8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать доступ к Системе Госфинансы
Учет в учреждении

Федеральные стандарты госсектора с 2020 года

21 августа 2019
1118
Средний балл: 0 из 5
Федеральные стандарты госсектора с 2020 года

В 2020 году к десяти действующим федеральным стандартам бухучета добавятся еще семь.

В статье мы знакомим вас с новыми нормативными документами, регламентирующими разные сферы учета, с которыми предстоит работать бухгалтерским службам организаций госсектора экономики.

Какие стандарты вступают в силу с 2020 года

В 2020 году начинают действовать семь новых федеральных стандартов:

  1. Запасы (Приказ Минфина 256н от 07.12.2018 года).
  2. Непроизведенные активы (34н от 28.02.2018 года).
  3. Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах (124н от 30.05.2018 года).
  4. Концессионные соглашения (146н от 29.06.2018 года).
  5. Информация о связанных сторонах (277н от 30.12.2017 года).
  6. Бюджетная информация в бухгалтерской отчетности (37н от 28.02.2018 года).
  7. Долгосрочные договоры (145н от 29.06.2018 года).

    Справочник: федстандарты госсектора 2018-2022 годов с комментариямиЧтобы разъяснить новые правила учета, Минфин готовит методические указания. В таблице собраны все разработанные методички. По стандартам, для которых рекомендаций нет, – смотрите подборку материалов от экспертов Системы Госфинансы.

    Запасы

    В новом стандарте, утвержденном Минфином, запасы разделены на 2 группы:

    1. Материальные запасы.
    2. Незавершенное производство.

    По каждой из этих групп информация в отчетности раскрывается обобщенными показателями. В свою очередь МЗ подразделяются на 4 подгруппы:

    • материалы (счета 105 х1; 105 х2; 105 х3; 105 х4; 105 х5);
    • готовая (счет 105 х7) и биологическая продукция;
    • товары (счет 105 х8);
    • иные МЗ (счет 105 х6).

    В п.7 стандарта дается расшифровка по каждой из указанных групп. Данные по незавершенному производству формируются на счете 109 хх.

    При принятии запасов к учету правила выбора учетной единицы (п.8) аналогичны тем, которые применяются в настоящее время и изложены в п.101 Инструкции 157н. Согласно п.10 стандарта, для МЗ, используемых в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, с 2020 года постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов должна будет определять срок полезного использования.

    В новом нормативном документе предполагается принимать МЗ к учету по первоначальной стоимости. Порядок ее определения зависит от того, в результате какой операции были получены запасы:

    1. В обмен на денежные средства – первоначальная стоимость равна фактическим затратам.
    2. В обмен на иные активы (исключая денежные средства) – МЗ принимаются к учету по справедливой стоимости на момент поступления.

    Если справедливую стоимость определить невозможно и нет сведений о стоимости от передающей стороны, возможно принятие к учету по цене 1 руб. за 1 объект.

    В п.27 стандарта предусмотрена возможность реклассификации МЗ, что означает перевод в иную группу или в иную категорию объектов бухучета. Выбытие из одной группы и отражение в другой должно быть выполнено одновременно и без изменения стоимости. Примером реклассификации может служить перевод готовой продукции, которую решено использовать на нужды учреждения, в группу материалов. Выбытие материальных запасов отражается по стоимости каждой единицы либо по средней стоимости (п.42 стандарта). Такой же порядок действует и в 2019 году (п.108 Инструкции 157н).

    В главе IX изложены переходные положения при первом применении стандарта. Объекты учета, подлежащие в соответствии с требованиями СГС «Запасы» отражению на соответствующих балансовых счетах, ранее не входившие в категорию запасов или отражавшиеся на забалансе, должны быть приняты к учету по первоначальной стоимости. При необходимости может быть произведена реклассификация или переоценка ранее стоявших на учете МЗ. Корректировка входящих остатков производится в межотчетный период через счет 0 401 30 000.

    Скачать Федеральный стандарт «Запасы»Приказ Минфина 256н от 07.12.2018 года

    В письме Минфина РФ от 01.08.2019 года № 02-07-07/58075 изложены подробные методические рекомендации по применению федерального стандарта «Запасы» с разъяснениями и примерами.

    Скачать Методические рекомендации по применению СГС «Запасы»Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 года № 02-07-07/58075

    Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах

    Назначение стандарта – определение порядка признания и оценки резервов, а также раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности. В главе I перечислены обязательства, к которым положения нового СГС не применяются. В главе II дается определение резерва, как обязанности произвести расходы с целью исполнения требований к субъекту учета, обусловленных законодательством. В федеральном стандарте определяется порядок учета и отражения в отчетности следующих резервов:

    • по гарантийным обязательствам;
    • по претензионным требованиям и искам;
    • по убыточным договорным обязательствам;
    • по реструктуризации деятельности субъектов учета;
    • по демонтажу и выводу объектов ОС из эксплуатации.

    В главе III установлены критерии признания резервов:

    • наличие у субъекта учета обязанности, возникшей в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
    • необходимость выбытия активов для исполнения этой обязанности;
    • возможность точной оценки размера обязанности;
    • независимость момента предъявления и размера обязанности от действий субъекта учета.

      Далее в этой главе определяются даты признания резервов в бухучете. В главах IV и V содержатся положения об оценке резервов при признании и о порядке последующей корректировки первоначальной суммы.

      В стандарте дается определение условного актива и условного обязательства. Если у учреждения возникают условные активы или обязательства, информация о них должна раскрываться в бухгалтерской отчетности. Оценка таких активов и обязательств не производится, в бухучете они не отражаются.

      Часть резервов не упоминается в новом федеральном стандарте, потому что регулируется положениями других СГС:

      • резерв по сомнительным долгам – стандарт «Доходы»;
      • резерв под снижение стоимости МЗ – «Запасы»;
      • резерв отпусков – «Выплаты персоналу» (пока не вступает в силу).

      Для корректного применения СГС «Резервы» нужно пользоваться методическими указаниями, изложенными в письме Минфина от 05.08.2019 года № 02-07-07/58716.

      Концессионные соглашения

      По условиям концессионного соглашения концессионер (частный инвестор) в обмен на инвестиции в создание или реконструкцию государственного имущества получает от концедента (органа государственной власти, исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления) временные или постоянные права на пользование этим имуществом с целью извлечения прибыли. В новом федеральном стандарте регламентируются:

      1. Учет имущества и обязательств концедента (глава II).
      2. Учет доходов и расходов концедента (глава III).
      3. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности (глава IV).

      Объект соглашения подлежит обособленному отражению в составе НФА имущества казны. В стандарте определены правила отражения в учете операций по передаче и возврату таких объектов, начислению амортизации и пр.

      Информация о связанных сторонах

      В стандарте содержится список лиц, которые являются связанными сторонами для субъекта отчетности:

      • аффилированные (способные оказывать прямое влияние на деятельность субъекта);
      • заинтересованные в заключении субъектом отчетности сделок;
      • в принятии хозяйственных решений которых может участвовать субъект отчетности;
      • имеющие право определять хозяйственные решения субъекта отчетности.

      Перечень связанных сторон формируется на отчетную дату, в него включаются все лица, которые относились к этой категории на начало или в течении отчетного периода.

      На основании аналитических данных в бухгалтерской отчетности указывается количество связанных сторон по группам:

      • коммерческие организации (за исключением ГУПов);
      • некоммерческих организации (за исключением госучреждений).

      По тем связанным сторонам, информация о которых подлежит раскрытию, нужно сообщить следующие сведения:

      • описание характера отношений;
      • виды операций, осуществленных в отчетном периоде, их объем в денежном выражении;
      • описание основных условий операций с указанием отличий от аналогичных, но осуществленных с физическими и юрлицами, не являющимися связанными сторонами.

        Информация указывается в текстовой части пояснительной записки к годовому отчету.

        Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности

        Стандарт регламентирует правила отражения бюджетной информации в бухгалтерской отчетности. К бюджетной информации относятся бюджетные назначения для казенных учреждений и показатели планов ФХД для бюджетных и автономных. В стандарте содержатся подробные указания о порядке составления отчетов:

        1. Об исполнении бюджета ГРБС (ф.0503127).
        2. Об исполнении бюджета (ф.0503117).
        3. Об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и территориального внебюджетного фонда (ф.0503317).
        4. О бюджетных обязательствах (ф.0503128).
        5. О бюджетных и денежных обязательствах, формируемый органом казначейства (ф.0503129).
        6. Об исполнении плана ФХД (ф.0503737).
        7. Об обязательствах учреждения (ф.0503738).
        8. Пояснительная записка (ф.0503160, ф.0503760).

        Формы отчетов, содержащих бюджетную информацию, содержатся в приказах Минфина 191н и 33н.

