Прогнозирование как инструмент планирования

105
В этой статье мы расскажем о качественных методах прогнозирования, с помощью которых работники финансовых служб бюджетных учреждений могут составлять планы финансово-хозяйственной деятельности на краткосрочную перспективу.

Качественные методы

Метод экспертных оценок

Качественный (экспертный) подход хорошо подходит для выработки краткосрочных прогнозов и может сопровождаться разработками, сделанными с использованием одного из количественных методов.

К наиболее известным методам качественного прогнозирования относятся методы экспертных оценок, в т. ч. метод опроса персонала, непосредственно работающего с населением, метод Дельфи, метод “мозговой атаки” и изучение потребителей.

Методы экспертных оценок используются для прогнозирования событий будущего, если отсутствуют статистические данные или их недостаточно.

Очевидно, что зачастую трудно из-за отсутствия статистической и отчетной информации (особенно касающейся деятельности коммерческих фирм-конкурентов, например частные школы, детские сады, клиники, поликлиники) получить количественные оценки, например таких показателей, как показатели рыночной доли и динамики изменения объема оказываемых услуг. В этом случае также могут использоваться экспертные оценки, формирующие чисто качественные значения этих показателей (в терминах “выше”, “на том же уровне”, “ниже” и т. п.).

Экспертные оценки имеют свои недостатки:

– нет гарантий, что полученные оценки действительно достоверны;

– возможны определенные трудности в проведении опроса экспертов и обработке полученных данных.

Если второй недостаток относится к преодолимым трудностям, то первый имеет принципиальное значение. Существующие способы определения достоверности экспертных оценок основаны на предположении, что в случае согласованности действий экспертов достоверность оценок гарантируется. На самом деле это не всегда верно. Известны случаи, когда отдельные эксперты, не согласные с мнением большинства, давали правильные оценки.

Следовательно, единодушие большинства не всегда является критерием достоверности оценок. Отсюда вытекает необходимость тщательного отбора экспертов. Дело в том, что при обсуждении многих вопросов, особенно нестандартных, например прогнозирование ситуации в нестабильных политико-экономических, социальных и экологических условиях, должны участвовать эксперты высокой квалификации. Прогнозы, составленные “средними” экспертами, будут основаны в лучшем случае на традиционных, привычных оценках, тогда как высококвалифицированные специалисты обнаружат и оценят скрытые факторы.

При нахождении оценок экспертным путем помимо погрешности, вносимой недостатком информации о событиях и недостаточной компетентностью экспертов, возможна и погрешность совсем иного рода, обусловленная заинтересованностью экспертов в результатах оценки, что обязательно скажется на их достоверности. Наличие такого рода погрешности может значительно искажать оценки, вследствие чего необходимо предусмотреть соответствующие меры для ее устранения.

Например, всегда существует опасность систематического завышения оценок потенциального спроса на услуги со стороны снабженцев, которые заинтересованы иметь легко выполнимый план по обеспечению бюджетного учреждения материальными ресурсами.

Варианты коррекции экспертных оценок, снижающие риск систематической погрешности, заключаются в следующем:

– попросить специалистов самостоятельно определить степень погрешности их оценок. Эти данные можно затем использовать для уточнения прогноза;

– скорректировать оценки специалистов, работающих непосредственно с населением, с помощью специалиста более высокого звена или управленца, который может иметь более широкий взгляд.

Сравнительный анализ методов экспертных оценок представлен в табл. 1.

Таблица 1

Методы экспертных оценок

Метод

Сущность метода

Пример

Преимущества

Недостатки

1

2

3

4

5

Методы индивидуальных экспертных оценок

Метод “интервью”

Позволяет осуществить непосредственный контакт эксперта со спе­циалистом по схеме “вопрос-ответ”, в ходе которого прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта

Например, контакт в режиме "вопрос–ответ" эксперта (работника плановой службы поликлиники) со специалистом (зав. отделения) на предмет динамики больных на следующий год

Точечное выявление факторов прогноза (вопросы).

Возможность корректировки вопросов в ходе интервью

Субъективность оценки.

Сужение круга выявляемых факторов прогноза

Аналитический метод

Позволяет осуществить логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации и представить его в виде аналитической записки. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта

Составления отчета завотделения, главврача, директора школы по факту прошедшего периода и прогноз на будущий период с учетом тенденций прошлого

Углубленность анализа рассматриваемой проблемы

Субъективность оценки

Метод написания сценария

Основан на определении логики развития процесса или явления во времени при различных условиях. Основное назначение сценария – определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней “дерева целей”. Сценарий – это картина, отображающая последовательное детальное решение задачи, выявление возможных препятствий, обнаружение серьезных недостатков, с тем чтобы решить вопрос о возможном прекращении начатых или завершении проводимых работ по прогнозируемому объекту

Примером может служить сценарный прогноз соц.-экон. развития РФ на 2007–2010 гг.

Детальность составляемого прогноза.

Четкая определенность целей и задач прогноза

Невозможность прогнозирования всех условий и факторов влияющих на развитие объекта

Метод “дерева целей”

Используется при анализе систем, объектов, процессов, в которых можно выделить несколько структурных или иерархических уровней. “Дерево целей” строится путем последовательного выделения все более мелких компонентов на понижающихся уровнях

Прогнозирование доходов от предпринимательской деятельности бюджетных учреждений позволяет прогнозировать бюджетные доходы данного подведомства и в итоге неналоговые доходы государственного бюджета

Достаточно высокая точность расчетов макроэкономических показателей

Ошибка прогноза на более низких ступенях иерархии влечет за собой ошибку прогноза верхних ступеней

Методы коллективных экспертных оценок

Метод “комиссий”

Состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами. При этом имеется в виду, что развитие данного объекта не может быть определено другими методами

Примером может служить любой вид комиссий или жюри, прогнозирующий деятельность того или иного объекта

Сглаживание субъективной оценки за счет множества голосов

Прогноз отдельного эксперта может быть намного точнее, чем мнение большинства

Метод “Дельфи”

Состоит в организации систематического сбора экспертных оценок, их математико-статистический обработки и последовательной корректировки экспертами своих оценок на основе результатов каждого цикла обработки. Его основные особенности: анонимность экспертов; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов

Метод предназначен для получения относительно надежной информации в ситуациях ее острой недостаточности, например, в задачах долгосрочного научно-технического комплексного прогнозирования

Метод хорошо работает для долгосрочного планирования.

Эксперты отвечают по опросникам, что устраняет недостатки группового подхода

Низкая надежность.

Отсутствие согласованности в общем решении

Метод коллективной генерации идей (по американской терминологии, метод “мозговой атаки”)

Данный метод направлен на получение большого количества идей.

При проведении экспертного опроса с помощью метода коллективной генерации идей проблема должна быть сформулирована в основных терминах с выделением центрального вопроса. Кроме того, предусматривается отсутствие любого вида критики, препятствующей формулировке идей, свободная интерпретация идей в рамках данного вопроса, стремление к получению максимального количества идей, учитывая принцип повышения вероятности полезных предложений с увеличением обще­го их количества, и, наконец, поощрение различных комбинаций идей, путей их усовершенствования.

Наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек

Семинар по обсуждению проблем развития начального образования в России и прогнозирования количества детей

Групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений.

Определение возможных путей развития прогнозируемого процесса или объекта, один из которых оптимальный.

Выявление круга факторов, которые необходимо принимать во внимание, выбирая окончательный вариант решения

Значительный уровень информационного шума, создаваемого тривиальными идеями, спонтанный и стихийный характер генерации идей

Метод коллективной генерации идей (по американской терминологии, метод “мозговой атаки”)

Данный метод направлен на получение большого количества идей.

