Внутренний финансовый аудит

742
Помимо внутреннего финансового контроля учредитель на основе функциональной независимости должен осуществлять внутренний финансовый аудит (часть 4 статьи 160.2-1 БК РФ, пункт 29 Правил № 193 утв. Постановлением Правительства от 17.03.2014). Рассмотрим далее методы проведения финансового аудита, права и обязанности должностях лиц при его проведении, а так же порядок проведения аудиторских проверок и оформление результатов.

Внутренний финансовый аудит - это деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемая с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности.

Предмет финансового аудита

Предметом внутреннего финансового аудита являются совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, подведомственными распорядителями и получателями средств федерального бюджета, администраторами доходов федерального бюджета, администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также организация и проведение внутреннего финансового контроля.

Методы проведения финансового аудита

Согласно пункту 31 Правил № 193 внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Плановые проверки ведутся в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым руководителем главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые проводятся в очередном финансовом году. По каждой аудиторской проверке в плане указываются проверяемая внутренняя бюджетная процедура, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители. План должен быть составлен и утвержден до начала очередного финансового года.

Права должностных лиц при проведении финансового аудита

Должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

-запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в т. ч. информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

-посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

-привлекать независимых экспертов.

Обязанности субъекта внутреннего аудита

Помимо  прав субъект внутреннего финансового аудита  имеет обязанности.

К ним относятся:

  • соблюдение требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
  • проведение аудиторских проверок в соответствии с программой аудиторской проверки;
  • ознакомление руководителя или уполномоченного должностного лица объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);
  • не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта внутреннего финансового аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

Виды аудиторских проверок

Учредителем могут быть проведены следующие  виды  аудиторских проверок:

  • камеральные проверки, которые осуществляются по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
  • выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
  • комбинированные проверки, которые ведутся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

Назначение и проведение аудита

Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливает главный администратор (администратор) средств федерального бюджета.

Проведению контрольного мероприятия должен предшествовать период подготовки к его проведению, в ходе которого, в частности, должна быть составлена и утверждена программа проведения контрольного мероприятия.

Программа аудиторский проверки:

Программа аудиторской проверки должна содержать:

  • тему аудиторской проверки;
  • наименование объектов аудита;
  • перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
  • сроки проведения этой проверки.

Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

-инспектирования (изучения записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов);

-наблюдения (систематического изучения действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры);

-запроса (обращения к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения проверки);

-подтверждения (получения ответа на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета);

-пересчета (проверки точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего  финансового аудита);

-аналитических процедур (анализа соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а так- же изучения связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур).

Согласно пункту 46 Правил № 193 в ходе аудиторской проверки проводится исследование:

- осуществления внутреннего финансового контроля;

- законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

- применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

- вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

- наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

- формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

- бюджетной отчетности.

В ходе аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К таковым относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

Оформление результатов аудиторской проверки

В соответствии с пунктом 49 Правил № 193 проведение контрольного мероприятия подлежит обязательному документированию, т. е. к материалам аудита должны прилагаться не только акт контрольного мероприятия, но и рабочие документы. Требования к их содержанию установлены в указанном пункте Правил.

Результаты аудиторской проверки оформляются актом, который подписывает руководитель аудиторской группы и вручает его представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта. Объект аудита вправе представить письменные  возражения  по  акту аудиторской проверки.

На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки, содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в т. ч.:

-информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном, денежном выражении), об условиях и о причинах этих нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;

-информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;

-выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита  бюджетной  отчетности;

-выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;

-выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств  федерального бюджета.

Указанный отчет с приложением акта проверки направляется руководителю главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. По результатам рассмотрения данного отчета руководитель главного администратора (администратора) средств федерального бюджета вправе принять одно или несколько из решений:

  • о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
  • о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
  • о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
  • о направлении материалов в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, его территориальные органы и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.

Отчетность о результатах аудита

В соответствии с пунктом 55 Правил № 193 субъекты внутреннего финансового аудита обеспечивают составление годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита. Порядок составления и представления годовой (квартальной) отчетности о результатах осуществления внутреннего финансового аудита устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, главным администратором- доходов федерального бюджета и главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Отчетность должна содержать информацию, подтверждающую выводы о надежности (об эффективности) внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) средств федерального бюджета. Проведение внутреннего финансового контроля считается надежным (эффективным), если используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию либо существенному снижению числа нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, а также к повышению эффективности использования средств федерального  бюджета.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль