Платные услуги в государственных бюджетных учреждениях

2421
Платные услуги – источник дохода учреждения. С их помощью учреждение зарабатывает деньги на свое развитие. Приносящую доход деятельность ведут все учреждения. Читайте, как организовать платные услуги в государственных бюджетных учреждениях, рассчитать стоимость услуги и отразить доходы в учете.

Право на ведение платной деятельности

Право на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Для этого учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей учреждения, и прямо указать ее в уставе, положении и др.

В учредительных документах должен быть исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ). К уставу автономного учреждения аналогичное требование законодательства содержится в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

Кроме того, нужно учитывать, что получение доходов может быть ограничено условиями отраслевого законодательства. Например, нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо бесплатных образовательных программ, финансируемых из бюджета.

Если в уставе или положении содержится право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:

  • казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов;
  • бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД.

Вопрос: Может ли казенное учреждение оказывать платные услуги?

Да, может. Казенные учреждения продают товары, оказывают платные услуги или работы с разрешения учредителя. Деньги от приносящей доход деятельности казенных учреждений в полном объеме должны поступать в доход бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). А на какие средства вести эту деятельность? Их учреждению выделит главный распорядитель в виде лимитов бюджетных обязательств.

Кто устанавливает стоимость услуг

Порядок определения стоимости услуг зависит от вида деятельности, в рамках которого учреждение планирует их оказывать:

  • услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания;
  • иная приносящая доход деятельность учреждения – это услуги, которые способствуют достижению основных целей.

Порядок определения платы за услуги и работы для казенных учреждений устанавливает вышестоящий орган власти. Для бюджетных учреждений – учредитель. Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг.

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно.

Как использовать доходы

При ведении платной деятельности важен контроль использования полученных доходов. Различным типам учреждений законодательство предоставляет разные права на самостоятельное использование выручки.

Казенные учреждения доходы от платных услуг использовать не вправе. Поэтому покупатели, как правило, перечисляют плату за услуги напрямую в бюджет. Если же оплата прошла наличными в кассу, то деньги учреждение обязано перечислить в доход бюджета самостоятельно через лицевой счет администратора доходов в Казначействе России.

Расходы по контрактам, связанным с ведением платной деятельности, казенное учреждение оплачивает за счет бюджетных средств в общем порядке. Заключение контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств недопустимо.

Автономное учреждение ограничено в своих действиях лишь одним требованием: оно может использовать собственные доходы только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано.

Для учета поступлений и расхода средств от платной деятельности автономные учреждения вправе использовать как расчетные счета в банках, так и лицевые счета в органах Казначейства России, либо в региональных или муниципальных финансовых органах.

Бюджетное учреждение самостоятельно использует средства от приносящей доход деятельности. Но только для достижения тех целей, ради которых учреждение создано. Бюджетные учреждения счетов в банках не имеют и средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах либо в органах Казначейства России.

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения

Медорганизация вправе предоставлять платные услуги, которые указаны в лицензии на осуществление медицинской деятельности. Порядок и условия предоставления платных медицинских услуг установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.

Медучреждения, которые участвуют в реализации программы (в том числе территориальной) государственных гарантий, имеют право оказывать платные медицинские услуги при соблюдении следующих условий:

  • на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий;
  • при оказании медицинских услуг анонимно;
  • гражданам иностранных государств, лицам без гражданства;
  • при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг.

Без согласия заказчика исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

Внимание

Обязательно получите от пациента информированное добровольное согласие на оказание платных медицинских услуг. Такая обязанность предусмотрена частью 7 статьи 20 Закона № 323-ФЗ.

На что направить доходы от платных медуслуг

После уплаты всех обязательных платежей направьте доходы на расходы, которые связаны с уставной деятельностью учреждения. В том числе в фонд оплаты труда. Договоры о поставке товаров, работ, услуг, которые подлежат исполнению, заключите и оплатите в пределах утвержденного плана ФХД или сметы.

Медорганизация самостоятельно определяет направления и очередность использования полученных средств от платных медуслуг:

  • на функционирование и развитие;
  • лечебный процесс;
  • оплату труда и материальное стимулирование работников;
  • приобретение предметов хозяйственного пользования;
  • оплату коммунальных, иных услуг и другие нужды.

Между работниками медучреждения доходы от платных услуг распределите на основании Положения об оплате труда работников. Также нужно учесть индивидуальный вклад каждого сотрудника, который участвовал в процессе оказания таких медуслуг.

