Госзадание для образовательных учреждений 2017 год

1339
Сфера образования имеет самые разные направления, которые влияют на порядок формирования госзадания (далее – ГЗ). Рассмотрим особенности некоторых образовательных учреждений и общие для 2017 года.

ВУЗы, осуществляющие научную деятельность

Для ВУЗов, которых заботят рейтинги – переоценить значение научных изысканий сложно. Уже сложилась практика, когда ВУЗы создают в своем составе так называемое результативное структурное подразделение (далее – РСП). Это может быть, соответственно:

•          научная лаборатория или даже центр;

•          привычная сотрудникам кафедра, но научной направленности.

Именно РСП осуществляет научную (научно-техническую) деятельность и обеспечивает для такой деятельности организацию исполнения всех необходимых функций. Один из основных инструментов для таких функций – ИС формирования госзаданий (далее – ГЗ) для соответствующих ВУЗов, размещена на сайте госзадание.рф/2016/ (далее – Сайт). ИС постоянно актуализируют. 22 ноября 2016 года в новостном разделе размещено важное сообщение, влияющее на формирование ГЗ.

Из указанного сообщения следует, что требования к базовой части ГЗ на 2017 год точно такие же, как для 2016 года и более ранних периодов, то есть установлены привычным Положением о формировании ГЗ образовательными организациями высшего образования, подведомственными Минобрнауки России, в сфере научной деятельности (далее – Положение), которое утверждено заместителем министра Повалко А.Б. от 2 декабря 2013 года № АП-125/14 вн; опубликовано 25 декабря 2013 года на Сайте в разделе "Документы". Приводим информацию о Положении столь подробно, так как несмотря на то, что утверждение прошло три года назад, найти его в информационно-справочных системах довольно сложно.

Государственное задание образовательного учреждения

Скорее всего, представители других образовательных учреждений удивились прочитав "базовая часть" госзадания. Такова особенность ГЗ по научной деятельности: наличие двух частей, формирование которых подчинено абсолютно разным правилам. Кроме базовой есть еще часть проектная (конкурсная).

Назначение базовой части государственного задания – адресная поддержка наиболее успешных работников РСП, научных коллективов. Отдельно названы исследователи, отдельно - квалифицированные инженерно - технических работники (далее –ИТР). Это сделано прицельно, так как далее соблюдая установленные Минобрнауки России требования, ВУЗы формируют перечни:

•          ведущих исследователей;

•          ИТР и научно-исследовательских работ (далее – НИР).

Одно из требований формирования базовой части ГЗ затрагивает проекты, которые ВУЗ продолжает, возможно, выполнять сейчас, по ГЗ на 2016 год. Такие проекты, необходимо:

•          обязательно завершить;

•          сдать по ним всю установленную документацию и прочее.

Если необходимо продолжение проектов, которые по каким-либо причинам не будут завершены в 2016 году, то необходимо проверить их соответствие тематике действующих госзаданий. Если соответствие соблюдено, то такие проекты можно доработать до конца. Необходимо учитывать, что сформированное ГЗ не превысит доведенного финансирования. Именно под эти объемы ВУЗы будут готовить:

•          смету расходов на выполнение базовой части;

•          выписку из решения научно-технического (ученого) совета ВУЗа об утверждении итогов конкурсного отбора НИР.

Поскольку бюджет на 2017 год не утвержден, то пока рано говорить об определении пределов и составлении сметы. Проектная часть направлена, как и первая – на адресную поддержку, но уже не работников-исполнителей, а исследований, проводимых РСП. Для ее реализации Минобрнауки России проводит среди ВУЗов конкурсные отборы научных проектов.

Общий порядок

Если ГЗ не захватывает сферу научной деятельности, то особенности его формирования регулирует положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 640 (далее - Положение № 640). От учреждения могут потребовать предоставить соответствующие предложения. Если учреждение считает какие-то предложения целесообразными оно может подать их и по собственной инициативе.

Учреждение должно хорошо представлять, какие услуги образования оно окажет эффективнее всего. Угадать с объемами не всегда возможно. На этот случай в ГЗ может содержать одну из следующих групп показателей:

•          допустимые (возможные) отклонения, рассчитывают их в процентах от установленных показателей качества (объема) по отношению к каждой образовательной услуге или единице работы;

•          общее допустимое (возможное) отклонение – в отношении государственного задания или его части.

Как только указанные показатели установят на 2017 год, то они будут неизменны до формирования ГЗ на 2018 год. ГЗ большинства образовательных учреждений не содержит сведений по гостайне. ГЗ на 2017 год, не связанного различными степенями секретности, сформированное в электронном виде будет размещено в ГИИС УОФ «Электронный бюджет» (далее – ЭБ), через информационное взаимодействия с информационными системами, которые принадлежат учредителям и ГРБС.

Бонусы электронной формы

Формирование ГЗ основано на нормативной, справочной и прочей необходимой информации (сведениях), которые можно изучить непосредственно в ИС. Полученная информация поможет  правильно сформировать предложения к содержанию госзадания. Учреждение, которое планирует направить учредителю (ГРБС) такие предложения, может заранее оценить:

•          не противоречат ли его предложения  нормативно-правовой базе;

•          примерные шансы на то, что предложения будут учтены при формировании ГЗ.

ГЗ будет подписано усиленной квалифицированной ЭП лица, имеющего право действовать от имени учредителя (ГРБС) и размещено на сайте, что позволяет учреждениям оперативно перейти к дальнейшим действиям. Знаменитые и просто известные ВУЗы нередко имеют филиалы или обособленные подразделения в других городах. Начиная с ГЗ на 2017 год на официальном сайте www.bus.gov.ru необходимо размещать сведения о распределении показателей объема государственных услуг (работ) ГЗ между такими подразделениями.

Отчетность по Государственному заданию

Пока не будет бюджета на 2017 года, не будет и госзадания на 2017 год. Можно лишь дополнить свои предложения учредителям (ГРБС). А вот задуматься о сдаче отчета об исполнении государственного задания – пора. Как показали итоги предварительной отчетности по ГЗ не все образовательные учреждения отнеслись к указанному отчету с должной ответственностью. Даже несмотря на прямую зависимость между фактом сдачи отчетности и перечислением остатков субсидий за 2016 год. В теории, показатели объема в предварительном отчете могут быть меньше показателей ГЗ. Если такое вдруг произойдет на практике, то приведет к большим неприятностям для учреждения:

•          ГЗ будет откорректировано;

•          субсидия возвращена в федеральный бюджет.

Следующий шаг - только реорганизация или даже ликвидация образовательного учреждения. Такие процессы в последние годы не редки, но отнюдь не по причинам нарушений с объемами по ГЗ. Не так важно, что было, важнее, что ничего хорошего не будет, если отчетность не сдать. Об этом пришлось напомнить в письме Минобрнауки РФ от 7 октября 2016 г. № 18-1041. Министерство строго предупредило подведомственные учреждения о последствиях нарушения сроков предоставления предварительной отчетности за 2016 год. Контроль за полным отчетом по ГЗ будет еще строже. В отличие от предварительной отчетности установлен единый для всех учреждений предельный срок – не позднее 1 марта 2017 года (среда). Отметим, что по предварительной отчетности другие министерства строгих сроков не устанавливали.

Особенности объема финансового обеспечения ГЗ на 2017 год

Как это нередко бывает, одновременно с подготовкой отчетности за 2016 год в 2017 году придется рассчитывать и объем финансового обеспечения выполнения ГЗ на 2017 год. Основания такого расчета стандартное, это – нормативные затраты (далее – НЗ):

•          на оказание государственных услуг;

•          связанных с выполнением работ.

Должны быть учтены затраты на содержание недвижимости и ОЦДИ. Указанные виды имущества могут быть как закрепленными, так и приобретенными за счет целевой субсидии. Сюда же можно отнести земельные участки. При этом нужно исключить имущество, которое:

•          сдано в аренду;

•          передано в безвозмездное пользование.

Так как не все образовательные учреждения освобождены от имущественных налогов, то необходимо подсчитать затраты на их уплату. Чаще всего НЗ необходимо определить на единицу показателя объема оказания той или иной образовательной услуги из ГЗ. Основа такого определения: базовый норматив затрат; корректирующие коэффициенты.

Общие требования определения финобеспечения утверждает Минобрнауки России. С 2017 года при определении базового НЗ обязательно применение норм материальных (технических, трудовых ресурсов), используемых для оказания государственной услуги. Такие нормы могут быть установлены не только НПА РФ, но и межгосударственными, национальными (государственными) стандартами, а также СНиПами порядками и регламентами оказания государственных услуг в сфере образования. В составе базового норматива с 2017 года будут учтены суммы резерва на полное восстановление состава объектов ОЦДИ, необходимого для общехозяйственных нужд, который:

•          формируют в установленном порядке;

•          по своему размеру соответствует начисленной годовой суммы амортизации по ОЦДИ.

Целый ряд составляющих зависит от наличия и характеристик недвижимости (ОЦДИ), закрепленных за учреждением и используемых при оказании государственных услуг.

Методики Минобрнауки РФ

Для 2017 года по-прежнему действует Методика, утвержденная Приказом Минобрнауки России от 30 октября 2015 года № 1272. НЗ по указанной методике необходимо рассчитывать для госуслуг по реализации образовательных программ высшего образования от бакалавриата до докторантуры. Разделом II Методики № 1272 определен состав и порядок расчета НЗ, более детализированный по сравнению со стандартным порядком для учреждений всех сфер.

Еще одна Методика утверждена Распоряжением Минобрнауки России от 18 мая 2016 года № Р-204.(далее – Методика № Р-204). Применение методики, как это обычно бывает - обязательное. Указанная методика действует с определения на 2017 год нормативов обеспеченности объектами недвижимости и ОЦДИ при расчете базовых НЗ на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по:

•          программам в диапазоне бакалавриат - магистратура;

•          подготовке научно-педагогических кадров от аспирантуры до ассистентуры - стажировки.

На основе Методики № Р-204 нужно будет рассчитать на 2017 год: базовые НЗ в части определения размера большинства затрат; нормативы обеспеченности. Рассмотрим оба названные норматива более подробно.

Обеспеченность недвижимостью и ОЦДИ

Нормативы обеспеченности объектами недвижимого имущества определяют размер общей площади помещений, без которого образовательный процесс может быть существенно затруднен. Такой норматив предназначен для расчета базового НЗ на оказание единицы соответствующей образовательной услуги.

Методика № Р-204 содержит максимальную детализацию показателя – это сумма площадей помещений, которые задействованы: в оказании образовательных услуг; при организации общехозяйственных нужд. Причем с перечисление всего, что может входить в такие помещения и указанием минимальных размеров норматива (соответственно 12 м2 и 9 м2).

При утверждении базовых НЗ в соответствии с пунктом 3 Методики № 1272, размер норматива обеспеченности объектами недвижимости может быть увеличен для учета различных особенностей, а также с учетом приоритетов госполитики в сфере образования. Нормативы обеспеченности объектами недвижимости используют при расчете базовых НЗ в части определения размера конечных затрат.

Для расчета норматива обеспеченности объектами ОЦДИ необходимо использовать приложение № 1 к Методике № Р-204. Отметим, что указанное приложение не содержит конкретного перечня оборудования. Аналогично содержание и в Приложении № 2.

Норматив на ОЦДИ – стоимостной: 15 и 5 тыс. рублей, соответственно для непосредственного оказания образовательных услуг и общехозяйственных нужд. Цифры приведены для госуслуг по реализации программ бакалавриата – магистратуры. Для других образовательных услуг необходимо применять коэффициенты.

Некоторые учреждения имеют структурные подразделения, выполняющие специфические функции. Распоряжением Минобрнауки России от 30 декабря 2015 № Р-255 определены объемы и условия предоставления субсидии на выполнение ГЗ с учетом этой особенности. Специфичные функции определяют и особенный состав недвижимости: от объектов авиационной инфраструктуры до морских судов.

Перспективы 2017 года и планового периода

Вышеприведенные нормативы обеспеченности установлены на единицу образовательной услуги. Согласно базовому (отраслевому) перечню в сфере образования и науки за расчетную единицу принято число обучающихся.

Введение натурального норматива обеспеченности недвижимостью для расчета затрат на коммунальные услуги и ремонт, ставит часть субсидии в зависимость от числа студентов, а не от имеющейся площади зданий и помещений. Аналогично суммовой норматив обеспеченности ОЦДИ с 2017 года будет зависеть от количества студентов.

Таким образом количество студентов, принимаемое в расчет, зависит, в свою очередь, от результатов конкурса по распределению контрольных цифр приема. Чем больше значение контрольных цифр приема вуз получил в результате конкурса, тем больше он получит финансирования на содержание своего имущества. Вопросы о том, каким образом и на какие средства вуз будет содержать свое имущество, если выделенных средств ему не хватит, остаются на усмотрение руководства учреждения.

Данная ситуация усугубляется тем, что с 2019 года из состава нормативных затрат будут исключены затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и для общехозяйственных нужд, а уже сейчас на данное имущество выделяется лишь часть средств (10% затрат на электроэнергию и 50% на тепловую энергию).

Таким образом, в наиболее сложном положении окажутся вузы, имеющие большую площадь зданий и помещений (как учебных, так и административных и других). Уже сейчас можно предположить, что выделенных средств может быть недостаточно для содержания всего необходимого имущества.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль