Актуальные вопросы открытия и ведения лицевых счетов

10293
Источник: "Финансовый справочник бюджетной организации" № 12 за 2009 год При кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов у органов Федерального казначейства и у клиентов – участников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) нередко возникают вопросы по практике применения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок открытия и ведения лицевых счетов и осуществлению операций по кассовым поступлениям и кассовым выплатам на указанных лицевых счетах. В данной статье мы рассмотрим наиболее актуальные вопросы, касающиеся открытия и ведения лицевых счетов.

Открытие лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования)

Органы Федерального казначейства открывают лицевые счета клиентам – участникам бюджетного процесса субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанным в Перечне участников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), представленном в органы Федерального казначейства финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее – Перечень участников бюджетного процесса, Перечень).

При этом документы, подтверждающие наделение участников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соответствующими бюджетными полномочиями, в орган Федерального казначейства не представляются.

В соответствии с положениями пункта 2.77 Приказа № 7н органы Федерального казначейства при приеме Перечня участников бюджетного процесса от финансовых органов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) проверяют его только на соответствие установленной форме.

В случае несоответствия представленного Перечня утвержденной форме или наличия исправлений в документе данный Перечень регистрируется в Журнале регистрации неисполненных документов в установленном порядке и возвращается финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования) с указанием причины возврата.

В связи с этим от органов Федерального казначейства поступают вопросы о том, каким образом им следует осуществлять проверку правильности полного и сокращенного наименований клиентов, указанных в Перечне участников бюджетного процесса, поскольку предоставление ими учредительных документов для открытия соответствующего лицевого счета не требуется.

Нередко органы Федерального казначейства обращаются с вопросом о необходимости проверки полномочий заказчиков-застройщиков, казенных и унитарных предприятий, указанных в Перечне участников бюджетного процесса.

Кроме того, от финансовых органов субъектов Российской Федерации поступает информация о том, что органы Федерального казначейства осуществляют мониторинг представленных Перечней участников бюджетного процесса, по результатам которого настаивают на необходимости исключения из него тех участников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), которым не открыты лицевые счета в органе Федерального казначейства.

Органы Федерального казначейства не регулируют порядок формирования Перечня участников бюджетного процесса и, соответственно, порядок исключения из него участников бюджетного процесса субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Для открытия лицевых счетов участниками бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) в органы Федерального казначейства представляются Заявление на открытие лицевого счета и Карточка образцов подписей.

При этом органы Федерального казначейства при проверке данных документов сверяют наименование клиента, указанное в Заявлении на открытии лицевого счета и в Карточке образцов подписей, с наименованием, указанным в Перечне участников бюджетного процесса, и в случае их несоответствия, возвращают документы клиенту для приведения в соответствие с Перечнем.

Если клиент является одновременно участником бюджетного процесса федерального уровня и участником бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (местного бюджета), ему (оставить им, поскольку документы представляются клиентом, а не клиенту) представляются разные Карточки образцов подписей, оформленные в порядке, установленном положениями Приказа № 7н.

При этом органы Федерального казначейства формируют два дела клиента – как участника бюджетного процесса федерального уровня и как участника бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

Нередко возникает вопрос о том, необходимо ли требовать от клиентов Заявление для открытия лицевого счета для оформления на лицевом счете бюджета и лицевом счете получателя бюджетных средств раздела для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

Следует отметить, что в соответствии с положениями Приказа № 7н клиент представляет Заявление на открытие лицевого счета в орган Федерального казначейства только для открытия ему соответствующего лицевого счета.

При этом органы Федерального казначейства оформляют указанный выше раздел на лицевом счете бюджета и на лицевом счете получателя бюджетных средств на основании Соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, участниками бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и документов, представленных в орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета бюджета или лицевого счета получателя бюджетных средств финансовым органом и (или) получателем бюджетных средств соответствующего бюджета, установленных указанным соглашением.

В соответствии с положениями пункта 2.33 Приказа № 7н органы Федерального казначейства после открытия лицевых счетов присваивают им номера, которые указываются в соответствующих выписках. Один экземпляр выписки представляется клиенту, второй – хранится в документах операционного дня.

В соответствии с положениями пунктов 2.36, 2.47, 2.64 Приказа № 7н органы Федерального казначейства в пятидневный срок после открытия лицевого счета получателя бюджетных средств, лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств предоставляют информацию в налоговые органы, если представление такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным.

Поскольку в настоящее время Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) не предусмотрена обязанность органов Федерального казначейства предоставлять информацию об открытии, закрытии и переоформлении соответствующих лицевых счетов, органы Федерального казначейства должны предоставлять указанную информацию налоговым органам только после внесения соответствующих изменений в НК РФ.

Особенности открытия лицевого счета бюджета в случае осуществления финансовым органом муниципального района отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения

В случае передачи в соответствии с положениями статьи 9 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения финансовому органу муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района, лицевой счет бюджета в органе Федерального казначейства открывается финансовому органу муниципального района.

Финансовый орган муниципального района для открытия соответствующего лицевого счета бюджета представляет в орган Федерального казначейства Заявление на открытие лицевого счета, Карточку образцов подписей и Перечень участников бюджетного процесса. При этом в строке «Наименование бюджета» Перечня должно быть указано наименование соответствующего бюджета, полномочия по обслуживанию которого переданы финансовому органу муниципального района в соответствии с упомянутым соглашением.

Следует отметить, что финансовому органу муниципального района должно быть оформлено единое дело клиента по всем открытым ему в органе Федерального казначейства лицевым счетам бюджета.

Оформление документов для открытия лицевых счетов

Поскольку очень часто возникают вопросы по оформлению документов, представляемых клиентами в орган Федерального казначейства для открытия соответствующих лицевых счетов, следует остановиться на некоторых особенностях их заполнения.

Карточка образцов подписей

Наибольшее количество вопросов касается необходимости дополнительного заверения образцов подписей руководителя и главного бухгалтера клиента на лицевой стороне Карточки образцов подписей, в случае если данный документ заверен оттиском гербовой печати финансового органа.

В соответствии с положениями пункта 2.20 Приказа № 7н Карточка образцов подписей для открытия лицевого счета подписывается руководителем и главным бухгалтером клиента.

Согласно пункту 2.82 Приказа № 7н при открытии соответствующих лицевых счетов участникам бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования) подписи должностных лиц в Карточке образцов подписей, представленной в орган Федерального казначейства, заверяются в порядке, установленном для участников бюджетного процесса федерального уровня, или оттиском гербовой печати финансового органа.

Соответственно, в случае если Карточка образцов подписей заверяется на оборотной стороне оттиском гербовой печати финансового органа, дополнительное заверение подписей руководителя и главного бухгалтера клиента на лицевой стороне документа не требуется.

Немало вопросов поступает от органов Федерального казначейства о порядке оформления Карточки образцов подписей, в случае если полномочия по ведению бюджетного учета переданы клиентом вышестоящему участнику бюджетного процесса, централизованной бухгалтерии и т. д.

Согласно пункту 2.29 Приказа № 7н органы Федерального казначейства не требуют предъявления доверенностей и других документов, подтверждающих полномочия лиц, подписи которых включены в Карточку образцов подписей.

Таким образом, при проверке Карточки образцов подписей, представленной участником бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органы Федерального казначейства осуществляют проверку правильности оформления документа в соответствии с положениями Приказа № 7н, не проверяя полномочия лиц, включенных в Карточку образцов подписей.

При этом органы Федерального казначейства не имеют правовых оснований запрашивать от клиента Договор о централизованном бухгалтерском учете, Доверенность на право подписания платежных документов лицам, заявленным в Карточке образцов подписей и т. д.

Также поступают запросы о том, чьи образцы подписей (первой и второй) должны быть в карточке, представленной в орган Федерального казначейства для открытия лицевого счета иного получателя бюджетных средств в случае его нахождения за пределами субъекта РФ.

Следует отметить, что в Карточку образцов подписей для открытия лицевого счета иного получателя бюджетных средств должны быть включены образцы первой и второй подписей главного распорядителя бюджетных средств, в чьем ведении находится иной получатель бюджетных средств.

Карточка образцов подписей, представленная клиентом в орган Федерального казначейства для открытия ему соответствующего лицевого счета, а также новые Карточки, представленные в связи со сменой руководителя или главного бухгалтера, хранятся в деле клиента. При этом дополнительные экземпляры Карточек образцов подписей, подлежащих замене, хранятся в соответствии с правилами организации архивного дела.

Кроме того, к числу актуальных вопросов по оформлению рассматриваемого документа можно отнести вопрос о необходимости указания в графе "Должность" наименование должности руководителя и главного бухгалтера клиента, заверивших Карточку.

В соответствии с положениями пункта 4.3 Приказа № 7н Карточка образцов подписей к лицевым счетам заверяется:

– подписью руководителя клиента (или уполномоченного им лица с указанием должности) с расшифровкой подписи, содержащей полные (без сокращения) фамилию, имя и отчество;

– подписью главного бухгалтера клиента (или уполномоченного руководителем лица с указанием должности) с расшифровкой подписи, содержащей полные (без сокращения) фамилию, имя и отчество и дату подписания Карточки образцов подписей к лицевым счетам.

Таким образом, в графе "Должность" указывается наименование должностей лиц, уполномоченных руководителем учреждения на право подписи платежных и финансовых документов. При этом данная графа может не заполняться в случае заверения Карточки образцов подписей непосредственно руководителем и главным бухгалтером клиента независимо от наименования их должностей.

Что касается соответствия даты составления документа в заголовочной части Карточки образцов подписей и даты формирования Заявления на открытие лицевого счета, то в Приказе № 7н отсутствуют положения, предусматривающие соответствие дат в указанных документах.

Заявление на переоформление лицевого счета

Положениями пункта 4.17 Приказа № 7н предусмотрено, что при заполнении клиентом Заявления на переоформление лицевого счета по строке "Документ-основание для переоформления" указывается наименование документа, в соответствии с которым осуществляется переоформление лицевых счетов, с отражением в кодовой зоне номера и даты данного документа.

Соответственно по данной строке клиентом указывается наименование, номер и дата нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования), которым утверждено решение о реорганизации участника бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования), не связанного с изменением уровня подчиненности клиента.

На практике участники бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в строке "Документ-основание для переоформления" Заявления нередко указывают наименование и дату учредительного документа, в который были внесены соответствующие изменения. Следует отметить, что положениями пункта 2.43 Приказа № 7н не предусмотрена возможность отказа органами Федерального казначейства в приеме Заявления у таких клиентов.

Кроме того, возникают вопросы о том, следует ли в заявительной надписи в Заявлении на переоформление лицевых счетов, по разделу "Прошу изменить наименование клиента и (или) номера лицевого счета", заполнять строку "Наименование клиента", если изменяется структура номера лицевого счета клиента.

Необходимо отметить, что при изменении структуры номера лицевого счета в Заявлении на переоформление лицевых счетов заполняются только строки "Вид лицевого счета" и "Номер счета".

Заявление на закрытие лицевого счета

В соответствии с положениями пункта 2.80 Приказа 7н закрытие лицевых счетов участников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) осуществляется на основании заявления на закрытие лицевого счета, при этом подтверждающие документы в орган Федерального казначейства не представляются.

В данном случае строка "Приложения" в Заявлении на закрытие лицевого счета не заполняется.

Ю.В. Камардина,заместитель начальника
отдела методического обеспечения бюджетных полномочий
Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

Полностью материал читайте в "Финансовом справочнике бюджетной организации" № 12/2009



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль