text
Учет в учреждении

Ведомственный контроль учредителя

  • 8 декабря 2016
  • 942

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении подведомственных им казенных, бюджетных и автономных учреждений, наделены полномочиями по контролю их деятельности (пункт 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, часть 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ). Рассмотрим далее основные направления осуществления ведомственного контроля.

Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении подведомственных им казенных, бюджетных и автономных учреждений, наделены полномочиями по контролю их деятельности (пункт 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, часть 3.23 статьи  2 Федерального закона от 03.11.2006  №  174-ФЗ).

Контроль за финансовой деятельностью подведомственных учреждений

Та-кой контроль представляет собой совокупность контрольных действий в части про- верки законности, обоснованности, экономической эффективности и целесообразности использования денежных средств. Он может включать в себя контроль за:

•          правильностью ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления от- четности;

•          состоянием системы внутреннего финансового контроля;

•          выполнением государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);

•          исполнением сметы, плана ФХД, выполнением плановых показателей результатов деятельности, отклонениями фактических показателей результатов деятельности от плановых;

•          соблюдением порядка осуществления приносящей доход деятельности, тарифов на оплату оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);

•          соблюдением требований, установленных Законом о контрактной системе, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

•          состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей.

Контроль за использованием имущества

Все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления на основании требований ГК РФ. Собственником имущества учреждения признаются соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. То есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений является государственной или муниципальной собственностью. Земельные участки, необходимые для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляются учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся  у них на праве оперативного управления, бюджетные учреждения распоряжаются самостоятельно (пункт 3 статьи 298 ГК РФ).

Автономные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, автономные учреждения распоряжаются самостоятельно (пункт 2 статьи 298 ГК РФ).

Казенные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника (пункт 4 статьи 298 ГК РФ).

На отчуждение, в т. ч. списание, особо ценного имущества и недвижимого имущества (а для казенных учреждений – любого имущества) учреждению необходимо получить согласие собственника.

Контроль за выполнением госзадания

Согласно статье 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

В силу части 1 статьи 69.2 БК РФ госзадание должно содержать:

•          показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ);

•          порядок контроля за исполнением госзадания;

•          требования к отчетности об исполнении госзадания. Госзадания также должны содержать:

•          определения категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

•          порядок оказания услуг;

•          цены (тарифы) на оплату услуг в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Госзадание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также для казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа  государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия ГРБС (РБС).

Так, порядок его формирования и финансового обеспечения устанавливается (пункт 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ):

•          Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных учреждений. В настоящее время указанный порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;

•          высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ –   в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;

•          местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Для автономных учреждений аналогичный порядок установлен пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

Контроль за соответствием деятельности учреждения целям, предусмотренным его учредительными документами

Назначение бюджетных учреждений в выполнении работ, оказании услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

Кроме выполнения госзадания и обязательств, бюджетные и автономные учреждения вправе проводить работы, оказывать услуги, относящиеся к их основ- ной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными за- конами. Они могут осуществлять и иные виды деятельности вдобавок к основным, однако это возможно в случаях, когда эта деятельность служит достижению целей, ради которых учреждение создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять, должен быть закреплен  в уставе.

Назначение казенных учреждений в оказании государственных (муниципальных) услуг, выполнении работ и (или) исполнении государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Осуществление ими приносящей доход деятельности возможно, только если такое право предусмотрено учредительными документами. Доход, полученный от указанной деятельности, поступает в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (часть 3 статьи 161 БК РФ).

Контроль обеспечения публичности и информационной доступности деятельности учреждений

 В соответствии с пунктом 3.3 статьи  32  Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость   и   доступность   следующих документов:

•          учредительных документов, в т. ч. внесенных в них изменений;

•          свидетельства  о  государственной регистрации;

•          решения учредителя о создании госучреждения;

•          решения учредителя о назначении руководителя;

•          положения о филиалах, представительствах;

•          бюджетной сметы, плана ФХД;

•          годовой  бюджетной  (бухгалтерской) отчетности;

•          сведений о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

•          государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);

•          отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ним  государственного  (муниципального) имущества.

Указанные документы должны быть размещены на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru). Порядок предоставления и размещения информации  о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях, которым утверждено государственное (муниципальное) задание, на официальном сайте РФ в сети Интернет, а также правила ведения сайта установлены приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта».

Требования к порядку формирования структурированной информации об учреждении, форматам структурированной информации об учреждении и файлов, содержащих электронные копии документов, устанавливаются Федеральным казначейством и подлежат согласованию с Минфином России. Электронные копии документов учреждения, а также составленная на основании этих документов информация, предоставляемые для размещения на официальном сайте, должны быть подписаны электронной подписью.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.