Штрафы и пени за нарушение бюджетного законодательства РФ и неведение бухучета

451
Из статьи вы узнаете, какая ответственность за нарушение бюджетного законодательства предусмотрена современными нормативно-правовыми актами. В материале приводится перечень основных типов нарушений и следующие за этим санкции, рассказано о размере штрафов и пеней. Вы также узнаете, как отражать штрафы за нарушение бюджетного законодательства в бухгалтерском отчете организации.

Деятельность учреждений и частных лиц в бюджетной сфере строго контролируется с законодательной точки зрения. Главным регулирующим документом является Бюджетный кодекс РФ, помимо него – различные нормативно-правовые акты, выпускаемые Правительством и другими законодательными органами. Лица, которые не соблюдают правила работы, несут юридическую ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Поскольку деятельность подобных учреждений носит публичный характер, применение мер государственного принуждения к ней остается необходимостью.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Любая бюджетная организация, а также должностные лица в своей деятельности обязаны руководствоваться требованиями БК РФ при работе с государственными денежными средствами. Несоблюдение правил (неполное соблюдение) и рекомендаций является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой применение карательных мер.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства – прежде всего, административная и выражается она в штрафах и пенях. Основная информация о том, какие меры принуждения государство имеет права применять к нарушителям, содержится в статье 282 Бюджетного кодекса РФ

Согласно статье 282 БК РФ, государство имеет право применять к нарушителям законодательства следующие меры:

  • Вынесение предупреждения;
  • Блокировка денежных средства;
  • Изъятие бюджетных средств, поступивших на счет предприятия;
  • Приостановление операций по счетам;
  • Наложение штрафа;
  • Начисление пени. 

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства чаще всего выражается в наложении административных штрафов, однако представители Федерального казначейства имеют право в бесспорном порядке списывать часть или полную суммы ранее выделенных государством средств. 

Что понимается под несоблюдением законодательства? Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований БК РФ относительно работы с государственными средствами. В статье 283 описаны основания, которые позволяют контролирующим органам говорить о том, что был эпизод несоблюдения требований закона.

К основаниям относятся:

  • Нецелевое использование выделенных средств;
  • Несвоевременное или неполное перечисление средств получателю;
  • Ошибки при составлении бюджетов и другой необходимой документации;
  • Несоблюдение предусмотренного законом порядка работы с бюджетом (например, штраф за неведение бухгалтерского учета расходования средств или неправильное ведение бухучета);
  • Несоблюдение прочих требований законодательства. 

Список конкретных случаев несоблюдения закона достаточно обширный (они подробно описаны в статьях 289-306 БК РФ), но главную ответственность за нарушение бюджетного законодательства в виде пени организации несут за нецелевое использование и несоблюдение положенных процедур. Бездействие, приведшее к нарушению БК РФ, также карается законом.

Таким образом, ответственность за нарушение бюджетного законодательства складывается из следующих этапов:

  • Определение конкретного государственного органа, который будет применять меры к нарушителям;
  • Определение типа санкций, которые планируется применять (пени, блокировка средств и т.д.);
  • Определение процедуры применения мер (бесспорная блокировка средств, вынесение предупреждения, судебное разбирательство и т.д.).

Любое несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета – это повод завести на должностное или юридическое лицо дело об административном правонарушении, что влечет за собой штрафы.

Кто и кому выставляет штрафы

Основными документами, в которых описана ответственность за нарушение бюджетного законодательства в виде штрафов и пени являются БК РФ и КоАП РФ, а также в редких случаях УК РФ (для случаев нецелевого расходования или хищения государственных средств). Согласно пояснению Минфина, основный документом должен быть признан БК РФ и меры наказания, которые он предусматривает. Вместе с тем, допустимо при повторных эпизодах применять ужесточенные меры, представленные в КоАП РФ. Судебная практика по данному вопросу достаточно разнообразна. 

Согласно статье 306 БК РФ, решение о применении мер ответственности принимает финансовый орган: это может быть Федеральное казначейство в лице руководителя (заместителя) или местный финансовый орган субъекта Российской Федерации. 

