Контракт заключен централизованно

1328
Ковалевская Т. А.
главный бухгалтер
На практике учреждения — распорядители средств бюджета заключают госконтракты, которые предполагают поставку товаров (работ, услуг) и подведомственным получателям средств. Рассмотрим такую ситуацию. Заключен госконтракт на выполнение научно-исследовательских работ по подготовке схем территориального планирования области. Документация будет представлена на дисках, которые будут переданы в каждый район области. Как организовать учет и оформить отношения? Об этом и поговорим.

Оформляйте документы грамотно

Для того чтобы понять, как правильно заключить в рассматриваемой ситуации госконтракт, проанализируем положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Согласно нормам этого акта, госконтракты могут заключать государст-венные и муниципальные заказчики. Ими могут быть и бюджетные учреждения (распорядители и получатели средств бюджета). При этом от лица заказчиков осуществлять функции по размещению заказов могут специальные уполномоченные органы. Однако отдельный контракт в любом случае подписывает конкретный заказчик (ч. 2 ст. 4, 9 Закона № 94-ФЗ).
Исходя из этого, можно сделать вывод, что, даже если конечным продуктом будут пользоваться несколько получателей средств бюджета, госконтракт должен подписать только распорядитель бюджетных средств. Поэтому особых указаний на то, что результатом разработок будут пользоваться подведомственные учреждения, в госконтракте делать не нужно. Распорядитель средств в данном случае становится собственником полученного программного (либо иного) продукта и приобретает все права по его использованию, владению и распоряжению.

Отражение ситуации в учете

Учет бюджетного учреждения в подобной ситуации будет зависеть от того, оговаривается ли условиями контракта передача именно результата научно-исследовательских разработок, то есть нематериального актива.

По условиям контракта выполняются только работы

Если контракт заключен на выполнение научно-исследовательских работ (то есть именно выполнение работ, а не приобретение готового массива информации), затраты отражают по коду КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Таким образом, материальных объектов учета не возникает.
Если же по итогам работ заказчику по контракту передаются еще и, например, диски, то их стоимость будет учтена по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
При передаче дисков могут быть предусмотрены две схемы. При первой передача дисков будет отражаться документально (в частности, оформляется извещение по форме 0504805), а также в бухгалтерском учете распорядителя средств и подведомственных учреждений. Бухгалтерские записи заказчика-распорядителя средств будут такими:

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Произведены научно-исследовательские работы по подготовке схем территориального планирования
401 01 226
«Расходы на прочие услуги»
302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
Оплачены работы сторонней организации
302 09 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг»
Переданы диски со схемами заказчику
105 06 340
«Увеличение стоимости прочих материальных
 запасов»
302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Оплачена стоимость дисков сторонней организации
302 22 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
304 05 340
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов»
Переданы диски со схемами подведомственным учреждениям
304 04 340
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»
105 06 440
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»


Заметим, что Инструкция по бюджетному учету не предполагает отражения перераспределения расходов от вышестоящего учреждения подведомственным.
При второй схеме передача будет оформлена только документами. Все расходы будут учтены распорядителем средств бюджета. В этом случае ситуация отражается аналогичными проводками, за исключением последней (ее не записывают).

Что нужно помнить об учете результатов разработок

Если объектом госзаказа является все же нематериальный актив (НМА), то его собственником является одно юридическое лицо (которое само его может и не использовать) — распорядитель средств бюджета. Используют же данный актив несколько учреждений, ему подведомственных (при этом, как правило, они получают только право использования).
Напомним, что результат разработок можно принять к учету в качестве НМА только при покупке исключительных прав пользования им. Но кроме того, должны соблюдаться и другие условия для возникновения объекта учета именно в виде нематериального актива. Например, срок службы объекта более 12 месяцев и отсутствие материальной структуры.
Таким образом, нематериальным активом будет не диск (который является только носителем информации), а массив данных, полученных в результате научно-исследовательских работ. При этом могут возникнуть сложности с определением первоначальной стоимости нематериального актива — она устанавливается исходя из стоимости фактических вложений на его приобретение (изготовление).
В таком случае распорядителю средств необходимо сделать бухгалтерские записи:

 

 

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Произведены научно-исследовательские работы (их стоимость включена в первоначальную стоимость нематериального актива)*
106 02 320
«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»
302 09 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
Оплачены работы сторонней организации
302 09 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»
304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате прочих услуг»
Поступил нематериальный актив учреждению-заказчику
106 02 320
«Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы»
302 20 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
Оплачена стоимость нематериального актива
302 20 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
304 05 320
«Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению нематериальных активов»
Принят к учету нематериальный актив
102 01 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов»
106 02 420
«Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы»


* В том случае, если по разработкам и приобретению заключены разные контракты (договоры), то сумма затрат в первоначальную стоимость не включается, а расходы отражают по дебету счета 401 01 226.

Дальнейшая передача дисков подведомственным учреждениям при приобретении результата разработок также может проводиться по двум схемам:
— без отражения в учете (диск и вся документация на него передаются, но никаких записей в бухгалтерском учете не производится, все расходы учитываются распорядителем средств бюджета);
— с отражением в учете.
Если все же предположить, что подведомственным учреждениям передаются НМА (то есть исключительные права пользования), то нужно в учете сделать запись:

 

 

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Переданы подведомственным учреждениям результаты разработок с исключительными правами пользования
304 04 320
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов»
102 01 320
«Уменьшение стоимости нематериальных активов»


А в ситуации, когда передается только право пользования нематериальным активом, но исключительное право остается за распорядителем средств бюджета, он должен отразить в учете такую проводку:

 

 

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Переданы подведомственным учреждениям результаты разработок с правами пользования
304 04 226
«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по прочим услугам»
401 01 226
«Расходы на прочие услуги»


У распорядителя средств в последнем случае на балансе остается объект учета в виде нематериального актива (поскольку именно он является обладателем исключительного права на его использование).

 

 

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×