Управление муниципальными закупками

56
Расскажем, что такое муниципальные закупки, их виды, какие данные нужно разместить в муниципальную информационную систему и в какой срок. Также найдете особенности закупок в образовательных учреждениях и ЛПУ.

Муниципальные закупки: цель

Муниципальные закупки – это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд. Главная цель муниципального заказа – удовлетворить муниципальные нужды по условиям, заранее указанным в документации.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Его можно провести несколькими способами.

1. С помощью торгов в форме:

  • конкурса. Под конкурсом понимаются торги, победителем которого становится лицо, которое предложило лучшие условия  для исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе присвоен первый номер;
  • аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. То есть торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

2. Без проведения торгов путем запроса котировок или предложений. По котировкам информацию о потребностях в товарах, работах, услугах сообщают неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену контракта или единственный поставщик (исполнитель, подрядчик).

Запрос предложений – это один из способов определить поставщика (подрядчика, исполнителя). Победителем при запросе предложений признают участника с такими окончательными условиями контракта, которые наилучшим образом удовлетворят потребности заказчика.

3. Муниципальное учреждение также вправе провести закупку у единственного поставщика.

Муниципальная информационная система по регионам

Учреждение-заказчик ежегодно формирует план закупок и план-график. План-график составляют в два этапа. Первый этап проходит, когда органы власти рассматривают проект бюджета на очередной финансовый год. На этом этапе разрабатывают предварительный план-график, в который включают все закупки на год. Все данные должны соответствовать плану закупок. Второй этап - когда органы власти утвердят бюджеты. Здесь заказчики корректируют данные плана-графика с учетом доведенного объема финансирования. А затем утверждают готовый план-график в течение 10 рабочих дней после того, как:

  • госзаказчикам доведут ЛБО;
  • бюджетным учреждениям утвердят план ФХД.

После этого ответственный сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий размещает план-график закупок в единую информационную систему (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru.

Регионы и муниципалитеты могут иметь свои сайты о закупочной деятельности. Для пользователей доступ к нему должен быть безвозмездный и круглосуточный. Муниципальные информационные системы должны в обязательном порядке быть интегрированы с единой информационной системой. То есть иметь возможность передачи в ЕИС, а также прием из нее следующей информации и документов:

  • планы закупок;
  • планы-графики закупок;
  • информация о реализации планов закупок и планов-графиков закупок;
  • информация о закупках;
  • запросы пользователей региональных и муниципальных систем, в том числе запросы цен товаров, работ, услуг;
  • отчеты заказчиков.

Единые требования к региональным и муниципальным системам установлены постановлением Правительства России от 28.11.2013 № 1091.

В качестве примера муниципальной информационной системы можно привести информационные системы:

Информационная открытость является одним из ключевых факторов эффективности закупок всех стадий закупочной деятельности. Благодаря доступной информации о госзаказах можно:

  • выявить нецелевые закупки ещё до их объявления,
  • проанализировать заявленные начальные цены и иные условия будущего контракта,
  • отследить соблюдение закона при выборе поставщика,
  • получить данные о надлежащем исполнении муниципального контракта.

Муниципальные закупки в сфере образования

Образовательные учреждения могут участвовать в контрактной системе, выступая и в качестве заказчиков, и в качестве участников закупок.

В качестве участника закупки учреждения могут реализовать оказание образовательных услуг по различным программам подготовки и переподготовки.

В качестве заказчиков учреждения могут отбирать поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в рамках контрактной системы открытым конкурсом, аукционом в электронной форме, запросом котировок и запросом предложений. Недостатком таких процедур – длительность и значительный объем закупочного документооборота.  Если заказчик желает осуществить закупку у единственного поставщика, следует помнить, что он имеет право заключить госконтракт на сумму не более 100 тыс. рублей.

Рассмотрим нюансы закупок на примере закупки учебников. Закупки для муниципальных учреждений проходит в централизованном порядке. Обязанности по определению поставщиков учебников возлагаются на уполномоченные учреждения. Эти органы также могут обладать полномочиями по заключению контрактов, их оплате и участвовать в приемке учебников. Кроме того, муниципальные образовательные учреждения вправе самостоятельно их закупать за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг. Для этого они могут провести совместные аукционы двумя и более заказчиками.

Закупки для муниципальных нужд ЛПУ

Для закупки лекарств в отдельных случаях Закон о контрактной системе устанавливает особые правила.

1. Выбор способа закупки. Купить лекарства пациенту по решению врачебной комиссии можно путем запроса предложений. А если лекарства нужны срочно, то их можно купить и у единственного поставщика, пока проводится запрос предложений.

2. НМЦК для закупки жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛП) определяйте по одному из двух методов: сопоставимых рыночных цен или тарифному.

3. При закупке ЖНВЛП можно отстранить участника либо отказаться от заключения контракта с победителем. Но только если комиссия обнаружит, что:

  • предельная отпускная цена на лекарства не зарегистрирована;
  • предложенная участником цена превышает предельную отпускную цену и он отказывается от ее снижения. В этом случае отстраните участника или откажитесь от контракта с ним, если:

– участник – производитель ЖНВЛП;

– при закупках для федеральных нужд НМЦК больше 10 млн руб. А для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд – размера, установленного соответствующим органом власти.

4. Для отдельных видов иностранных медицинских товаров Правительство РФ ограничило допуск к закупкам. А именно для:

  • медизделий, которые входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102;
  • жизненно необходимых и важных лекарств. Их перечень ежегодно устанавливает Правительство РФ.

Ограничение допуска означает, что заказчик должен отклонить все заявки с предложениями иностранных лекарств и медизделий. Исключение – товары из стран – членов Евразийского экономического союза. Подтвердить страну происхождения товара участник может сертификатом по форме СТ-1, который выдают уполномоченные органы страны-производителя.

5. Для участников закупки лекарств установлены особенности в части применения антидемпинговых мер.

– если при закупке лекарств участник снизит цену на 25% ниже НМЦК, то он обязан предоставить заказчику обоснования предлагаемой цены;

– антидемпинговые меры к участникам закупки ЖНВЛП нужно применить только в том случае, если стоимость ими снижена более чем на 25% от зарегистрированной отпускной.

6. Заказчик может принять у поставщика другое лекарство с улучшенными характеристиками. Определяет, какое из лекарств лучше, сам заказчик. Исключение: нельзя заменять ЖНВЛП конкретного производителя или страны происхождения, которые указаны в заявке.

7. В документации о закупке заказчик устанавливает требование к остаточному сроку годности лекарств на момент поставки. Срок обоснуйте и пропишите конкретным периодом в годах, месяцах, днях или точной датой, например: «12 месяцев» или «до 1 декабря 2018 года». Указывать срок годности в процентах контролеры не рекомендуют.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль