Управление муниципальными закупками

552
Расскажем, что такое муниципальные закупки, их виды, какие данные нужно разместить в муниципальную информационную систему и в какой срок. Также найдете особенности закупок в образовательных учреждениях и ЛПУ.

Управление муниципальными закупками по 44-ФЗ: цель закупок

Понятие государственных и муниципальных закупок – это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для муниципальных нужд. Главная цель закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд – удовлетворить муниципальные нужды по условиям, заранее указанным в документации. По сути государственные и муниципальные закупки мало отличаются друг от друга. Но в данной статье мы остановим внимание именно на муниципальных закупках.

Правовое регулирование государственных и муниципальных закупок проходит в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Участниками государственных и муниципальных закупок могут быть любые организации и индивидуальные предприниматели.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. По 44-ФЗ муниципальные закупки можно провести несколькими способами.

1. С помощью торгов в форме:

  • конкурса. Под конкурсом понимаются торги, победителем которого становится лицо, которое предложило лучшие условия  для исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе присвоен первый номер;
  • аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. То есть торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.

2. Без проведения торгов путем запроса котировок или предложений. По котировкам информацию о потребностях в товарах, работах, услугах сообщают неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем становится участник, который предложил наиболее низкую цену контракта или единственный поставщик (исполнитель, подрядчик).

Запрос предложений – это один из способов определить поставщика (подрядчика, исполнителя). Победителем при запросе предложений признают участника с такими окончательными условиями контракта, которые наилучшим образом удовлетворят потребности заказчика.

3. Муниципальное учреждение также вправе провести закупку у единственного поставщика.

Муниципальная информационная система по регионам

Учреждение-заказчик ежегодно формирует план закупок и план-график. Для этого предназначена муниципальная информационная система в сфере закупок.

Порядок формирования плана закупок для муниципальных нужд

План закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком ежегодно. Сначала заказчики составляют предварительный план. После того как органы власти утвердят бюджеты, для заказчиков наступает время работы с окончательным вариантом плана закупок. 

Утверждают план закупок для муниципальных нужд в течение 10 рабочих дней после того, как:

  • заказчикам доведут ЛБО;
  • бюджетным учреждениям утвердят план ФХД.

Утверждает план закупок муниципального бюджетного учреждения руководитель, подписывает документ также ответственный сотрудник.

Подробнее про планирование государственных и муниципальных закупок.

План-график составляют в два этапа. Первый этап проходит, когда органы власти рассматривают проект бюджета на очередной финансовый год. На этом этапе разрабатывают предварительный план-график, в который включают все закупки на год. Все данные должны соответствовать плану закупок. Второй этап - когда органы власти утвердят бюджеты. Здесь заказчики корректируют данные плана-графика с учетом доведенного объема финансирования. А затем утверждают готовый план-график в течение 10 рабочих дней после того, как:

  • госзаказчикам доведут ЛБО;
  • бюджетным учреждениям утвердят план ФХД.

После этого ответственный сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий размещает план-график закупок в единую информационную систему (ЕИС) – www.zakupki.gov.ru.

Регионы и муниципалитеты могут иметь свои сайты муниципальных закупок. Для пользователей доступ к нему должен быть безвозмездный и круглосуточный. Муниципальные информационные системы должны быть интегрированы с единой информационной системой. То есть иметь возможность передачи в ЕИС, а также прием из нее следующей информации и документов:

  • планы закупок;
  • планы-графики закупок;
  • информация о реализации планов закупок и планов-графиков закупок;
  • информация о закупках;
  • запросы пользователей региональных и муниципальных систем, в том числе запросы цен товаров, работ, услуг;
  • отчеты заказчиков.

Единые требования к региональным и муниципальным сайтам закупок установлены постановлением Правительства России от 28.11.2013 № 1091.

В качестве примера муниципальной информационной системы можно привести сайты муниципальных закупок:

Информационная открытость является одним из ключевых факторов эффективности закупок всех стадий закупочной деятельности. Благодаря доступной информации о госзаказах можно:

  • выявить нецелевые закупки ещё до их объявления,
  • проанализировать заявленные начальные цены и иные условия будущего контракта,
  • отследить соблюдение закона при выборе поставщика,
  • получить данные о надлежащем исполнении муниципального контракта.

Муниципальные закупки в сфере образования

Образовательные учреждения могут участвовать в контрактной системе, выступая и в качестве заказчиков, и в качестве участников закупок.

В качестве участника закупки учреждения могут реализовать оказание образовательных услуг по различным программам подготовки и переподготовки.

Муниципальные закупки в сфере образования – учреждения могут отбирать поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в рамках контрактной системы открытым конкурсом, аукционом в электронной форме, запросом котировок и предложений. Недостаток таких процедур – длительность и значительный объем закупочного документооборота.  Если заказчик желает осуществить закупку у единственного поставщика, следует помнить, что он имеет право заключить госконтракт на сумму не более 100 тыс. рублей.

Рассмотрим нюансы закупок в сфере образования на примере закупки учебников. Закупки для муниципальных образовательных учреждений проходит в централизованном порядке. Обязанности по определению поставщиков учебников возлагаются на уполномоченные учреждения. Эти органы также могут обладать полномочиями по заключению контрактов, их оплате и участвовать в приемке учебников. Кроме того, муниципальные образовательные учреждения вправе самостоятельно их закупать за счет средств, полученных из местных бюджетов на оказание муниципальных услуг. Для этого они могут провести совместные аукционы двумя и более заказчиками.

Закупки для муниципальных нужд ЛПУ

Для закупки лекарств в отдельных случаях Закон о контрактной системе устанавливает особые правила.

1. Выбор способа закупки. Купить лекарства пациенту по решению врачебной комиссии можно путем запроса предложений. А если лекарства нужны срочно, то их можно купить и у единственного поставщика, пока проводится запрос предложений.

2. НМЦК для закупки жизненно необходимых и важнейших лекарств (ЖНВЛП) определяйте по одному из двух методов: сопоставимых рыночных цен или тарифному.

3. При закупке ЖНВЛП можно отстранить участника либо отказаться от заключения контракта с победителем. Но только если комиссия обнаружит, что:

  • предельная отпускная цена на лекарства не зарегистрирована;
  • предложенная участником цена превышает предельную отпускную цену и он отказывается от ее снижения. В этом случае отстраните участника или откажитесь от контракта с ним, если:

– участник – производитель ЖНВЛП;

– при закупках для федеральных нужд НМЦК больше 10 млн руб. А для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд – размера, установленного соответствующим органом власти.

4. Для отдельных видов иностранных медицинских товаров Правительство РФ ограничило допуск к закупкам. А именно для:

  • медизделий, которые входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102;
  • жизненно необходимых и важных лекарств. Их перечень ежегодно устанавливает Правительство РФ.

Ограничение допуска означает, что заказчик должен отклонить все заявки с предложениями иностранных лекарств и медизделий. Исключение – товары из стран – членов Евразийского экономического союза. Подтвердить страну происхождения товара участник может сертификатом по форме СТ-1, который выдают уполномоченные органы страны-производителя.

5. Для участников закупки лекарств установлены особенности в части применения антидемпинговых мер.

– если при закупке лекарств участник снизит цену на 25% ниже НМЦК, то он обязан предоставить заказчику обоснования предлагаемой цены;

– антидемпинговые меры к участникам закупки ЖНВЛП нужно применить только в том случае, если стоимость ими снижена более чем на 25% от зарегистрированной отпускной.

6. Заказчик может принять у поставщика другое лекарство с улучшенными характеристиками. Определяет, какое из лекарств лучше, сам заказчик. Исключение: нельзя заменять ЖНВЛП конкретного производителя или страны происхождения, которые указаны в заявке.

7. В документации о закупке заказчик устанавливает требование к остаточному сроку годности лекарств на момент поставки. Срок обоснуйте и пропишите конкретным периодом в годах, месяцах, днях или точной датой, например: «12 месяцев» или «до 1 декабря 2018 года». Указывать срок годности в процентах контролеры не рекомендуют.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2018 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении». 
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

      Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль