Виды государственного контроля (надзора) и порядок его проведения

181
Понятие государственного контроля (надзора) дано в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ. При этом выделяют федеральный и региональный государственный контроль (надзор), муниципальный контроль. Далее рассмотрим виды государственного контроля (надзора), их периодичность и порядок проведения.

Федеральный государственный контроль (надзор)

 Федеральный государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ. Порядок организации и осуществления федерального  государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. В отдельных сферах  деятельности  полномочия  Российской  Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) могут быть переданы органам государственной власти субъектов РФ федеральными   законами.

Например, в соответствии с пунктом 27 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294­ФЗ в отношении государственного контроля (надзора) в сфере образования особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться иными федеральными законами. В соответствии с данной общей нормой в указанной сфере они установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации».

Региональный государственный контроль (надзор)

Региональный государственный контроль (надзор) – это деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Порядок организации и осуществления контроля устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере  деятельности,  определенных   Президентом  РФ  или  Правительством   РФ,  в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или за­ коном субъекта РФ. Полномочия субъектов РФ по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов  РФ.

Муниципальный контроль

Муниципальный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми  актами.

 Порядок проведения государственного контроля (надзора)

Любые виды государственного контроля (надзора) осуществляются посредством проведения проверок соответствующих организаций, в рамках которых их деятельность подлежит оценке на соответствие обязательным требованиям (напри­ мер, федеральным государственным образовательным стандартам или законодательству об образовании). При этом Федеральный закон от 26.12.2008 № 294­ФЗ предусматривает документарные и выездные, плановые и внеплановые проверки.

Документарная проверка,  как  следует  из  названия,  проводится  путем  анализа и оценки  сведений,  содержащихся  в  документах  образовательной  организации, и проводится по месту нахождения проверяющего   органа.

К числу таких документов относятся прежде всего локальные акты, документы распорядительного характера организации, а также иные документы и информация о ее деятельности, которая может быть получена, например, из содержания официального сайта в сети Интернет. Если документов, имеющихся в распоряжении проверяющего органа, недостаточно, то он осуществляет соответствующий запрос о предоставлении необходимых документов. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении   проверки.

Согласно статье 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294­ФЗ организация обязана направить необходимые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (иного должностного лица). Можно на­ править документы либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо отвезти с нарочным в канцелярию соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия. При передаче документов с нарочным следует получить штамп о приеме документов.

Если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте  и достоверности  сведений,  содержащихся  в документах,  имеющихся  в распоряжении органа государственного  контроля  (надзора),  а  также  невозможно оценить соответствие деятельности организации  обязательным  требованиям  без выезда на место осуществления деятельности, то проводится выездная проверка. Предметом такой проверки являются содержащиеся в  документах  организации сведения (в этой части предмет совпадает с предметом документарной   проверки), а также соответствие установленным требованиям работников организации, состояние используемых организацией при осуществлении ею своей деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов обязательным требованиям, в т. ч. самому виду осуществляемой деятельности. Как следует из названия, выездная проверка проводится по месту нахождения (месту фактического ведения деятельности) организации.

Документарные  и выездные проверки могут быть плановыми и   внеплановыми.

Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок. План проверок, разрабатываемый органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия, как и любого другого контрольного органа, подлежит направлению и рассмотрению органами прокуратуры с целью оптимизации проведения проверок. Организации могут ознакомиться с планом проверок на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия, в сети Интернет.

Периодичность проверок

По общему правилу, установленному частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294­ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Однако частью 9 статьи 9 этого Закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Постановлением Правительством РФ от 23.11.2009 № 944. В качестве органов, проводящих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарноэпидемиологический надзор, и органы, производящие лицензирование конкретного вида деятельности.

Внеплановые проверки проводятся по строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для них. Помимо оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294­ФЗ (статья 10), проведение таких проверок может быть регламентировано и федеральными законами, отражающими специфику конкретной сферы деятельности.

В ходе проверки проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора не может включать в себя анализ финансовой документации организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства, регулирующего конкретные сферы деятельности (например, перечисленные в части 9 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294­ФЗ).

Оформление результатов проверки

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной  форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт  направляется  заказным  почтовым  отправлением  с  уведомлением  о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в статье  16  Федерального  закона от 26.12.2008  №    294­ФЗ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для главных бухгалтеров и экономистов государственных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту. Вам также станет доступно:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

И еще в июне всем подарок! Пилотный номер журнала, где дано более 30 ответов на самые --->> популярные вопросы бухгалтеров госсектора

Фото

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ
Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль