Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности: новый стандарт

584
В 2018 году отчетность нужно будет формировать на основе новой концепции.

Общие моменты

Уже 1 января 2018 года вступит в силу приказ Минфин России от 31 декабря 2016 года № 260н. Важность документа переоценить сложно: утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее - Стандарт № 260н).

В один день со Стандартом № 260н финансовое ведомство выпустило еще один приказ – № 256н, которым утвержден  стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее – Стандарт № 256н). Указанные стандарты непосредственно связаны между собой.

Отметим, что оба стандарта не содержат каких-то революционных положений. Почти все новое в них – это то, что прекрасно известно бухгалтерам, которые начали работать до 2005 года – отправной точки реформ бухгалтерского (бюджетного) учета для.

Когда Стандарт № 260н применять не нужно

Учреждения будут применять Стандарт № 260н не во всех случаях. Исключения перечислены в подпункте «а» пункте 3 Стандарта № 260н. Так его положения не применяют при составлении (представлении) отчетности специального назначения, в том числе, управленческой, налоговой и статистической.

Еще одно исключение (подп. «б» п. 3 Стандарта № 260н) вызывает вопросы. В его формулировке упомянуты субъекты отчетности, которые наделены соответствующими бюджетными полномочиями, в том числе по в составлению (представлению) отчетности. Причем из этого исключения есть свои исключения:

  • казенные учреждения;
  • особые ситуации, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими, в том числе, отчетность.

Таким образом, казенные учреждения всегда применяют Стандарт № 260н (кроме как при сдаче спецотчетности). В то же время бюджетные и автономные учреждения, получив бюджетные полномочия сдают отчетность, которая не подпадает под действие рассматриваемого стандарта.

Допущение непрерывности

Стандарт № 256н раскрывает понятие непрерывности – одно из основных допущений при ведении учета. При этом пункт 15 Стандарт № 260н вносит свою лепту и дополняет это концептуальное понятия. Так согласно указанному пункту соблюдение рассматриваемого допущения предполагает, что субъект отчетности в будущем будет:

  • продолжать функционировать;
  • выполнять свои обязательства.

Под исключение подпадают случаи, когда учредитель имеет в отношении такого субъекта следующие намерения, вызванные, в том числе, необходимостью:

  • проведение ликвидации;
  • прекращение деятельности.

Причем прекращение деятельности будет рассмотрено как исключительный случай, только, если оно произошло не позднее трех лет после даты утверждения отчетности. Причем отчетность в качестве ограничителя работает не вся, а лишь та, которая составлена на основе соответствующей нормативке.

Несмотря на некоторую громоздкость, это очень важное уточнение. По крайней мере оно определяет хоть какие-то границы так как в Стандарте № 256н понятие обозримого будущего никакими временными рамками не ограничено. Между тем работа бухгалтера приобретает необходимую определенность, если можно определить границы того или иного факта хозяйственной жизни. Однако отметим, что ограничение обозримого будущего даже тремя годами в Стандарте № 260н – срок немалый для настоящего времени.

Термины и их определения

Практически вся терминология, используемая в Стандарте № 260н, заимствована из других нормативных актов, которые бухгалтера используют в настоящее время. Более того, Стандарт № 260н подчеркивает этот факт, приводя свое толкование лишь по трем моментам. Однако и они вполне привычны для бухгалтеров.

То, что Стандарт № 260н именует пояснениями по своему описанию очень напоминает привычную пояснительную записку. Так, например, пояснительная записка бюджетные и автономные учреждения в настоящее время – это безусловно систематизированная информация, так как предполагает четкую структуру:

  • текстовую часть в виде словесного описания и (или) детализации показателей из отчетности;
  • различные сведения, которые необходимо разносить по установленным формам.

Соответственно, есть и второй признак пояснений, установленных Стандартом № 260н – формализация информации унифицированным способом, при наличии такой возможности. Однако в положениях Стандарта № 260н все же можно заметить коллизию:

  • пояснительная записка упомянута в составе отчетности отдельно от пояснений (подп. «д» и «е» п. 23 Стандарта № 260н);
  • в разделе IV.III Стандарта № 260н, который так и поименован «Пояснительная записка и пояснения» различия между ними не проведены.

Взаимосвязанный с пояснениями термин – раскрытие информации. Здесь тоже нет ничего нового:

  • стоимостное, натуральное выражение;
  • словесные описания.

Примечательно лишь то, что словесные описания предусмотрены не только для пояснений, но и для самих отчетов.

Публичность отчетности

Большое внимание Стандарт № 260н уделяет публичности. Однако это далеко не та публичность, которая предусмотрена для коммерческих структур. По сути Стандарт № 260н отсылает к законодательным актам РФ, которые регламентируют в отношении отчетности:

  • способы публикации;
  • места размещения в интернете;
  • сроки публичного раскрытия отчетных показателей.

При этом предусмотрено лишь одно ограничение. Законодательно установленные сроки публикации не должны быть ранее сроков, установленных для формирования и представления в установленном порядке годовой отчетности субъектов.

Примечателен и еще один аспект публичности. Раскрывать показатели субъекта отчетности для сторонних пользователей допустимо вне принципа допущения непрерывности его деятельности. Достаточно указать на этот факт в Пояснениях и раскрыть:

  • причины отступления от основополагающего принципа;
  • влияние указанного несоблюдения.

При этом представление и классификация публично раскрываемых показателей должны быть неизменны от периода к периоду. Исключения предусмотрены лишь для следующих случаев:

  • значительные изменения характера деятельности;
  • неожиданные результаты анализа раскрываемых показателей, которые в силу этого можно счесть неуместными и не отвечающими учетной политики, сформированной на основе стандартов;
  • изменение нормативной базы, регулирующей как отчетность, так и учет.

Также могут быть и иные случаи, предусмотренных применяемыми нормативными актами.

Реклассификация актива (обязательства)

В отличие от классификации, сходный термин с приставкой «ре» ранее можно было найти лишь в стандартах для коммерческой сферы, да и то, как понятно из названия - международных. В частности под реклассификацией понимают:

  • отражение стоимости объекта в иной (иных) статье (статьях) текущего баланса по сравнению с предшествующим;
  • включение объекта в иную классификационную группу (при раскрытии информации по нему в пояснениях по сравнению с предшествующими пояснениями, не являющееся корректировкой ошибки или следствием ошибки).

Необходимость ввода реклассификации Стандарт № 260н обусловил возможностью внесения изменений в представление (классификацию) публично раскрываемых показателей отчетности. При этом никто не освобождает субъект отчетности от формирования сравнительной информации за предыдущие отчетные периоды. Исключения допустимы только для случаев, когда реклассификация практически неосуществима.

Применение реклассификации обязательно должно быть описано в Пояснениях с раскрытием не только ее характера и причин, но и с перечислением показателей. Особенно подробно необходимо остановиться в пояснениях на случаях, когда реклассификация практически неосуществима.

Группировка показателей

Все существенные группы отчетных показателей, как и сейчас, должны быть представляются отдельно. Признак группы – показатели отличны от других по содержанию или функции. Группы должны быть:

  • четко обозначены;
  • выделены из прочей опубликованной информации.

Однако несущественные показатели также, как и сейчас не будут выведены за баланс. Они будут объединены с другими показателями. Однако это еще не все. Стандарт № 260н признает, что несущественность – понятие относительное и для кого-то из пользователей показатели, несущественные для подавляющего большинства, могут быть очень важны.

Выход в данном случае – Пояснения. Причем в Пояснения показатели могут быть более детализированы даже в плане единиц измерения, то есть начинаться не с тысячей рублей, переходя к миллионам и миллиардам, а, в частности, с рублей.

Роль пояснений будет постоянно возрастать, так как Стандарт № 260н требует, чтобы по всем публично раскрываемым группам показателей была раскрыта сопоставимая информация хотя бы за один аналогичный предыдущий период. Исключение при этом – лишь случаи, когда иное прямо предусмотрено нормативными актами.

Формы отчетности

Стандарт № 260н регламентирует все формы в составе отчетности. Однако это лишь общие рекомендации. Так, например, бухгалтерский баланс рассмотрен без учета особенностей различных субъектов отчетности. Более того, исходя их определения, например, краткосрочных активов складывается впечатление, что не учтены и непосредственные особенности учреждений .

Определения в Стандарте № 260н даны скорее для иных организаций, которые будут представлять отчетность наряду с типичными учреждениями. Однако некоторые положения Стандарта № 260н безусловно будут применимы на практике всеми учреждениями. Так, например в подпункте «в» пункта 27 Стандарта № 260н указано, что как краткосрочные обязательства всегда будут классифицированы:

  • начисленная зарплата;
  • другие начисленные расходы, связанные с осуществлением деятельности субъекта отчетности;
  • кредиторская задолженность по налогам (сборам) и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством РФ, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты).

Содержание отчета о финансовых результатах в Стандарте № 260н практически не раскрыто. Уточнены только два момента: возможность сальдированного отражение доходов и расходов, то есть отражение доходов за вычетом соответствующих расходов; детализация отчета в Пояснениях.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для главных бухгалтеров и экономистов государственных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту. Вам также станет доступно:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

И еще в июне всем подарок! Пилотный номер журнала, где дано более 30 ответов на самые --->> популярные вопросы бухгалтеров госсектора

Фото

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ
Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль