Размещение заказа: комментарии

1419
Бычкова Н. В.
аудитор
В условиях финансового кризиса учреждениям приходится использовать все возможности по снижению рисков и экономии средств. Пожалуй, одним из наиболее надежных мероприятий в этом смысле можно назвать размещение заказа и заключение по итогам торгов госконтрактов. Поэтому специалисты Минэкономразвития России дали ряд разъяснений о механизмах, обеспечивающих получение заказчиком товаров, работ, услуг на наиболее выгодных условиях при заключении госконтрактов, и других аспектах процесса размещения заказов…

Что нужно помнить о самом процессе

Напомним, что отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Учреждение само разрабатывает документацию

Положения этого нормативного акта позволяют учреждениям самостоятельно разрабатывать и утверждать документацию о торгах. Однако, используя эту возможность, важно помнить, что Законом № 94-ФЗ предусмотрены определенные нормы, нарушать которые нельзя. Так, следует отметить, что, согласно положениям Закона № 94-ФЗ, нотариальное заверение копий документов требуется исключительно в отношении выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Требовать представления в составе заявки на участие в торгах иных нотариально заверенных копий документов не допускается (письмо Мин-экономразвития России от 10 ноября 2008 г. № Д05-4913).

Как оценивать потенциальных поставщиков и подрядчиков, решает заказчик

Положениями Закона № 94-ФЗ предусматривается возможность использования различных процедур размещения заказов.
Причем решение о способе размещения заказа принимает заказчик в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ.
Но что более важно, — заказчикам дано право самостоятельно принимать решение о формировании требований к качеству и иным характеристикам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Причем для этих целей заказчики могут привлекать экспертов и учитывать экспертные оценки при принятии соответствующих решений. Об этом напомнили специалисты Минэкономразвития России в письме от 7 ноября 2008 г. № Д05-4890.
Учреждения имеют право применения такого критерия оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, как «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса», при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг. А при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту путем проведения аукциона есть еще одна дополнительная возможность. Так, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 000 000 руб. и более, заказчик вправе установить требование к участникам размещения заказа о наличии у них опыта выполнения аналогичных работ определенной стоимостью (см. письмо Минэкономразвития России от 15 октября 2008 г. № Д05-4414).
Также при размещении госзаказа учреждение может оценивать заявки по критерию «квалификация» по таким показателям, как опыт персонала, репутация и т. п. Однако это требование к квалификации участника конкурса не может быть предметом допуска к участию в торгах.

 


 


Заключение контрактов по внебюджетной деятельности

Чиновники уточнили, что учреждения должны размещать госзаказы за счет внебюджетной деятельности так же, как и за счет бюджетных средств. То есть по общим правилам в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ.
 

О сроках госконтрактов

Дополнительной гарантией для бюджетных учреждений в период кризиса может стать применение долгосрочного госконтракта (на срок более трех лет). Государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать их на срок и в пределах средств, предусмотренных на реализацию проектов (мероприятий) федеральных целевых программ (письмо Минэкономразвития России от 15 октября 2008 г. № Д05-4418).
Напомним, что в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона № 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения государственного (муниципального) контракта.

Возможность оценки результатов работ предусмотрена изначально

Важным преимуществом приобретения товаров (работ, услуг) посредством размещения заказа можно назвать следующее. В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона № 94-ФЗ в госконтракт включается обязательное условие о порядке приемки заказчиком поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на соответствие их количества, комп-лектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
Таким образом, как считают специалисты Минэкономразвития России, Законом № 94-ФЗ предусмотрены все необходимые механизмы, обеспечивающие получение заказчиком товаров, работ, услуг на наиболее выгодных условиях.

Трехсторонние отношения возможны

Чиновники уточнили, что участие трех сторон при заключении госконтрактов возможно (см. письма Минэкономразвития России от 10 ноября 2008 г. № Д05-4943, от 14 октября 2008 г. № Д05-4408). Например, когда задание выполняют два подрядчика (исполнителя). Однако такая возможность зависит от выбранного заказчиком способа размещения заказа. Поясним.
Заключение трехстороннего госконтракта по результатам проведения конкурса, аукциона или запроса котировок невозможно в связи с тем, что по их результатам выбирается один победитель, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3.1 ст. 29 Закона № 94-ФЗ). Однако поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе привлекать для исполнения государственного или муниципального контракта соисполнителей. Эти отношения и можно считать трехсторонними. При этом, заметьте, ответственность за действия таких соисполнителей перед заказчиком и обязанность расчетов с ними остается за исполнителем.
А вот заключение трехстороннего государственного или муниципального контракта у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в рамках Закона № 94-ФЗ не представляется возможным. И об этом нужно помнить.
Еще одно уточнение сделали чиновники в адрес правоотношений с участием соисполнителей. Устанавливать обязательные и дополнительные требования о наличии производст-венных мощностей, технологического оборудования, других ресурсов для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) по госконтракту можно только к головному исполнителю заказа. Но не к соисполнителям.
Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 27 октября 2008 г. № Д05-4643.

 

 

 


 


Что считать одноименными товарами?

Разъяснения по этому вопросу даны в письме Минэкономразвития России от 15 октября 2008 г. № Д05-4430. В нем сказано, что до утверждения специальным приказом Минэкономразвития России номенклатуры одноименных товаров заказчик самостоятельно определяет, какие товары (работы, услуги) причислить к таковым.
При этом одноименными нужно считать товары (работы, услуги):
— аналогичные по техническим и функциональным характеристикам, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства;
— которые являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.
 

Условия сделки изменяться не могут!

Участвуя в процессе размещения заказа, особое внимание следует обратить еще на один аспект. Чиновники подчеркнули, что цена и иные условия исполнения контракта изменяться не могут (письмо Минэкономразвития России от 15 октября 2008 г. № Д05-4431). Причем такие корректировки невозможны как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя (подрядчика). А потому, во-первых, невозможна пролонгация госконтракта. Во-вторых, условия исполнения сделки не могут быть изменены по причине повышения цен на рынке, возникновения кризисной ситуации и т. д. Ведь при расчете начальной цены госконтракта заказчик должен заранее учитывать все факторы, влияющие на цену (конъюнктура рынка, наличие сопутствующих услуг, различные поправки, а также риски, связанные с повышением уровня цен). Все участники размещения заказа, пожелавшие принять участие в торгах, заранее осведомлены об условиях исполнения контракта и предупреждены о невозможности их изменения. Подача заявки на участие в торгах свидетельствует о согласии поставщика (исполнителя) принять на себя подобные обязательства. И если он не согласен исполнять их, учреждения вправе расторгнуть контракт.

Если контракт заключает филиал

Еще один немаловажный комментарий чиновников обращен к возможности размещения заказов филиалами учреждений. По мнению специалистов Минэкономразвития России (см. письмо от 14 октября 2008 г. № Д05-4402), государственным заказчиком может выступать только бюджетное учреждение. А потому его филиал может размещать заказы лишь в случае создания в нем комиссии по размещению заказов и передаче полномочий на размещение заказов и подписание контрактов руководителю филиала или уполномоченному лицу. При этом госконтракт все равно заключается от имени бюджетного учреждения, а не филиала.

 

 

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×