При проведении экспертного опроса с помощью метода коллективной генерации идей проблема должна быть сформулирована в основных терминах с выделением центрального вопроса. Кроме того, предусматривается отсутствие любого вида критики, препятствующей формулировке идей, свободная интерпретация идей в рамках данного вопроса, стремление к получению максимального количества идей, учитывая принцип повышения вероятности полезных предложений с увеличением общего их количества, и, наконец, поощрение различных комбинаций идей, путей их усовершенствования.

Наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек

Семинар по обсуждению проблем развития начального образования в России и прогнозирования количества детей

Групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений.

Определение возможных путей развития прогнозируемого процесса или объекта, один из которых оптимальный.

Выявление круга факторов, которые необходимо принимать во внимание, выбирая окончательный вариант решения

Значительный уровень информационного шума, создаваемого тривиальными идеями, спонтанный и стихийный характер генерации идей

Методы коллективных экспертных оценок

Метод “комиссий”

Состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами. При этом имеется в виду, что развитие дан­ного объекта не может быть определено другими методами

Примером может служить любой вид комиссий или жюри, прогнозирующий деятельность того или иного объекта

Сглаживание субъективной оценки за счет множества голосов

Прогноз отдельного эксперта может быть намного точнее, чем мнение большинства

Метод “Дельфи”

Состоит в организации систематического сбора экспертных оценок, их математико-статистический обработки и последовательной корректировки экспертами своих оценок на основе результатов каждого цикла обработки. Его основные особенности: анонимность экспертов; многотуровая процедура опроса экспертов посредством их анкетирования; обеспечение экспертов информацией, включая и обмен ею между экспертами, после каждого тура опроса при сохранении анонимности оценок; обоснование ответов экспертов по запросу организаторов

Метод предназначен для получения относительно надежной информации в ситуациях ее острой недостаточности, например, в задачах долгосрочного научно-технического комплексного прогнозирования

Метод хорошо работает для долгосрочного планирования.

Эксперты отвечают по опросникам, что устраняет недостатки группового подхода

Низкая надежность.

Отсутствие согласованности в общем решении

Метод коллективной генерации идей (по американской терминологии, метод “мозговой атаки”)

Данный метод направлен на получение большого количества идей.

При проведении экспертного опроса с помощью метода коллективной генерации идей проблема должна быть сформулирована в основных терминах с выделением центрального вопроса. Кроме того, предусматривается отсутствие любого вида критики, препятствующей формулировке идей, свободная интерпретация идей в рамках данного вопроса, стремление к получению максимального количества идей, учитывая принцип повышения вероятности полезных предложений с увеличением обще­го их количества, и, наконец, поощрение различных комбинаций идей, путей их усовершенствования.

Наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек

Семинар по обсуждению проблем развития начального образования в России и прогнозирования количества детей

Групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений.

Определение возможных путей развития прогнозируемого процесса или объекта, один из которых оптимальный.

Выявление круга факторов, которые необходимо принимать во внимание, выбирая окончательный вариант решения

Значительный уровень информационного шума, создаваемого тривиальными идеями, спонтанный и стихийный характер генерации идей

Метод опроса персонала, непосредственно работающего с населением

Когда речь идет о прогнозировании объема предоставляемых услуг, то обычно специалисты, работающие непосредственно с населением, имеют достаточно точное представление о потенциальном объеме оказываемых услуг, в которых нуждается население, по крайней мере на той территории, которую они обслуживают. Проще всего попросить данных специалистов дать оценки по каждому виду услуг, оказываемых бюджетным учреждением, но не абстрактно, а исходя из конкретных гипотез. После этого работники планового отдела бюджетного учреждения формулируют итоговые оценки, суммируя оценки всех экспертов

Эксперты: участковые врачи, учителя, воспитатели детских садов и т. п.

Базируется на специальных знаниях людей, близких к практике;

быстрая, простая оценка без расчета статистических показателей.

В случае отсутствия соответствующих данных этот метод может оказаться единственным подходящим способом прогнозирования

Специалист может быть излишне оптимистичен или пессимистичен относительно ожидаемых прогнозируемых величин.

Возможность возникновения неточностей вследствие экономических событий, находящихся вне контроля данного специалиста

Количественные методы

Эти методы базируются на математической теории, которая обеспечивает повы­шение достоверности и точности прогнозов, значительно сокращает сроки их выполнения, позволяет обеспечить деятельность по обработке информации и оценке результатов (табл. 2).

Таблица 2

Методы количественных оценок

Метод

Сущность метода

Пример

Преимущества

Недостатки

Методы анализа временных рядов

Метод экстраполяции

Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза, прогнозная экстраполяция увязывает фактическое развитие с гипотезой о динамике исследуемого процесса с учетом изменений влияния различных факторов в перспективе

Прогнозирование доходов бюджетного учреждения на основе динамики доходов за последние 10 лет

Метод экстраполяции дает надежные результаты на ближайшую перспективу прогнозирования тех или иных объектов

Неточность прогнозов при долгосрочном прогнозировании

Методы анализа причинных связей

Методы моделирования

Экономико-математическое моделирование основывается на принципе аналогии, то есть возможности изучения объекта через рассмотрение другого объекта, подобного ему и более доступного. Таким более доступным объектом является экономико-математическая модель. Она представляет собой систему формализованных уравнений, описывающих основные взаимосвязи элементов, образующих экономическую систему или какой-либо экономический процесс

Примером структурно-балансовой модели может служить межотраслевой баланс

Эта модель позволяет довести до полного исчерпывающего описания процесс получения и обработки исходной информации, а также решить рассматриваемые задачи в достаточно широком классе конкретных случаев

Упрощение реальных взаимосвязей элементов системы

Нормативный метод

Применяется на основе расчета прогнозных показателей. Нормы и нормативы разрабатываются заранее на законодательной или ведомственной основе. Норма – это максимально допустимая величина. Норматив – соотношение элементов производственного процесса (составляющая нормы)

Например, используются нормативы: социального развития – потребление на душу населения, прожиточный минимум, жилая площадь и др.

Выявляет структуру, способствует гарантии полноты исследования

Существует тенденция вносить жесткость в предлагаемые решения

Корреляционно-регрессионный анализ

Выявляет существенные взаимосвязи различных явлений, показателей и процессов, дает им количественную оценку, выявляет причинные зависимости. Под причинной зависимостью понимается такая связь между процессами, когда изменение одного из них является следствием изменения другого.

Основной задачей корреляционного анализа является оценка силы связи между показателями. Такие связи называются регрессионными, а метод математической статистики, их изучающий, называется регрессионным анализом

Например, прогнозирование числа пациентов поликлиники на основе анализа данных изменения демографической и экологической ситуации в данном районе

Позволяет количественно оценивать связи между большим числом взаимодействующих явлений. Изменение результатов анализа делает возможным проверку различ­ных гипотез о наличии и силе связи между двумя явлениями и группой явлений

Сложность и громоздкость вычислений

Среди методов, чаще других применяемых в прогнозировании социально-экономического развития регионов и территорий, можно выделить следующие:

– метод экспертных оценок;

– метод экономического анализа;

– нормативный метод;

– метод экстраполяции;

– метод экономико-математического моделирования;

– метод корреляционно-регрессионного анализа и др.

Экономико-математические методы и модели, применяемые в прогнозировании, позволяют определить основные тенденции развития степени удовлетворения жизненных потребностей населения, учитывать динамику их изменения на перспективу. Кроме того, они позволяют осуществлять количественный и качественный анализ конкретных составляющих социального развития и уровня жизни.

Е.И. Воеводина,преподаватель-консультант
Московского государственного университета
экономики, статистики и информатики, г. Москва

Источник: ФСБО № 12, 2007

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×