Анализ качества финансового менеджмента

189
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2008–2010 годах" и с учетом позитивного опыта от по реализации методов бюджетного планирования, ориентированных на результат (эксперимент 2004–2006 гг.), финансовым органам следует внедрить систему мониторинга качества финансового менеджмента. Такой мониторинг в первую очередь должен быть направлен на главных распорядителей бюджетных средств.

Цель и задачи мониторинга

Основная задача мониторинга качества финансового менеджмента – выявление слабых и сильных сторон главного распорядителя бюджетных средств (далее – ГРБС).

Данный мониторинг проводится как в разрезе конкретных процедур составления, исполнения бюджета, так и в целом по всей совокупности процессов и процедур, которые осуществляются ГРБС. При этом перед финансовыми органами ставится задача не просто выявить слабые и сильные стороны, но и на самом деле попытаться количественно оценить, насколько правильно ГРБС управляет бюджетными средствами. Так, на федеральном уровне мониторинг качества финансового менеджмента проводится ежеквартально и ежегодно. Порядок проведения мониторинга на федеральном уровне утвержден приказом Минфина России от 10.12.2007 № 123н.
Мониторинг качества финансового менеджмента касается всех этапов бюджетного процесса, в которые включен ГРБС как исполнитель, а именно:

  • составление проекта бюджета,
  • исполнение бюджета,
  • учет и отчетность,
  • контроль и аудит.

Для охвата всех указанных этапов вводится система из разных количественных показателей качества финансового менеджмента. Число таких показателей может равняться нескольким десяткам по самым разным направлениям бюджетного процесса.

При этом неудовлетворительное значение какого-либо показателя качества финансового менеджмента означает, что соответствующая процедура бюджетного процесса организована слабо, и руководству ГРБС и (или) подразделению внутреннего финансового аудита необходимо проанализировать причины неудовлетворительного состояния и принять меры по устранению данных причин. В дальнейшем при становлении системы оценки качества финансового менеджмента возможно также введение правовых последствий в зависимости от результатов мониторинга, например таких, как:

  • наделение ГРБС отдельными правами по доведению бюджетных данных дифференцированно в разрезе кодов операций сектора государственного управления в зависимости от результатов оценивания;
  • упрощение процедур составления, представления плановых документов;
  • премирование сотрудников ГРБС в зависимости от результатов оценивания.

В настоящее время соответствующие результаты мониторинга прилагаются к отчетам об исполнении федерального бюджета, представляемым в Правительство Российской Федерации. Данные этих отчетов являются сигналом для ГРБС для принятия мер по улучшению качества процедур бюджетного процесса, исполняемых ГРБС.

Следует отметить, что приказ Минфина России от 10.12.2007 № 123н может служить хорошим подспорьем при организации проводимого подразделением внутреннего финансового аудита самого ГРБС финансового анализа состояния бюджетных процедур, осуществляемых в подведомственной сети ГРБС. При этом можно ввести ряд более информативных показателей, что невозможно, например, сделать при проведении Минфином России мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС вследствие недоступности соответствующей информации. К таким показателям можно отнести:

  • своевременность и полноту доведения бюджетных данных до конечных ПБС,
  • результативность бюджетных расходов (источниками информации в данном случае являются конечные ПБС).

Полученные результаты финансового анализа руководством ГРБС могут учитываться для принятия управленческих решений.

В настоящей статье подробно рассматриваются показатели качества финансового менеджмента ГРБС, описывающие качество процедур ведения учета и отчетности в системе ГРБС, а также характеризующие состояние его системы контроля и аудита.

Показатели качества процедур ведения учета и составления отчетности

Очевидно, что качество процедур ведения учета и отчетности характеризуется следующими показателями:

  1. подготовка и внедрение управленческого учета;
  2. представление в составе годовой бюджетной отчетности Сведений о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств;
  3. показателей, приведенных в Сведениях о результатах деятельности, показателям, указанным в обоснованиях бюджетных ассигнований ГРБС на очередной финансовый год и плановый период;
  4. наличие нормативного правового акта ГРБС о порядке ведения мониторинга результатов деятельности (результативности бюджетных расходов, качества предоставляемых услуг) подведомственных РБС и ПБС;
  5. накопленной амортизации к основным средствам;
  6. отношение расходов на ремонт и техническое обслуживание к основным средствам;
  7. объем материальных запасов.

Подготовка и внедрение управленческого учета

Стимулирование ГРБС к внедрению управленческого учета, которое содержится в показателе 1, а также внедрению мониторинга результатов деятельности подведомственных РБС и ПБС (показатель 4) является необходимым для обеспечения результативности и эффективности использования бюджетных средств.

В ближайшее время Минфином России будет осуществлена разработка стандартов качества управленческого учета, мониторинга результативности, будут созданы документы, регулирующие процесс мониторинга управленческого учета, и методика оценки соответствия управленческого учета в ГРБС и мониторинга деятельности подведомственных распорядителей и получателей разработанным стандартам.

Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств

При оценке показателя 2 позитивно рассматривается сам факт наличия заполненной таблицы № 2 "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств" Пояснительной записки (ф.0503160), представляемой ГРБС в составе годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год.

Соответствие показателей, приведенных в Сведениях о результатах деятельности, показателям, указанным в обоснованиях бюджетных ассигнований ГРБС

Включение показателя 3 в состав показателей годового мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС, обусловлено некачественностью формы "Сведения о результатах деятельности" (ф. 0503162) Пояснительной записки, представляемой ГРБС в составе годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год.

Проблема заключается в том, что большинство ГРБС заполняет форму "Сведения о результатах деятельности" формально. При этом они указывают несколько показателей результатов, которые зачастую не имеют ничего общего с показателями непосредственных результатов, указываемых в обоснованиях бюджетных ассигнований ГРБС на очередной финансовый год и плановый период.

Накопление амортизации и расходы на ремонт

Показатели 5 и 6 могут быть использованы для оценки эффективности бюджетных расходов на ремонт и техническое обслуживание имущества ГРБС. При проведении анализа позитивно расценивается уменьшение амортизации основных средств при осуществлении бюджетных расходов на ремонт и техническое обслуживание имущества ГРБС.

Объем материальных запасов

Объем материальных запасов (показатель 7) рассчитывается по следующей формуле:

Р = 100 × (J1-J0)/J0, где

J0 – стоимость материальных запасов ГРБС по состоянию на 1 января отчетного финансового года;

J1 – стоимость материальных запасов ГРБС по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным финансовым годом.

Данный показатель рассчитывается в связи с тем, что ряд ГРБС, не успевая использовать до конца IV квартала доведенные лимиты бюджетных обязательств, правомерно опасаются, что в следующем бюджетном цикле при планировании бюджетных ассигнований их объем будет сокращен на величину объема неисполненных бюджетных ассигнований. Поэтому ГРБС направляют бюджетные ассигнования на пополнение материальных запасов.

Данная мера оправданна, когда пополняется запас лекарственных средств, плазмы крови в лечебных учреждениях, продовольственных ресурсов для обеспечения военнослужащих и т. д., в силу того, что ранее указанных материальных запасов было недостаточно. Но распространенной также стала практика закупки мебели, канцелярских товаров на склад даже в случае, если их объемы с учетом увеличения в разы превосходят потребность.

Таким образом, негативно расценивается значительный рост материальных запасов к концу отчетного периода. Однако, следует учитывать объективную потребность увеличения материальных запасов, но об этом ГРБС необходимо сообщать в Минфин России.

При этом целевым ориентиром для ГРБС является значение показателя, не превосходящее значение инфляции в отчетном финансовом году.

Пример

Стоимость материальных запасов ГРБС по состоянию на 1 января 2008 года составляет 2 125,7 млн руб.

Стоимость материальных запасов ГРБС по состоянию на 1 января 2009 года составляет 3 035,2 млн руб.

Общий прирост материальных запасов составил 909,5 млн руб., в том числе для восполнения потребности в лекарственных средствах – в размере 780,6 млн. руб.

оказатель, с помощью которого оценивается прирост материальных запасов ГРБС в процентах, с учетом отраслевых особенностей рассчитывается следующим образом:
Р = 100 x (J1-J0)/J0 = 100 × (3 035,2 – 780,6 – 2 125,7) / 2 125,7 = 100 × 128,9 / 2 125,7 = 6%.

Значение показателя, равное 6%, в данном случае является оптимальным, поскольку не превосходит уровня инфляции отчетного финансового года – 12%. О наличии материальных запасов обусловленных отраслевыми особенностями (в данном случае это восполнение потребности в лекарственных средствах) ГРБС направил сведения в Минфин России.

Отметим, что расчет указанного показателя без учета отраслевых особенностей дает другой результат:
P = 100 x (J1-J0)/J0 = 100 × (3 035,2 – 2 125,7) / 2 125,7 = 100 × 909,5 / 2 125,7 = 42,8%.

Таким образом, если бы ГРБС не представил сведений об отраслевых особенностях, то значение показателя для данного ГРБС расценивалось бы Минфином России как неудовлетворительное.

Показатели качества процедур контроля и аудита

Критерии оценки уровня контроля и аудита призваны различать ГРБС, у которых в области контроля и аудита фактически отсутствуют результаты, и ГРБС, в которых есть как минимум подразделение внутреннего аудита.

Качество процедур контроля и аудита характеризуется следующими показателями:

  • наличие в пояснительной записке к годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год заполненной таблицы 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля" Пояснительной записки (ф. 0503160) в составе годовой бюджетной отчетности;
  • наличие подразделения внутреннего аудита;
  • доля недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей в общем объеме денежных средств и материальных ценностей.

Наличие таблицы 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля" в составе годовой бюджетной отчетности

Оценка результатов мероприятий внутреннего контроля, формируемая на основании сведений таблицы 5 "Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля" Пояснительной записки, позволяет выявить те процедуры бюджетного процесса, в которых чаще всего возникают проблемы с неэффективным использованием различных активов, включая финансовые активы и т. п.

Кроме того, анализируются мероприятия, которые были предприняты ГРБС для решения этих проблем, также анализируется описание достигнутых результатов, допущенных контролирующим подразделением ошибок, планов на последующие периоды, методик мониторинга деятельности ГРБС.

Подобный отчет, охватывающий различные этапы деятельности контролера – мониторинг ситуации, определение приоритетных направлений деятельности, осуществление контролирующих мероприятий, коррекцию ошибок, планирование деятельности на последующие периоды, свидетельствует о постоянной и сконцентрированной работе контролирующего органа.

Наличие подразделения внутреннего аудита

Мало того, что в структуре ГРБС должно быть подразделение внутреннего аудита, оно должно отвечать ряду требований, которые необходимо сформулировать.
Прежде всего, оно должно быть независимым от контролируемых подразделений. Руководители и сотрудники других подразделений не должны оказывать влияние на решения, в принятии которых участвуют сотрудники ГРБС, задействованные в подразделении контроля и аудита.

Весьма распространена практика, когда сотрудники контролирующих подразделений входят в состав коллегиальных органов или возглавляют не относящиеся к сфере контроля и аудита коллегиальные органы, принятие решений в которых зависит от сотрудников ГРБС, занятых в сфере контроля. Из-за этого возникает возможность для взаимовыгодной манипуляции: в рамках деятельности, не относящейся к сфере контроля. В таком случае существование контролирующего органа становится менее эффективным или бессмысленным.

Один из способов обеспечения независимости подразделения внутреннего аудита заключается в ориентации работы сотрудников контролирующего подразделения исключительно на контрольные функции. Также органу, осуществляющему контроль, до некоторой степени необходима независимость от высшего руководства ГРБС. Иначе, если на уровне последнего будет сконцентрирована коррупционная деятельность в ГРБС, то контролирующее подразделение будет принуждено скрывать факты коррупции.

Таким образом, оцениваться должно не только наличие подразделения внутреннего аудита и контроля, но и возможность этого подразделения осуществлять независимый и эффективный контроль деятельности ГРБС. Позитивно расценивается наличие у ГРБС процедур и порядка осуществления внутреннего финансового аудита (контроля).

Доля недостач и хищений

Доля недостач и хищений (показатель 3) рассчитывается по следующей формуле:

P = 100 × T / (O + N + M + А + R + S + V), где

T – сумма установленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей у ГРБС в отчетном финансовом году;

О – основные средства (остаточная стоимость) ГРБС;

N – нематериальные активы (остаточная стоимость) ГРБС;

M – материальные запасы ГРБС;

A – вложения ГРБС в нефинансовые активы;

R – нефинансовые активы ГРБС в пути;

S – денежные средства ГРБС;

V – финансовые вложения ГРБС.

При расчете показателя сумма установленных недостач и хищений соотносится с объемом денежных средств, материальных ценностей, активов, которые потенциально могли быть подвергнуты хищению.

Наличие сумм установленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей у ГРБС в отчетном финансовом году свидетельствует о низком качестве финансового менеджмента.

Целевым ориентиром для ГРБС является значение показателя, равное нулю.

Пример

Сумма установленных недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей у ГРБС в отчетном финансовом году составила 4 млн рублей.

При этом по итогам отчетного финансового года по данным бюджетной отчетности:

  • остаточная стоимость основных средств составляет 374 млн руб.,
  • остаточная стоимость нематериальных активов – 0,2 млн руб.,
  • материальные запасы ГРБС – 20,3 млн руб.,
  • вложения в нефинансовые активы – 11,2 млн руб.,
  • нефинансовые активы в пути – 0 млн руб.,
  • денежные средства ГРБС – 0,6 млн руб.,
  • финансовые вложения ГРБС – 0 млн руб.

Доля недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей в общем объеме денежных средств и материальных ценностей рассчитывается следующим образом:

P = 100 × T / (O + N + M + А + R + S + V) = 100 × 4,0 / (374,0 + 0,2 + + 20,3 + 11,2 + 0 + 0,6 + 0) = 0,98%.

Таким образом, полученный результат наглядно свидетельствует о том, что данному ГРБС следует предпринять действия по выявлению причин и предотвращению случаев недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей.

Заключение

В связи с проведением в Российской Федерации реформы бюджетного процесса, переходом от "управления затратами" к "управлению результатами", необходимостью повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами при наибольший приоритет для ГРБС имеют вопросы, связанные с организацией ведения управленческого учета и управленческой отчетности, мониторинга результативности бюджетных расходов, выделением в организационной структуре ГРБС самостоятельного подразделения внутреннего финансового аудита.

При этом соответствующие показатели мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС отражают следующие моменты, на которые руководству ГРБС необходимо обратить внимание:

  • показатель "Подготовка и внедрение управленческого учета" фиксирует наличие нормативного правового акта о ведении управленческого учета, нацеленного на создание информационной базы для оценки эффективности функционирования и результативности деятельности ГРБС;
  • показатель "Соответствие показателей, приведенных в Сведениях о результатах деятельности, показателям, указанным в обоснованиях бюджетных ассигнований ГРБС на очередной финансовый год и плановый период" характеризует степень использования плановых документов, таких как обоснования бюджетных ассигнований, во всех процедурах бюджетного процесса, в том числе при составлении бюджетной отчетности ГРБС;
  • показатель о наличии нормативного правового акта ГРБС о порядке ведения мониторинга результатов деятельности отражает внедрение мониторинга результатов деятельности ГРБС;
  • показатель о наличии подразделения внутреннего аудита фиксирует выделение в организационной структуре подразделения внутреннего финансового аудита.

    С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита 
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

    Д.В. Гвозденко,
заместитель начальника отдела методологии бюджетного планирования
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×