        С 2020 года при формировании перечисленных выше отчетов нужно будет учитывать требования нового федерального стандарта и методические указания, содержащиеся в приложении к письму Минфина от 06.08.2019 года № 02-06-07/59183.

        Долгосрочные договоры

        К долгосрочным относятся договоры, заключенные на период, превышающий календарный год. В стандарте уделено большое внимание признанию доходов и расходов по договорам строительного подряда:

        • предлагаются два способа расчета процента выполнения обязательств субъектом учета за отчетный год;
        •  устанавливается порядок расчета суммы дохода по договору за год в соответствии с рассчитанным процентом;
        • определяются правила включения понесенных в отчетном году расходов в себестоимость.

            В главе III регламентируется признание доходов и расходов по иным долгосрочным контрактам. Положения стандарта не применяются к договорам:

            • на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
            • цена которых для каждого отчетного периода определяется, исходя из фиксированной стоимости единицы работ, а общий объем работ не определен.

            Учреждения могут применять положения стандарта к договорам, заключенным на период менее 12 месяцев, если даты их начала и окончания относятся к разным отчетным периодам. Такое правило нужно закрепить в учетной политике.

            Непроизведенные активы

            В стандарте вводится понятие группы непроизведенных активов как совокупности объектов, информация по которым в отчетности раскрывается обобщенными показателями. Выделены следующие группы НПА:

            1. Земля (земельные участки).
            2. Ресурсы недр.
            3. Водные ресурсы.
            4. Некультивируемые биологические ресурсы.
            5. Прочие непроизведенные активы.

            В группе некультивируемых биологических ресурсов есть три подгруппы:

            • водные биоресурсы;
            • объекты животного мира;
            • объекты растительного мира.

            В новом СГС регламентируются следующие вопросы учета НПА:

            • признание в бухучете;
            • оценка НПА при их признании;
            • последующая оценка НПА;
            • обесценение объектов НПА;
            • прекращение признания (выбытие).

            При первом применении стандарта необходимо произвести переоценку НПА первой группы (земля и земельные участки) до кадастровой стоимости (п.55). Если по состоянию на 1 января 2020 года кадастровой оценки нет, объекты отражаются по балансовой стоимости, сформированной на эту дату. Если данных о балансовой стоимости нет, можно определить условную цену одним из двух способов (п.56):

            1. По методике расчета рыночной оценки, которую используют органы власти.
            2. На основе кадастровой стоимости аналогичного участка.

            После определения кадастровой стоимости объекта нужно провести переоценку.

            Остальные НПА при первом применении стандарта учитываются в следующем порядке:

            1. Объекты, не признававшиеся НПА, или числившиеся на забалансе, должны быть учтены на счетах 0 103 00 000 по первоначальной стоимости, рассчитанной на основании положений главы IV стандарта.
            2. Объекты, стоящие на балансе, продолжают учитываться на счетах 0 103 00 000 по балансовой стоимости.

              Финансовый результат, сформированный за счет принятия к учету ранее не учтенных объектов и за счет переоценки земельных участков, отражается на счете 0 401 30 000 на начало отчетного периода.

              logo
              Простите, что прерываем ваше чтение

              Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

              Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

              Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

              У меня есть пароль
              напомнить
              Пароль отправлен на почту
              Ввести
              Введите эл. почту или логин
              Неверный логин или пароль
              Неверный пароль
              Введите пароль
              Я тут впервые
              Это займет всего минуту!
              Зарегистрироваться
              ×
              Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

              Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

              У меня есть пароль
              напомнить
              Пароль отправлен на почту
              Ввести
              Введите эл. почту или логин
              Неверный логин или пароль
              Неверный пароль
              Введите пароль
              Я тут впервые
              Это займет всего минуту
              Зарегистрироваться
              ×
              Чтобы смотреть видео, зарегистрируйтесь

              Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и обзоры на тему учета в госучреждениях с примерами заполнения форм. Мы следим за качеством наших материалов.

              У меня есть пароль
              напомнить
              Пароль отправлен на почту
              Ввести
              Введите эл. почту или логин
              Неверный логин или пароль
              Неверный пароль
              Введите пароль
              Я тут впервые
              Это займет всего минуту
              Зарегистрироваться
              ×
              Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

              Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

              У меня есть пароль
              напомнить
              Пароль отправлен на почту
              Ввести
              Введите эл. почту или логин
              Неверный логин или пароль
              Неверный пароль
              Введите пароль
              Я тут впервые
              Это займет всего минуту
              Зарегистрироваться
              Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.