8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Справочник по отчетности за 9 месяцев
Учет в учреждении

Учетная политика бюджетного учреждения на 2020 год

7 октября 2019
134
Средний балл: 0 из 5
Учетная политика бюджетного учреждения на 2020 год

Без учетной политики невозможно ведение бухучета в любой организации. Мы рассказываем об особенностях формирования этого важнейшего внутреннего нормативного акта для бюджетного учреждения на 2020 год.

Какие изменения учесть при составлении учетной политики на 2020 год

В п.12 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» предусмотрена обязанность бюджетных учреждений вносить поправки в учетную политику в связи с изменением законов РФ и других правовых актов, регламентирующих ведение бухучета и представление отчетности. Делать это следует на начало года или на дату вступления в силу новых требований. При формировании или корректировке учетной политики бюджетного учреждения на 2020 год следует учесть:

Внести поправки в учетную политику нужно учреждениям, в которых:

  • существенно изменились условия деятельности;
  • было принято решение о формировании новых правил ведения бухучета, улучшающих качество раскрываемой в отчетности информации.

Какие правки обязательно вносили в 2019 году

Кто разрабатывает учетную политику

Учетную политику должен формировать главный бухгалтер или другой сотрудник, на которого возложены обязанности по организации и ведению бухучета. Компетентный специалист учтет все нюансы деятельности учреждения и обеспечит соблюдение конфиденциальности. Если организация заключила договор на оказание услуг с централизованной бухгалтерией, в нем должен быть прописан порядок формирования учетной политики. Главное – соблюдение требований 402-ФЗ, федеральных стандартов и других нормативных актов. Утверждает подготовленный документ руководитель бюджетной организации.

Что не включать в учетную политику

Как составлять учетную политику

Учреждение вправе самостоятельно выбирать, в каком виде будет оформлена учетная политика:

  • приказ;
  • распоряжение;
  • постановление;
  • порядок.

Разрешается принимать один или несколько нормативных актов, например, отдельно для бухгалтерского и налогового учета. В письме Минфина от 31.08.2018 года № 02-06-07/62480 говорится о том, что учреждение должно руководствоваться сложившейся практикой делопроизводства.

В учетной политике следует отразить только те аспекты бухучета, по которым:

  • нет четкого нормативного регулирования;
  • законодательно предоставлено право выбора из нескольких вариантов.

В п.9 федерального стандарта содержится перечень обязательных составляющих:

  1. Порядок постановки на учет и выбытия объектов, методы их оценки, правила раскрытия информации о них в отчетности.
  2. Рабочий план счетов.
  3. Правила организации и проведения инвентаризации нефинансовых и финансовых активов, имущества, учитываемого на забалансе.
  4. Формы первичных документов и регистров бухучета, для которых законодательно не предусмотрены унифицированные бланки. Учреждение может разработать их самостоятельно с соблюдением требований стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности» и 402-ФЗ.
  5. График документооборота, порядок получения, обработки и передачи информации, правила взаимодействия структурных подразделений, отделов и служб по предоставлению в бухгалтерию первичных документов.
  6. Порядок осуществления внутреннего контроля.
  7. Правила отражения в отчетности событий после отчетной даты.

При определенных обстоятельствах бюджетные учреждения могут осуществлять полномочия ПБС:

  • по исполнению публичных обязательств перед физлицами в денежной форме;
  • по осуществлению функций госзаказчика при заключении и исполнении договоров от имени публично-правовых образований.

Порядок бухучета таких операций должен быть отражен в учетной политике. В федеральном стандарте большое внимание уделяется соблюдению преемственности, выражающейся в использовании утвержденного руководителем нормативного акта из года в год. Предусмотрены условия и правила внесения изменений, введены понятия перспективного и ретроспективного применения принятых поправок.

Стандарт требует согласования с учредителем только новых, самостоятельно разработанных, правил учета для объекта, для которого порядок отражения в бухучете не предусмотрен никакими действующими правовыми актами (п.7). Если учредитель потребует представить учетную политику с целью осуществления ведомственного контроля, это нужно сделать. Возможны следующие варианты определения срока, на который утверждается учетная политика:

  1. В приказе указывается только дата начала действия документа. В этом случае пролонгация не нужна, добавляются приказы о внесении изменений.
  2. В приказе определяется период действия документа, например, 2020 год. Срок нужно будет ежегодно продлевать, можно делать это одновременно с принятием поправок на начало года.

Субъект учета обязан опубликовать утвержденный руководителем документ в сети Интернет на своем официальном портале. Учреждения, имеющие обособленные подразделения без статуса юрлица, формируют единую учетную политику.

Правки и дополнения в учетную политику вносите по приказу руководителя. Когда вносить изменения в учетную политику и как их утвердить смотрите в рекомендации. Узнаете, с какой даты новые правила вступают в силу и что не считать изменением учетной политики. Также смотрите, как поправки в учетной политике отразить в отчетности.

Учетная политика бюджетного учреждения на 2020 год: образец бюджетникам

Для безошибочного составления учетной политики бюджетного учреждения, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы. Сервис поможет составить учетную политику для бухучета или налогообложения. В результате вы получите подходящие образцы документа, необходимые приложения, а также подборку полезных рекомендаций.

Сервис для составления учетной политики

Рабочий план счетов в учетной политике бюджетного учреждения 2020

Сформировать рабочий план в учетной политике на 2020 год для бюджетных учреждений можно двумя способами:

  1. Перечислением всех счетов, применяющихся в бухучете организации. В плане следует показывать 26-значные номера, включающие синтетическую и аналитическую часть.
  2. Описанием алгоритма образования номера счета и приложением кодов составных частей, содержащихся в Инструкции 174н, приказах Минфина 85н и 209н.

При составлении рабочего плана счетов следует учитывать порядок формирования КПС, установленный для бюджетных и автономных учреждений. Если нужно ввести дополнительные счета или аналитические коды для раздельного учета, требуется согласование с учредителем. Корректные проводки, содержащиеся в Инструкции 174н, в план счетов включать не надо. В рабочем плане следует указать счета, которые предполагается использовать в будущих периодах, чтобы не пришлось вносить изменения в учетную политику.

События после отчетной даты

С 2019 года отражение в учете и отчетности событий после отчетной даты регламентируется отдельным федеральным стандартом. В СГС события, произошедшие между окончанием отчетного периода и датой утверждения отчетности вышестоящей организацией, разделены на два вида:

  1. Подтверждающие условия деятельности субъекта учета. Они связаны с существовавшими на отчетную дату фактами хозяйственной жизни. Примером таких событий может служить получение права оперативного управления на объект недвижимости, выявление обстоятельств, подтверждающих невозможность взыскания дебиторской задолженности и пр.
  2. Указывающие на изменения условий деятельности из-за обстоятельств, возникших после отчетной даты. Это могут быть: изменения законов РФ, принятие решения о реорганизации учреждения, гибель имущества в результате чрезвычайных обстоятельств и пр.

Подтверждающие события обычно отражаются в учете в последний день отчетного периода (если отчетность еще не утверждена, или получено согласие учредителя на внесение изменений). События, указывающие на условия деятельности, отражаются в новом отчетном периоде, но информация о них должна быть раскрыта в пояснительной записке.

В учетной политике в отношении событий после отчетной даты должны быть указаны следующие положения:

  1. Примерный перечень событий, которые можно будет отнести к одному из описанных в СГС видов.
  2. Критерии, позволяющие классифицировать событие, как существенное или несущественное. Это могут быть соотношения стоимостной оценки последствий события и общей валюты баланса учреждения или стоимости НФА и т.д.
  3. Должность лица, принимающего решение о порядке отражения события после отчетной даты.
  4. Пошаговая процедура признания в учете событий, подтверждающих условия деятельности или указывающих на них. Порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

Приложения к учетной политике на 2020 год для бюджетных учреждений

В учетной политике могут быть не только обязательные приложения, перечень которых содержится в п.9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Например, в 2020 году в состав документа следует включить приложение, регламентирующее формирование резервов под будущие расходы. В нем нужно определить дату формирования, предельный размер, порядок доначисления или списание резерва, правила инвентаризации.

Для санкционирования расходов в учетной политике бюджетной организации указываются способы признания обязательств и денежных обязательств, определяются момент признания и необходимые первичные документы. Учреждения, желающие применять положения СГС «Долгосрочные договоры» к контрактам, даты начала и окончания которых приходятся на разные отчетные периоды, но срок действия менее 12 месяцев, должны внести соответствующую информацию в учетную политику.

В связи с установленным СГС жестким порядком внесения изменений, в приложениях не стоит указывать поименный состав постоянно действующих комиссий, перечни сотрудников, имеющих право получать деньги в подотчет, подписывать первичные документы или заключать договоры о полной материальной ответственности и пр. Удалить сотрудника из списка или добавить нового будет сложно.

Как составить учетную политику для целей налогообложенияУчетная политика для целей налогообложения нужна, чтобы выбрать способ учета и законно снизить налоговую нагрузку (п. 2 ст. 11 НК). В рекомендации – правила, как составить учетную политику для налогового учета, а также внести в нее изменения.

Кто проверяет учетную политику бюджетного учреждения

Учетную политику может затребовать на согласование учредитель. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных всех подведомственных организаций в консолидированной отчетности. Проверить нормативный документ могут органы внутреннего и внешнего контроля. Цели проверки:

  • подтверждение факта наличия учетной политики в учреждении;
  • оценка полноты отражения применяемых способов ведения учета;
  • оценка рациональности выбранных или разработанных самостоятельно методов и форм бухучета отдельных объектов.

Лица, которым поручено проведение контрольных мероприятий, могут проверить соответствие учетной политики действующему законодательству, соблюдение порядка внесения изменений. Инспекторы ИФНC для проведения камеральных проверок налоговых деклараций вправе требовать у налогоплательщика заверенную копию учетной политики. За непредставление документа в ИФНС статьей 15.6 КоАП для должностного лица предусмотрен штраф от 300 до 500 руб.

logo
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы увидеть результаты теста, зарегистрируйтесь

После регистрации вы увидите свой результат теста и рекомендации по обучению

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы смотреть видео, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и обзоры на тему учета в госучреждениях с примерами заполнения форм. Мы следим за качеством наших материалов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.