Оказание платных услуг образовательными учреждениями

Образовательные учреждения предоставляют платные образовательные услуги гражданам и организациям. Такие услуги оказывают на тех же условиях, что и бесплатные образовательные услуги по соглашению на представление субсидии. Об этом сказано в частях 1, 3 статьи 101, части 3 статьи 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность по правилам, которые определены в постановлении Правительства РФ от 15.08.2013 № 706.

Внимание

Нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо образовательной деятельности, которая финансируется из бюджета. Если оказали вместо бесплатных услуг платные, деньги верните заказчику.

Порядок организации платных образовательных услуг в образовательном учреждении пропишите во внутреннем акте. Например, Положении о приносящей доход деятельности образовательного учреждения.

Для оказания платных услуг учреждение заключает договор об образовании с гражданином или организацией  – договор возмездного оказания услуг, по которому учреждение-исполнитель окажет услугу, а заказчик оплатит ее.

Стоимость платных образовательных услуг

Орган управления утверждает тарифы на услуги или определяет методы расчета стоимости платных образовательных услуг. Расскажем о них подробнее ниже.

На региональном уровне цены определяются местными нормативно-правовыми документами. Например, в Пензе тарифы на услуги муниципального бюджетного образовательного учреждения утверждены постановлением администрации г. Пензы от 18.03.2016 № 357.

Как рассчитать стоимость платных услуг

Цену услуги определяйте на основе расчета экономически обоснованных затрат и прибыли. С этой целью можно использовать общую формулу:

Ц = З + П,

  • где Ц – цена платной образовательной услуги;
  • З – затраты на ее оказание;
  • П – прибыль.

Чтобы определить затраты на оказание платной образовательной услуги, сложите прямые и косвенные расходы. Какие расходы отнести к прямым, а какие к косвенным, определите самостоятельно и зафиксируйте это в учетной политике.

Общехозяйственные расходы учреждения распределяются:

  • в части распределяемых расходов – на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг пропорционально прямым затратам по объему выручки от реализации;
  • не распределяемых – на увеличение расходов текущего финансового года.

Сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, в том числе в процессе продвижения товаров, относится к издержкам обращения (п. 134–136 Инструкции № 157н).

Расходы, которые относятся на себестоимость:

  • материальные расходы, кроме общехозяйственных, участвующие в процессе изготовления;
  • оплату труда персонала, участвующего в платных услугах, кроме административно-управленческого;
  • взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование;
  • амортизация по основным средствам.

В составе прямых расходов отражайте те затраты, которые непосредственно связаны с оказанием услуги. Остальные затраты, которые напрямую не связаны с оказанием услуг, относят к косвенным расходам:

  • расходы и начисления на оплату труда работников, которые непосредственно не заняты в процессе оказания услуги (не педагогические работники);
  • хозяйственные расходы;
  • средства на уплату налогов, пошлин и иных обязательных платежей;
  • амортизацию зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием услуги, и др.

Сумму косвенных расходов можно рассчитать по-разному:

  • пропорционально прямым расходам, которые приходятся на платную образовательную услугу;
  • пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на нее для педагогических работников, которые участвуют в оказании услуги.

Такую методику расчета платных услуг применяйте в здравоохранении, образовательном учреждении, учреждении культуры.

Пример. Расчет стоимости платной образовательной услуги «Хореография».

Рассчитаем стоимость обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Хореография» для образовательного центра Москвы по Порядку, утвержденному приказом департамента образования г. Москвы от 13.05.2011 № 346. Реализация образовательной программы предусматривает следующие условия.

Количество учебных месяцев – 7, учебных часов в неделю – 4. Для обучения достаточно привлечь одного педагога.

Материально-технические условия реализации образовательной программы предусматривают наличие двух хореографических станков и зеркала на стену, которые нужно купить.

Нормативное количество обучающихся в группе составляет 15 человек.

1. Рассчитаем прямые расходы.

Оплата труда педагогического работника.

Норма часов за ставку зарплаты педагога составляет 18 часов в неделю, оклад при соблюдении нормы часов – 54 000 руб.

Определяем оплату труда педагога с учетом учебной работы 4 часа в неделю:

12 000,00 руб. – (54 000 руб.: 18 ч. × 4 ч.).

Определяем размер взносов во внебюджетные фонды:

3624,00 руб. – (12 000 руб. × 30,2%).

Итого расходы на оплату труда составят:

109 368,00 руб. – ((12 000 руб. + 3624 руб.) × 7 мес.).

Амортизация оборудования

Стоимость одного купленного станка составляет 19 000 руб., зеркала – 21 000 руб.

Амортизацию начисляем в размере 100 процентов балансовой стоимости объекта при принятии к учету. Таким образом, при принятии к учету хореографического оборудования на него будет начислена амортизация в размере:

59 000,00 руб. - (19 000 руб. × 2 шт. + 21 000 руб.).

Иные затраты

Заложим затраты на приобретение похвальных листов, медалей, грамот на сумму 1000 руб.

2. Рассчитаем косвенные расходы

Косвенные расходы определим пропорционально затратам на оплату труда педагогического работника и начислениям на нее по формуле, которая утверждена в пункте 19 Порядка, утвержденного приказом департамента образования г. Москвы от 13.05.2011 № 346.

К косвенным отнесем расходы:

  • на оплату труда АУП и уборщицы и начисления на нее;
  • приобретение моющих средств, тряпок, перчаток;
  • коммунальные услуги и связь.

Получили сумму косвенных расходов 27 170 руб.

3. Рассчитаем полную стоимость обучения

Заложим прибыль в размере 10% от суммы прямых и косвенных затрат и рассчитаем полную стоимость обучения:

Наименование расхода

Сумма, руб.

Расходы на оплату труда педагогических работников с начислениями

109 368,00

Амортизация оборудования

59 000,00

Иные затраты

1000,00

Косвенные расходы

27 170,00

Прибыль

19 654,00

Стоимость без НДС

216 192,00

Стоимость платной образовательной услуги в размере 216 192 руб. за 7 месяцев. Итого стоимость обучения одного ребенка составит:

14 412,80 руб. – (216 192 руб.: 15 чел.).

В договоре платных образовательных услуг, помимо полной стоимости услуг за весь срок обучения, указывают порядок оплаты. Установим ежемесячную оплату и рассчитаем стоимость обучения в месяц:

2058,97 руб. – (14 412,80 руб.: 7 мес.).

Полученная сумма неудобна ни для оплаты, ни для бухучета. Округлим ее до 2060,00 руб. в месяц. Разницу, которая возникла при округлении, отнесем на иные затраты или косвенные расходы. Таким образом, стоимость обучения одного ребенка составит:

14 420,00 руб. – (2060,00 руб. × 7 мес.).

Утвердим приказом полную стоимость обучения по программе «Хореография» в размере 14 420,00 руб.

Аналогично можно провести расчет платных медицинских услуг в здравоохранении 2017 или платных услуг в учреждениях культуры.

Перечень платных услуг в учреждениях культуры

Учреждения культуры оказывают платные услуги как по собственной инициативе, так и по заданию учредителя. Чтобы начать такую деятельность, необходимо подготовить документы, рассчитать цены, заключить договоры. Примеры платных услуг в учреждениях культуры – проведение платных концертов, спектаклей, реализация сувенирной продукции (открытки, календари, буклеты) и др.

Разработайте и утвердите положение о платных услугах в учреждениях культуры. В нем укажите:

  • что входит в стоимость услуг;
  • где найти информацию об услугах – на сайте учреждения, на информационных стендах учреждения;
  • как заключить договор;
  • в каком порядке учреждение оказывает платные услуги;
  • на что учреждение тратит деньги от платных услуг;
  • кто в учреждении контролирует платную деятельность.

Образец. Положение о платных услугах в учреждениях культуры

Особенности оказания платных услуг учреждениями

Скачать образец

На этой основе можно делать положение о предоставлении платных услуг бюджетным учреждением, автономным учреждением, учреждениям здравоохранения и образовательным учреждениям.

Согласуйте утвержденное положение с учредителем, местной администрацией или правительством региона, если этого требуют региональные или муниципальные нормативные акты.

Вы вправе не оформлять отдельный локальный акт, а включить правила о платных услугах в учетную политику учреждения. Но отдельный документ удобнее использовать и показывать контролерам на проверках.

Чтобы предоставлять платные услуги, учреждение культуры должно заключить с потребителем договор. Как правило, его составляют в письменной форме. Есть случаи, когда договор не нужен. Например, на продажу билетов на мероприятия.

Учет платных услуг в бюджетном учреждении

При формировании себестоимости оказываемых услуг, работ или продукции в бухучете используйте алгоритм.

1. Сначала соберите расходы на аналитических счетах счета 109 00, а именно:

  • прямые затраты, которые напрямую относятся к определенному виду услуг, работ или продукции, сразу отражаются на счете 109 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • накладные расходы – на счете 109 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • общехозяйственные расходы – на счете 109 80 «Общехозяйственные расходы»;
  • издержки обращения – на счете 109 90 «Издержки обращения».

2. В конце отчетного периода накладные и общехозяйственные расходы распределите на счет 109 60 – на себестоимость конкретных услуг (работ, продукции).

3. Издержки обращения по окончании отчетного периода спишите на финансовый результат. Себестоимость работ (услуг, продукции) на счете 109 60 такие расходы не формируют.

Со счета 109 60 себестоимость списывайте:

  • в части услуг и работ – на уменьшение дохода по счету 401 10;
  • изготовленной продукции – на увеличение ее стоимости на счет 105 37.

Расчет накладных затрат при оказании платной услуги

Распределение расходов на прямые и накладные заложено в структуре аналитических счетов к счету 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Это счета 109 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» и 109 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг».

Перечень прямых и накладных расходов законодательно не установлен. Поэтому разработайте его самостоятельно исходя из отраслевых особенностей учреждения и закрепите в учетной политике.

Счет 109 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг» нужно открывать, только когда учреждение выпускает несколько видов продукции или услуг. К накладным затратам относите те, которые связаны с основной деятельностью, но не имеют прямой связи с определенным видом услуг. Например, это амортизация основных средств, затраты на их содержание и эксплуатацию, командировки и обучение основного персонала, другие расходы на отделы учреждения. К примеру, если сотрудник занят в нескольких видах деятельности, его зарплата будет считаться накладными расходами.

В учетной политике закрепите способ калькуляции стоимости платных услуг в бюджетном учреждении. Выбрать способ учреждение может само, либо его определит учредитель. В том числе нужно прописать и объект калькулирования (вид деятельности, конкретная услуга, работа, продукция, заказ и т. д.).

Какой способ установить, Инструкция № 157н не уточняет. Коммерческие организации используют такие методы расчета платных услуг: позаказный, попроцессный, попередельный. Позаказный метод удобно использовать при выполнении научно-исследовательских работ. А вот при выпуске готовой продукции правильнее использовать нормативный метод.

Налогообложение учреждений оказывающих платные услуги          

Казенные учреждения (например, медицинские, культуры) средства от платных услуг не должны включать в доходы при расчете налога на прибыль.

Бюджетные и автономные учреждения при расчете налога на прибыль средства от платных услуг включают в доходы от реализации.

При кассовом методе выручку учтите в момент получения средств. При методе начисления, момент признания выручки доходом зависит от вида оказываемых услуг:

  • услуги носят длительный характер – выручку от реализации учитывайте равномерно в течение периода, в котором эти услуги оказываются;
  • в договоре об оказании платных услуг предусмотрена поэтапная сдача, доходы признавайте в том налоговом периоде, в котором они имели место;
  • если учреждение оказывает разовые платные услуги, выручку отразите по факту оказания услуг.

Выручку уменьшите на расходы, связанные с оказанием платных услуг: материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы.

Выполнение работ или оказание услуг казенными учреждениями не является объектом обложения НДС. Данное правило распространяется в том числе на платные услуги.

Сумму входного НДС по товарам (работам, услугам), которые используются при оказании платных услуг, к вычету не принимайте. Налог учитывайте в стоимости услуг.

В бюджетных и автономных учреждениях реализация продукции, услуг признается объектом обложения НДС. Поэтому, если учреждение не использует льготы по НДС (например, по образовательным услугам), начислите налог в момент отгрузки (передачи) продукции или получения аванса.

Таким образом проходит налогообложение, например, медицинских учреждений, оказывающих платные услуги.

Читайте в Системе Госфинансы: Как казенному учреждению учесть деньги от деятельности, приносящей доход, Как бюджетному и автономному учреждению учесть денежные средства, полученные от деятельности, приносящей доход
Читайте в следующих номерах журнала "Платные услуги учреждения"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Портал по организации платной деятельности в госучреждении

      Внимание! Это профессиональный портал для бухгалтеров казенных учреждений

      Мы следим за качеством и авторскими правами наших материалов.

      Портал содержит эксклюзивные авторские статьи, образцы отчетных форм, разъяснения Минфина России, комментарии экспертов.
      Поэтому многие материалы доступны только зарегистрированным пользователям.

      Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Внимание! Это профессиональный портал для бухгалтеров и экономистов учреждений

      Мы следим за качеством и авторскими правами наших материалов.

      Портал содержит эксклюзивные авторские статьи, образцы отчетных форм, разъяснения Минфина России, комментарии экспертов.

      Поэтому многие материалы доступны только зарегистрированным пользователям.

      Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль