text
Учет в учреждении

Стадии бюджетного процесса

  • 12 июля 2018
  • 70

Стадии бюджетного процесса представляют собой отдельные этапы работы над бюджетом. Такая деятельность строго регулируется законодательством. Компетентность органов власти разграничивается между исполнительными и представительными структурами. Первые занимаются составлением и исполнением бюджетов, вторые – рассмотрением и утверждением.

Из этой статьи вы узнаете, из чего состоят стадии бюджетного процесса по БК РФ – характеристика дана отдельно по каждой бюджетной стадии.

Что такое бюджетный процесс РФ

В российском законодательстве бюджетный процесс – это один из основных экономических инструментов страны. Нормативное определение дано в стат. 6 БК РФ. В соответствии с указанной нормой бюджетный процесс – это регламентируемая законами РФ деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также других участников по:

  • Составлению, рассмотрению бюджетных проектов.
  • Утверждению и исполнению принятых бюджетов.
  • Контролю за надлежащим выполнением.
  • Ведению бюджетного учета.
  • Формированию и проверке (внешней) бюджетной отчетности.
  • Рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

К числу структур, наделенных бюджетными полномочиями, БК РФ относит – Банк России, финансовые органы, государственные органы финансового или муниципального контроля. В систему последних учреждений входят органы исполнительной власти всех уровней (финансовые и контрольные), Счетная палата РФ. По сути, контроль осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Стадии формирования бюджета РФ – это процесс, состоящий из пяти последовательных этапов. Каждый из них является обязательным, не может быть исключен или видоизменен и регулируется законодательством. Далее рассмотрим стадии бюджетного процесса и их характеристики, включая составление (формирование), рассмотрение, утверждение и исполнение закона.

Перечень нормативных актов по организации бюджетного процесса

Составление проекта бюджета

Первой стадией является составление бюджетного проекта. Этот этап начинается с разработки целевых программ, планов и прогнозов развития. Для федерального бюджета решение о начале составления проекта принимается Президентом РФ. Поэтапная работа организуется и осуществляется Правительством России. Соответствующим образом ведется работа в регионах, муниципальных образованиях и отдельных территориях.

В точно определенные сроки должны быть составлены:

  • Основные направления развития бюджетной политики страны.
  • Денежно-кредитная и налоговая политика.
  • Прогноз развития экономической и социальной областей.
  • Направления и способы покрытия бюджетного дефицита.
  • Распределение издержек между отдельными звеньями бюджетной системы и т.д.

Обратите внимание! Одновременно с работой над составлением федерального бюджета Правительство России обязано довести до исполнительных и представительных органов власти инструктивные письма. Такие документы содержат сведения о деталях составления расчетов к бюджетным проектам на будущий год.

Указания по разработке бюджетов доводятся вышестоящими органами власти до нижестоящих в установленных сроки. Но не позже, чем начнется следующий финансовый год. Требования включают финансовые, социальные нормы, а также изменения по ним. При несбалансированности минимальных расходов и ожидаемых доходов нижестоящий исполнительный орган подает расчеты в вышестоящий. Это делается для обоснования величины субвенций, дотаций, нормативов отчислений от доходных поступлений и других сумм.

Рассмотрение проекта

Не позднее 1 октября года текущего должно начинаться рассмотрение бюджетного проекта (стат. 192 БК РФ). На этом этапе привлекаются все участники процедуры – от Правительства и кредитно-финансовых структур до органов власти всех уровней. Рассмотрение представляет собой сложный процесс, включающий несколько чтений. Для начала принимается Законопроект, затем нормативный акт рассматривается Госдумой (в 3 чтениях), Советом Федерации, Комитетом Госдумы, Счетной Палатой и другими участниками.

Одновременно с рассмотрением федерального бюджета Правительством РФ вносятся и другие законопроекты. В числе таких документов проекты отчетов по исполнению бюджетов, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов; проекты о бюджетах государственных внебюджетных фондов; о тарифах по несчастным случаям и профзаболеваниям и т.д. Банком РФ вносится законопроект о развитии кредитно-денежной политики государства.

Утверждение бюджета

В соответствии со стат. 208 БК РФ одобренный Госдумой бюджетный законопроект направляется на рассмотрение в Совет Федерации. Указанный орган должен вынести решение об одобрении или отклонении бюджета в течение 14 дней с момента представления документа Думой. При одобрении путем голосования в 5-дневный срок Закон направляется на окончательное утверждение Президенту.

В случае отклонения для разрешения возникших разногласий документ передается в согласительную комиссию. Затем начинается повторное рассмотрение законопроекта. На такие действия отводится уже не три чтения, а только одно. После устранения разногласий проект повторно передается в Совет Федерации и далее – Президенту РФ. Законопроект получает силу федерального закона только после окончательного утверждения Президентом России.

Исполнение бюджета

Обязанности по исполнению и контролю возложены на Правительство РФ и соответствующие исполнительные органы власти. К числу таких структур относятся высшие органы власти субъектов РФ и местные администрации муниципалитетов. Организует исполнение финансовый орган. Основание – кассовый план и сводная бюджетная роспись. За кассовое обслуживание принятого бюджета отвечает Федеральное Казначейство.

Основными задачами этого этапа являются обеспечение своевременного и в полной мере поступления предусмотренных доходов с одной стороны, и финансирование расходов – с другой. Длительность исполнения равняется продолжительности календарного года.

Начинается стадия 1 января, а завершается 31 декабря. Не допускается принятие лимитов по обязательствам позже 25-го декабря. Казначейство завершает подтверждение 28 декабря. Все лимиты по обязательствам прекращают действовать 31 декабря. До этого же срока Казначейство обязано полностью погасить подтвержденные обязательства. В 24 часа 31-го декабря счета завершаемого года закрываются. Остаток средств переходит на год будущий.

«Зарплата в учреждении»

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ Как снизить штраф за СЗВ-М без суда
☑ Когда выгоднее уйти в отпуск в 2018 году
☑ Шпаргалка. Как включать премии в расчет отпускных

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС »

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета

Ответственным лицом на этом этапе является представительный орган власти. Для проверки несоответствий бюджета законодательным требованиям могут привлекаться органы прокуратуры. Отчет об исполнении должен быть представлен в Госдуму, а также счетную Палату не позже 1-го июля. Одновременно предоставляются отчеты об исполнении целевых бюджетов.

Проверка Счетной Палатой осуществляется в течение 4,5 мес. с момента получения отчета Госдумой. После получения заключения Счетной палаты (в срок до 1,5 мес.) всю информацию рассматривает Дума. При этом заслушиваются доклады:

  • Министра финансов РФ.
  • Федерального Казначейства.
  • Генерального Прокурора.
  • Председателя Счетной Палаты.
  • Других уполномоченных лиц.

По результатам рассмотрения Госдума утверждает отчет или отклоняет его. При отклонении закон возвращается на доработку. Срок повторного представления не должен превышать одного месяца (стат. 264.11 БК РФ). Крайний срок рассмотрения закона Думой установлен на 1-ое октября.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.