Кроме того, поскольку несоблюдение правил работы с бюджетом часто происходит в зоне действия КоАП, то применять меры могут также Счетная палата РФ, арбитражный суд и другие уполномоченные органы

Меры применяются как к должностным лицам, так и юридическим (организациям).

БК РФ предусматривает следующую ответственность за нарушение бюджетного законодательства:

  • Нецелевое использование средств. Бесспорное взыскание денежных средств, в размере суммы, потраченной на нецелевые нужды или в размере платы за пользование ими (статья 306.4);
  • Невозврат либо несвоевременный возврат государственного кредита. Возврат непогашенного остатка и уплата пеней за несвоевременный возврат (в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (статья 306.5).
  • Несвоевременное перечисление платы за пользование кредитом. Взыскание суммы платы за пользование кредитом и начисление пеней в размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (статья 306.6).
  • Нарушение условий предоставленного кредита. Взыскание суммы средств, использованных с нарушением и (или) платы за пользование средствами (статья 306.7).
  • Нарушение условий предоставления межбюджетных трансферов. Взыскание суммы средств, использованных с нарушением и (или) платы за пользование средствами (статья 306.8).

Кто выставляет: Федеральное казначейство.

Спецвыпуск

Правила противопожарного режима

Что изменилось в Правилах противопожарного режима в 2018 году

Скачать

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства с точки зрения КоАП

КоАП выделяет четыре основные формы нарушения бюджетного законодательства и соответствующие меры принуждения. Штраф может быть вынесен арбитражным судом или другими уполномоченными органами.

Нецелевое использование средств. Карается штрафом в размере от 20.000 рублей до 50.000 рублей для должностных лиц. Юридические лица оплатят штраф в размере от 5 до 25% от суммы полученных бюджетных средств, использованных не по назначению. То есть, если из выделенных 10 миллионов на нецелевые нужды было потрачено 3 миллиона, то 5% будут взыматься от этих 3 миллионов и составят 150.000 рублей. 

Нарушение порядка осуществления бюджетных инвестиций. Финансовая ответственность за нарушение бюджетного законодательства в виде штрафа составит от 20.000 рублей до 50.000 рублей для должностных лиц либо дисквалификацию сроком до двух лет.

Нарушение условий предоставления бюджетных субсидий. Карается выплатой в размере от 10.000 рублей до 30.000 рублей для должностных лиц. Для юридических: штраф в размере от 2% до 12% от суммы полученной бюджетной субсидии.

Невыполнение государственного муниципального задания. Карается выплатой в размере от 100 рублей до 1000 рублей для должностных лиц при первом эпизоде и штрафом в размере от 10.000 рублей до 30.000 рублей при повторном. Также возможно вынесение предупреждения.

Кто выставляет: Счетная палата. 

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства с точки зрения УК РФ

Нецелевое использование средств (растрата). При расходе крупной суммы выставляется штраф в размере от 100.000 рублей до 300.000 рублей либо штраф в сумме заработка за 1 или два года. При расходе особо крупной суммы – штраф от 300.000 рублей до 500.000 рублей либо в размере дохода за 3 года.

Кто выставляет штраф: Суд.

Отображение штрафов и пени в бухгалтерском учете: проводки

Рассмотрим, как отразить штрафы и пени в бухучете и по каким проводкам. При работе с бюджетом необходим строгий учет штрафов и пеней в бухгалтерском учете. Особо важно сделать это грамотно, чтобы при последующей работе не были назначены дополнительные санкции за неуплату штрафов или неправильное ведение бухгалтерского учета и документации. 

Несоблюдение бюджетного законодательства лежит в области административных нарушений, следовательно, уплаченные штрафы, пени, неустойки отражаются в учете также, как и другие административные санкции. 

Основание для учета штрафов и пеней должно быть постановление по делу об административном нарушении. Согласно Приказу Минфина № 94н, сумма административного штрафа, наложенного на организацию, отражается в проводках бухгалтерского учета по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» с кредитом счета 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами». 

Следует учитывать, что отражение пени в бухгалтерском учете не влияет на формирование показателей финансовой прибыли, не стоит включать пени и штрафы в базу по налогу на прибыль. 

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2018 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении». 
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
      Простите, что прерываем ваше чтение

      Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

      Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль