text
Учет в учреждении

Изменения Бюджетного кодекса в 2019 году

  • 29 августа 2018
  • 156

На сайте Минфина размещен проект нового Бюджетного кодекса РФ. Действующий документ был утвержден 17 лет назад, за этот период было издано 110 законов, вносящих в него корректировки. Минфин считает необходимым создать новый кодекс с учетом всех перемен в бюджетной сфере.

Рассмотрим, какие изменения могут внести в Бюджетный Кодекс с 2019 года. Проект изменений пока не передан на рассмотрение в Госдуму.

Актуальную версию Бюджетного Кодекса смотрите в правовой базе Системы Госфинансы. Редакция документа постоянно обновляется под принятые изменения.

Как изменится структура

Появление проекта Бюджетного кодекса, представленного Минфином РФ, вызвано необходимостью:

  1. Интеграции в единую систему всех принятых Федеральных законов и разработанных законопроектов, регламентирующих правоотношения в бюджетной сфере.
  2. Систематизации и переработки действующего документа с целью создания удобной юридической конструкции, характеризующейся высокой степенью стабильности нормативного материала и рассчитанного на длительную перспективу. 
  3. Устранения избыточной детализации.
  4. Распространения положений кодекса на неучастников бюджетного процесса: бюджетные и автономные учреждения, ГУПы и другие.

Для решения поставленных задач предполагается изменение структуры документа. В действующем БК РФ содержатся:

  • 5 частей;
  • 9 разделов;
  • 30 глав;
  • 307 статей.

По проекту Бюджетный кодекс с 2019 года будет состоять из:

  • 9 разделов;
  • 33 глав;
  • 313 статей.

Деление нормативного акта на части признано Минфином нецелесообразным. В разделах предусмотрены следующие изменения:

  1. Раздел 1 «Общие положения» вводится вместо части с таким же названием, дополнен главой об информационном обеспечении в области бюджетных отношений.
  2. Раздел 3 «Расходы бюджета» дополнен главами о публичных обязательствах публично-правовых образований и межбюджетных трансфертах (ранее глава была в 4 разделе).
  3. В разделе 4 «Сбалансированность бюджета» введены положения о государственных (муниципальных) ценных бумагах, долгах, заимствованиях и гарантиях.
  4. Раздел 6 называется «Планирование бюджета», содержит пять глав и включает в себя положения о составлении проектов бюджета и сводной росписи государственными и местными органами власти.
  5. Раздел 7 «Исполнение бюджета» дополнен главами о едином казначейском счете, системе бюджетных платежей и казначейском обслуживании.
  6. В разделе 8 содержатся требования к отчетности как о государственных, так и о муниципальных финансах.
  7. Раздел 9 помимо положений о государственном (муниципальном) контроле содержит сведения об ответственности за бюджетные нарушения, которым в нынешнем кодексе посвящена 4 часть.

Как утверждают разработчики, объем предлагаемого документа будет на 25% меньше действующего.

Как изменится понятийный аппарат

В бюджетном кодексе с 2019 в последней редакции дается новая трактовка основополагающих понятий. Согласно ст.1 гл.1 проекта, бюджет – это форма получения и использования денежных средств для исполнения публичных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В действующем кодексе в ст.6 гл.1 утверждается, что формирование и использование бюджета направлено на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Если сейчас бюджетная система объединяет бюджеты всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов, то, согласно проекту нового БК, в нее еще войдут и участники бюджетного процесса. Сам бюджетный процесс объединит стадии:

  • планирования;
  • исполнения, учета и внутреннего контроля;
  • формирования и предоставления отчетности;
  • государственного и муниципального контроля.

Как изменятся термины

С принятием нового кодекса планируется заменить некоторые определения. Сопоставление действующих и вводимых терминов приведено в таблице в статье журнала Практика муниципального управления.

Предлагается исключить из БК такие понятия:

  • межбюджетные отношения;
  • собственные доходы.
 Вводятся новые определения:
  • публичное обязательство;
  • лимит долгосрочных договорных обязательств;
  • единый казначейский счет;
  • казначейское обслуживание;
  • временно свободные средства.

В п.1 ст.149 в перечень участников бюджетного процесса включены ответственные исполнители государственных и муниципальных программ. В действующем нормативном акте такой термин отсутствует.

Новые полномочия органов местного самоуправления

Права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления в финансовой области установлены ст.19 проекта БК. Они осуществляют следующие функции:

  1. Планирование бюджета: разработка проекта, рассмотрение и утверждение.
  2. Организация и обеспечение исполнения установленных показателей.
  3. Предоставление гарантий и кредитов, привлечение заемных средств, управление долгами и активами.
  4. Предоставление денежных средств.
  5. Формирование отчета об исполнении бюджета и прочей финансовой отчетности.

В предложенном Минфином проекте бюджетного кодекса предполагается наделить органы местного самоуправления дополнительными полномочиями:

  1. Определять правила разработки и утверждения смет доходов и расходов находящихся в пределах городского либо сельского поселения обособленных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.
  2. Устанавливать для бюджетов нижестоящего уровня дополнительные нормативы отчислений от доходов.

Всю информацию о произведенных операциях с бюджетными средствами органы местного самоуправления будут обязаны отражать в государственных информационных системах.

Что изменится в межбюджетных трансфертах

В последней редакции проекта бюджетного кодекса РФ на 2019 уделено большое внимание совершенствованию межбюджетных отношений. Предусмотрены следующие изменения, касающиеся межбюджетных трансфертов:

  1. Введение дотации на сбалансированность без формирования фондов финансовой поддержки.
  2. Разрешение горизонтальных трансфертов: предоставление субсидий из бюджетов одних муниципальных образований в бюджет других для софинансирования публичных обязательств местных органов власти.
  3. Возможность включения неналоговых доходов в расчет бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований. Перечень таких доходов должен быть законодательно утвержден субъектом РФ.
  4. Уточнение порядка предоставления субсидий в рамках соответствующих государственных программ.
  5. Отмена обратных трансфертов из городских или сельских поселений в бюджет района в том случае, если представительный орган управления района формируется из глав поселений.
  6. Обязательное наличие порядка расчета нормативов для определения объема выделяемых средств в законе о предоставлении субвенций.

Ограничения по обслуживанию долга и новый документ долговой политики

В проекте бюджетного кодекса устанавливаются жесткие требования в сфере использования заемных средств. Затраты субъектов РФ и муниципальных образований на обслуживание долгов не смогут составить свыше 10% всех расходов. Общий объем средств на погашение долга и его обслуживание не должен превышать 20% от всех доходов бюджета, как налоговых, так и неналоговых.

Субъекты РФ и муниципальные образования будут отнесены к трем категориям долговой устойчивости:

  • высокой;
  • средней;
  • низкой.

Система оценки показателей для определения уровня устойчивости закреплена в ст.129 проекта. Предусматривается разработка и утверждение более детальной методики Правительством РФ. Субъект РФ (муниципальное образование) с низкой долговой устойчивостью не сможет осуществлять рыночные заимствования, должен будет составить и согласовать с Минфином (финансовым органом субъекта РФ) план восстановления платежеспособности. Если этот план не будет реализован, глава региона или муниципалитета может быть отстранен от должности.

Для органов местного самоуправления предполагается ввести обязательный документ «Основные направления долговой политики». 

Что нового в доходах

В сфере доходов изменения предполагаются в вопросах о взыскиваемых штрафах. Разработчики нового документа учли тот факт, что в настоящее время при зачислении штрафа не принимается во внимание какой именно орган или должностное лицо вынесли решение о применении санкций. В проекте БК предлагается правило: штраф должен поступить в тот бюджет, из которого финансируется деятельность начислившего его органа.

Что нового в расходах

В проекте БК РФ все публичные обязательства делятся на две группы: нормативно-правовые и договорные. К первой группе относятся:

  • налоги;
  • сборы;
  • исполнение судебных решений;
  • обязательства перед физлицами;
  • межбюджетные и международные.

Нормативно-правовые обязательства возникают на основе законов, других нормативных актов и не требуют ежегодного подтверждения.

Вторая группа обязательств:
  • государственные закупки;
  • соглашения по оказанию услуг, выполнению работ;
  • обязательства по трудовым договорам;
  • межбюджетные и международные на основании контрактов.

Мы описали лишь часть грядущих изменений, подробнее про все правки Бюджетного кодекса читайте в отдельном материале журнала Практика муниципального управления.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.