В целях оптимизации расходов государство вправе провести упразднение учреждения. Эта процедура строго регламентирована и предполагает выполнение ряда обязательных действий.
Рассмотрим, как осуществляется ликвидация учреждения – пошаговая инструкция приведена в соответствии с законодательными нормами.
Содержание статьи:
- Правовая база
- Возможные причины для ликвидации
- Сроки ликвидации
- Пошаговая инструкция по ликвидации учреждения
- Утверждение решения
- Ликвидационная комиссия
- Промежуточный ликвидационный баланс
- Расчеты с кредиторами и их очередность
- Окончательный ликвидационный баланс
- Уведомление госорганов
- Передача документов в архив
- Особенности ликвидации разных типов учреждений
- Расчеты с сотрудниками и увольнения
Правовая база
Государственные структуры относятся к некоммерческим организациям. Такие субъекты создаются в целях выполнения социальных, образовательных, политических и других функций. На федеральном уровне ликвидация учреждения регламентируется Законом № 7-ФЗ от 12.01.96 г.
Обратите внимание! Если речь идет о ликвидации бюджетного учреждения в виде образовательной организации, порядок создания, реорганизации и закрытия утвержден в стат. 22 Закона № 273-ФЗ от 29.12.12 г.
В соответствии со стат. 18 Закона № 7-ФЗ ликвидация казенного учреждения проводится в порядке, обозначенном для ликвидации некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения. Дополнительно учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства РФ. По стат. 158 БК при упразднении государственной структуры обязанности по разработке и утверждению необходимых мероприятий возлагаются на главного распорядителя средств.
Возможные причины для ликвидации
В отличие от закрытия частного предприятия ликвидация муниципального учреждения осуществляется государством только при наличии веских оснований. По каким причинам может инициироваться такая процедура? Решение о ликвидации выносится в следующих возможных ситуациях:
- Невозможность выполнения поставленных на законодательном уровне задач.
- Неспособность исполнения обязательств по требованиям кредиторов.
- Наложение уголовной ответственности на должностных лиц за совершенные преступления.
- Дефолт учреждения.
- Выявленные в период проведения проверок налоговые нарушения, включая непредставление отчетности и неуплату налогов.
- Конфликты между руководящими лицами учреждения.
- Вынесение судебного постановления о ликвидации бюджетного субъекта с долгами.
- Другие причины.
Наличие любого из указанных оснований может стать причиной для закрытия учреждения. В период нестабильности экономической и политической ситуации в стране упразднения происходят все чаще. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, государство сокращает финансирование. В свою очередь дефицит средств ведет к накоплению долгов перед кредиторами. А невозможность вовремя погасить обязательства является основанием для инициирования банкротства.
Сроки ликвидации
Сроки ликвидации учреждения устанавливаются с учетом законодательных требований. Сколько точно времени займет закрытие – сказать сложно. Но необходимо учитывать следующие особенности:
- Период для заявления кредиторских требований составляет не менее 2 мес. от момента публикации в печатных органах сообщения о ликвидации.
- Если у организации имеются судебные споры, непогашенные долги, «хвосты» по отчетности», это увеличивает время закрытия.
- Выплаты сотрудникам при ликвидации учреждения положены по Трудовому Кодексу всему персоналу, включая декретниц, отпускников и работников на больничном.
- Уведомление о предстоящем увольнении направляется минимум за 2 мес.
- Если ИФНС вынесет решение о проверке, сроки значительно увеличатся.
Вывод: минимальный срок ликвидации составляет 2 месяца, а максимальный законодательно не установлен.
За что коллеги не любят бухгалтеров? Читайте в статье журнала Казенные учреждения.
Пошаговая инструкция по ликвидации учреждения
Точный механизм общей процедуры определяется законом. Особенности выполнения тех или иных мероприятий зависят от наличия обязательств и типа учреждения. Рассмотрим основные этапы ликвидации учреждения – пошаговая инструкция для государственных организаций приведена далее.
Утверждение решения
Для ликвидации решение должно приниматься органами государственной исполнительной власти. Документ утверждает тот орган, который регистрировал бюджетное (казенное, автономное) учреждение при открытии. В решении содержится следующая информация:
- Документальное основание для прекращения деятельности субъекта.
- Дата начала и сроки ликвидационных мероприятий.
- Состав ликвидационной комиссии, включая председателя.
- Источники финансирования учреждения.
- Перечень предприятий, которым передаются активы, обязанности и права ликвидируемой организации.
Обратите внимание! Юридическая законность решения подтверждается документально. Для этого необходимо обеспечить наличие одной или нескольких дополнительных форм. В зависимости от ситуации требуется предоставить решение города или администрации муниципалитета; экспертный акт о последствиях закрытия; устав госоргана, проводившего регистрацию организации; решение собрания жителей и т.д.
Ликвидационная комиссия
После утверждения решения создается специальная комиссия. Состав участников может включать любое количество членов. Председатель избирается отдельно. Запрещается выбирать в комиссию:
- Должностных лиц ликвидируемого учреждения.
- Представителей или сотрудников госорганов, утвердивших решение о ликвидации субъекта.
Комиссии передаются все полномочия, связанные с закрытием объекта. При этом председатель обладает наиболее широким кругом полномочий. Такое лицо вправе:
- Подписывать передаваемые в суд документы.
- Представлять интересы учреждения в судебных и других госорганах.
- Совершать действия, предусмотренные комиссией.
- Определять срок для предъявления требований кредиторами.
- Публиковать сообщения в СМИ.
- Уведомлять кредиторов о планируемых мероприятиях и т.д.
Список всех отчетов и бланков, которые необходимо обязательно сдать при ликвидации учреждения смотрите в таблице. Эксперты Системы Госфинансы подготовили рекомендации по заполнению каждой формы и готовые образцы.
Промежуточный ликвидационный баланс
По завершении отведенного кредиторам срока (2 месяца с даты публикации сообщения) составляется промежуточный баланс. Эта форма содержит данные о составе имущества учреждения, списке выставленных требований, итогах их рассмотрения и др.
С целью составления документа проводится инвентаризация, взыскивается или списывается дебиторка, закрываются лицевые счета. Утверждает баланс ответственное лицо организации. На основании сведений о финансовом состоянии субъекта определяется реальная сумма долгов к погашению.
Расчеты с кредиторами и их очередность
Согласно сформированному промежуточному балансу определяется, сколько средств необходимо учреждению для расчетов с кредиторами. При этом все требования должны быть документально подтверждены. Непризнанные кредиторские требования, а также новые отражаются в дополнениях к балансу. В противном случае кредиторы могут обратиться за взысканием в суд. Если обращения в судебные органы не последовало, долг считается погашенным.
При недостаточности активов организации для исполнения обязательств проводится публичная реализация имущества. Если вырученных средств не хватает, кредиторы вправе подать иск в суд для возмещения долгов за личный счет собственников учреждения. Порядок очередности расчетов установлен в стат. 64 ГК:
- Первая – выплаты гражданам за нанесение вреда здоровью или жизни.
- Вторая – расчеты с персоналом, включая выходные пособия, премии, зарплату и т.д.
- Третья – выплаты по бюджетным и внебюджетным платежам.
- Четвертая – все прочие виды выплат.
Окончательный ликвидационный баланс
После погашения всех долгов составляется окончательный ликвидационный баланс. Документ передается на утверждение в соответствующие исполнительные органы. Затем заполняется заявление и платится госпошлина. Пакет документов представляется в налоговые органы. Факт ликвидации вносится в Единый Реестр. На основании записи в ЕГРЮЛ бюджетный субъект признается прекратившим свое существование, а ликвидация завершенной (стат. 21 Закона № 7-ФЗ от 12.01.96 г.).
Скачайте всегда полезные в работе образцы:
Уведомление госорганов
Закрытие некоммерческой структуры предполагает обязательную подачу в ИФНС следующих типовых форм:
- Уведомление об утверждении решения, ликвидационной комиссии и промежуточном балансе – ф. Р15001.
- Извещение о закрытии госучреждения.
- Уведомление об окончательном балансе – ф. Р16001.
- Платежная квитанция на перечисление госпошлины.
- Окончательный ликвидационный баланс.
Передача документов в архив
После закрытия любой организации остается документация. Закон о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.11 г. устанавливает минимально пятилетний период для хранения бухгалтерских документов. А кадровые формы следует сохранять в течение 75 лет.
Для определения ценности документации проводится экспертиза. Под контроль попадают все формы – как на бумажных, так и на электронных носителях. По завершении формирования архива согласовывается перечень уничтожаемых документов. Список утверждается у руководителя. На конечном этапе проводится уничтожение необязательных документов.
Особенности ликвидации разных типов учреждений
Процедура прекращения деятельности учреждений регламентируется Законом № 7-ФЗ от 12.01.96 г., БК РФ и ГК РФ. В отношении образовательных организаций необходимо учитывать требования Закона № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Правовые особенности для ликвидации разных типов учреждений:
- Закрытие казенного, бюджетного предприятия проводится по решению органа власти в зависимости от типа учреждения – Правительства РФ для федеральной структуры; органа власти субъекта РФ для региональной; местной администрации для муниципальной. Требовать досрочного погашения долгов при закрытии такого объекта кредиторы не вправе (стат. 19.1 Закона № 7-ФЗ).
- Ликвидация автономного учреждения выполняется по предусмотренным ГК РФ основаниям – решение принимается органом власти соответствующего уровня, оставшееся имущество передается учредителю объекта (стат. 19 Закона № 174-ФЗ от 03.11.06 г.).
- Ликвидация образовательных организаций допускается после утверждения положительного решения о необходимости такой процедуры. Для школ в сельской местности требуется также согласие жителей (стат. 22 Закона № 273-ФЗ).
- Ликвидация медицинских организаций выполняется на основании решения о прекращении деятельности и положительного заключения специальной комиссии. При этом должно учитываться мнение жителей (стат. 29.1 Закона № 323-ФЗ от 21.11.11 г.).
Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»
Расчеты с сотрудниками и увольнения
Когда проводится ликвидация учреждения, отпускники, лица на больничном и прочий персонал увольняются без исключений. Беременную женщину можно уволить при ликвидации учреждения. Стат. 81 ТК дает право работодателям расторгать трудовые договора в одностороннем порядке. Все действия по уведомлению сотрудников выполняет ликвидационная комиссия. Известить специалистов необходимо минимум за 2 месяца до закрытия организации. В случае массовых увольнений – за 3 мес.
При ликвидации персоналу выплачивается вознаграждение за отработанное время. Дополнительно начисляются и выдаются выходные пособия за 2 или 3 мес., а также различные компенсации. Не забудьте перечислить в бюджет НДФЛ, оплатить налоги и страховые взносы. По истечение срока, отведенного для уведомления и расчетов с персоналом, издаются приказы на увольнение и делаются записи в трудовых книжках. Расчет осуществляется в последний рабочий день. Будьте внимательны, при отражении расчетов нужно указать правильные КОСГУ.