведомство высказалось за применение акта (ф. КС-2). Формально такая позиция верна и соответствует подпункту 16 пункта 5 Порядка санкционирования утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 года № 87н.

Возможно финансовое ведомство не учло ситуацию с договорами длительного характера. Если КУ заключило такой договор (контракт) то в расчетах за выполненные строительные работы обычно используют Справку (ф. КС-3). Эту форму нередко называют «процентовка», так как она позволяет отразить при расчете суммы к оплате зачесть часть ранее выплаченного подрядчику аванса. База для определения такой части - объем выполненных работ в процентах к общему объему.

Пример 3.

СМУ -123 заключило государственный контракт (ГК) на строительный подряд ценой 600 тыс. руб. (без НДС, т.к. применяет "упрощенку") со сроком исполнения 5 месяцев. Аванс до начала работ составил 20% цены или 120 тыс. руб. ГК предусматривает: ежемесячное составление ф. КС-2 и ее оплату с зачетом первоначально выплаченного аванса. Предположим, за первый месяц СМУ-123 осилило 1/3 работ и ф, КС-2 была составлена на 200 тыс. руб. (600 тыс. руб. /3). Соответственно должна быть учтена при оплате выполненных работ и 1/3 аванса или 40 тыс. руб. (120 тыс. руб./3). Таким образом, счет к оплате будет выставлен на сумму 160 тыс. руб. (200 тыс. руб. – 40 тыс. руб.). И именно эта сумма будет фигурировать в ф. КС-3.

Как видно из примера 3 Письмо № 09-02-08/65149 целесообразно применять исключительно в отношении строительных работ, условия выполнения которых не предусматривают уменьшение обязательств по оплате выполненных работ на протяжении срока договора на часть первоначально выплаченного аванса.

Читайте в следующих номерах журнала "Казенные учреждения"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт для бухгалтеров казенных учреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность в казенных учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль