8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Принятые бюджетные обязательства

  • 18 декабря 2018
  • 35

В соответствии со стат. 6 БК РФ принятые бюджетные обязательства – это расходные обязательства бюджетного учреждения, подлежащие к исполнению в текущем финансовом периоде. Чем они отличаются от денежных обязательств? Как ведется учет? Подробные ответы на эти вопросы далее.

Бюджетное обязательство и денежное обязательство

Понятия «принятые бюджетные обязательства» и «денежные обязательства» различаются. Первые означают подлежащие исполнению учреждением долги отчетного периода. Такие расходы ограничены лимитами (п. 3 стат. 219 БК). Вторые подразумевают обязанность учреждения оплатить определенную договором сумму (п. 308 Приказа Минфина № 157н от 01.12.10 г.).

И те, и другие обязательства показывают долг учреждения по отношению ко второй стороне-участнику заключенного контракта. Это может быть, как юридическое лицо, так и физическое, а также государство в лице бюджета. В результате принятия бюджетного обязательства у учреждения возникает денежное обязательство. Разница в том, что первое подлежит исполнению согласно плановым расходам получателя финансирования. А второе – в целях расходования бюджетных денег и на основании условий заключенного контракта.

Как принимают бюджетные обязательства

Денежные долги отражаются на счетах учета только при фактическом исполнении сделки, то есть в момент перечисления оплаты. Принятые бюджетные обязательства в бюджетном учреждении принимают согласно установленным лимитам. Суммы последних определяются на основании заключенных госконтрактов, договоров, включая с физлицами и предпринимателями (п. 3 стат. 219 БК). Принятие обязательств требует от учреждения подготовки подтверждающей документации:

  • Договора или контракта со всеми допсоглашениями и/или приложениями – документ должен быть подписан с обеих сторон и заверен печатью участников сделки.
  • Авансового отчета ответственного лица организации – на основании утвержденного руководителем заявления работника.
  • Расчетной ведомости по расчетам с работниками.
  • РКО на выдачу сотрудникам средств в подотчет.
  • Прочих форм.

Принятые бюджетные обязательства Обратите внимание! Точный перечень документов, которые подтверждают принятие БО, учреждению следует утвердить в своей учетной политике. При этом нужно учесть требования по санкционированию, установленные контрольным финорганом. К примеру, при выплате премий одним из оснований могут быть приказы руководителя по ф. Т-11 или Т-11а.

На каких счетах учитывают принятые обязательства

По единому плану счетов принятие обязательств выполняется с помощью сч. 502.01. Дополнительно при составлении проводок на принятые бюджетные обязательства можно использовать сч. 502.07 и сч. 502.09. В некоторых случаях счета для учета применяются в следующем порядке:

Вид расходов учреждения

Счет для отражения операции

Заключенные по результатам конкурентных процедур контракты – к примеру, по итогам конкурсов, аукционов, котировок и запросов предложений

При размещении в ЕИС извещения о закупке – данные отражаются на сч. 502.07.

По результатам заключения контракта данные отражаются на сч. 502.01

Зарплаты персоналу, взносы, налоги, прочие виды выплат, включая закупки у единственного поставщика

Расходная операция проводится по сч. 502.01

Затраты учреждения по созданию резервов предстоящих расходов, включая на оплату отпусков работникам, исков и требований по претензиям

Совокупная величина резерва отражается на сч. 502.09. При расходовании резерва используется сч. 502.01

Принятие обязательств сверх лимита

Обязательства в учете учреждений (автономных и бюджетных) отражаются в следующем порядке:

  • По зарплате и другим видам вознаграждения персоналу – согласно утвержденным плановым объемам на такие цели.
  • По командировочным и прочим видам выплат персоналу (включая разъездные суммы, суточные и т.д.) – в объеме начисленных выплат.
  • По перечислению в бюджет обязательных платежей, включая страховые взносы, налоги, сборы, пошлины и пр. – в сумме начисленных отчислений.
  • По возмещению причиненного учреждением вреда, а также другим выплатам, начисленным по судебным решениям, – в объеме подлежащих выдаче выплат.
  • По иным расходным обязательствам – в пределах подтвержденных документально сумм.

Принятые бюджетные обязательства Обратите внимание! Подробный перечень возможных обязательств, а также порядок их учета приведен в Письме Минфина РФ № 02-06-07/155 от 21.01.13 г. (п. 1). Здесь поясняются правила учета для получателей государственного финансирования. Данный регламент может использоваться бюджетными учреждениями и автономными в соответствии с требованиями Инструкции № 174н и Инструкции № 183н (Письмо Минфина РФ № 02-06-07/155 от 21.01.13 г.).

Если учреждение расходует финансирование сверх утвержденных на финансовый период ограничений, говорят о принятии сверх лимитов. В соответствии с п. 5 стат. 161 БК получатели бюджетных средств должны заключать контракты с учетом оплаты за счет средств региональных и местных бюджетов. При этом в расчет берутся суммы принятых долгов и неисполненных. Если БО принимаются в условиях отсутствия или несоблюдения лимитов, возникает грубое административное нарушение. Меры ответственности предусматривают штраф (стат. 15.15.10 КоАП):

  • Для должностных лиц учреждения – санкция составляет 20000-50000 руб.

На основании п. 5 стат. 161 БК заключенные сверх утвержденных ЛБО контракты могут признаваться недействительными. На дату заключения сделки у учреждения должен быть достаточный объем обязательств. То есть, свободных средств хватает на определенный раздел, подраздел, вид расходов и целевую статью. Если подобные требования не исполняются, контролеры применяют санкции по стат. 15.15.10 КоАП. Не будет штрафа в ситуациях-исключениях:

  • Контракт заключается в целях обеспечения госнужд (по стат. 72 БК).
  • БО обусловлены исполнением судебных или налоговых требований.
  • Кредиторские долги за прошлые периоды погашаются за счет ЛБО текущего года (Письма Минфина и ФК РФ № 02-03-08/4126, 07-04-05/05-66 от 29.01.16 г.).
  • За счет свободных ЛБО текущего периода уплачиваются налоги, авансы и взносы следующего года. Платеж нужно обосновать (Письмо Минфина РФ № 02-03-09/34753 от 23.08.13 г.).

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.