Развитие системы управления и учета имущества казны

220
Минфин России неоднократно обращал внимание субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на необходимость принятия на баланс имущества казны в полном объеме. Ведь в балансе исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации должно быть отражено все имущество субъектов РФ и муниципальных образований, переданное в оперативное управление бюджетным учреждениям, нефинансовые и финансовые активы, составляющие имущество казны. При этом само имущество казны отражается на балансе органа, уполномоченного собственником указанного имущества осуществлять управление имуществом казны. Предлагаем вниманию читателей опыт бюджетных учреждений Москвы и Томска в решении некоторых вопросов, связанных с организацией учета объектов имущества казны.

Проблемы учета имущества казны

Обязательность постановки на баланс имущества казны закреплена в Инструкции по бюджетному учету от 31.12.2008 № 148н*. Но далеко не все муниципальные органы руководствуются данным требованием. Наиболее часто у публичного собственника возникают вопросы о том, какой орган или организация должны быть балансодержателями имущества казны и кто должен уплачивать налог на данное имущество.

Налоговые службы уже длительное время требуют от муниципалитетов постановки имущества казны на балансовый учет. Они считают, что органы, которые вправе распоряжаться таким имуществом (как правило, комитеты по управлению имуществом) обязаны уплачивать налог на имущество с поставленного на балансовый учет имущества казны.

В ряде регионов требования о балансовом учете исходили и от органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Например, в 2007 г. администрация Приморского края разослала главам муниципальных образований письмо с требованиями:

– обеспечить в полном объеме отражение имущества муниципальной казны на балансе органа местного самоуправления, уполномоченного управлять муниципальным имуществом;

– произвести начисление и уплату налога на имущество организаций с имущества казны в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах.

Впрочем, далеко не все муниципалитеты легко соглашались на дополнительное налоговое бремя. Некоторые законодательно прописывали отказ от бюджетного учета. Например, Астраханская Городская Дума 17 мая 2007 г. приняла решение № 55, утверждающее порядок учета муниципального имущества. В нем сказано, что ²имущество, составляющее муниципальную казну, не является объектом бухгалтерского учета и отчетности органов местного самоуправления города Астрахани, органов управления и структурных подразделений администрации города Астрахани, муниципальных предприятий и учреждений и не подлежит отражению на их балансе в качестве основных или оборотных средств, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующими правовыми актами².

Администрация муниципального образования ²Ленинский район² дошла до Верховного суда с иском о признании недействующими положений Инструкции № 25н в части возложения обязанности на муниципальное образование по учету на балансе органов, осуществляющих управление муниципальным имуществом, имущества казны муниципального образования, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

По мнению заявителя, Инструкция № 25н была принята Министерством финансов РФ с нарушением компетенции. Реализация оспариваемых положений нарушала права муниципального образования, так как:

– обязанность балансового учета имущества казны приводила к образованию объекта налогообложения по налогу на имущество организаций;

– не позволяла органам местного самоуправления самостоятельно определять порядок учета имущества казны.

Заявление Администрации МО ²Ленинский район² оставлено Верховным судом без удовлетворения (Решение от 10.11.2008 по делу № ГКПИ08-1879). В такой ситуации не стоит ожидать, что Верховный суд поддержит оспаривание аналогичных положений новой инструкции по бюджетному учету.

Имущественные казначейства

В целях сохранения государственного (муниципального) имущества с 90-х годов прошлого века повсеместно начали появляться имущественные казначейства. Рассмотрим их работу на примере Москвы и Томска.

Опыт Московской имущественной казны

Тщательнее всех подготовилась к созданию имущественного казначейства столица. С 1 января 2009 г. в структуре правительства Москвы появилось государственное бюджетное учреждение (ГБУ) ²Московская имущественная казна². Основная цель создания нового учреждения – техническое обеспечение учета и содержания движимого и недвижимого имущества, составляющего имущественную казну города.

Прежде всего ГБУ "Московская имущественная казна" организовывает:

– проведение конкурсов и аукционов на эксплуатацию, содержание и капитальный ремонт объектов имущественной казны города, включая организацию процесса оформления договоров по имуществу города;

– техническое обеспечение, включение имущества в имущественную казну города, проведение технических работ по обследованию имущества и подготовку аналитической информации о его техническом состоянии.

Помимо этого, в функции нового органа входит решение следующих учетных задач:

– формирование пакета документов, необходимых для приемки имущества в казну города;

– техническое формирование документов, необходимых для государственной регистрации права собственности города на недвижимое имущество казны и сделок с ним;

– организация архива казны.

Оплата расходов, связанных с обеспечением деятельности нового учреждения, будет осуществляться за счет средств, предусмотренных Департаментом имущества Москвы.

К имущественной казне столицы относится движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности Москвы (как на территории города, так и за его пределами) и не закрепленное:

– за государственными унитарными предприятиями города;

– за казенными предприятиями;

– за государственными или автономными учреждениями столицы.

К имущественной казне не относятся средства бюджета, интеллектуальная собственность и потребляемые вещи, т. е. те учетные единицы, которые теряют свои натуральные свойства в процессе использования.

Для полноценной работы нового учреждения Мосгордума приняла несколько законов и подзаконных актов. По сути, они решают главную проблему, которую кратко сформулировал столичный мэр: ²У нас около миллиона единиц объектов имущественной казны, и как определить их рыночную стоимость, кто это будет делать?² Новыми нормативно-правовыми актами Москвы предусмотрены:

– необходимость выделения средств из бюджета на содержание, эксплуатацию, капремонт, страхование, оценку имущества казны;

– система балансового учета по видам имущества (жилые, нежилые помещения, земельные участки, объекты культурного наследия, особо охраняемые природные территории и др.);

– порядок управления казенным имуществом;

– порядок распределения имущества из казны и передачи в пользование, а также порядок выбытия из казны.

К сожалению, решить все проблемы на уровне субъекта (муниципалитета) невозможно. В некоторых случаях необходимы поправки в федеральное законодательство. Так, например, до сих пор не определен порядок передачи выморочного имущества в собственность муниципальных образований, а для Москвы и Санкт-Петербурга – в собственность городов.

Кроме Москвы, в настоящее время соответствующие законы о казне приняли и другие субъекты РФ. Это, в частности, Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Приморский край, а также Свердловская, Томская и Читинская области.

Содержание учреждения, специализированного на учете имущества казны связано с немалыми расходами. Например, для сотрудников ГБУ ²Московская имущественная казна² установлен лимит численности 94 человека с месячным фондом оплаты труда в размере 2 557 176,30 руб. Однако уже сейчас, в связи с реформой жилищно-коммунальной сферы, ожидается заметный эффект от этих вложений.

До 2009 г. имущественная казна столицы пополнялась преимущественно за счет двух источников:

– вновь выявленные и бесхозные объекты;

– имущество, которое город получил в результате разграничения прав собственности.

Правительство Москвы приняло решение реорганизовать ГУП ДЕЗ в акционерные общества. Реорганизованным учреждениям оставляют только то имущество, которое необходимо для обслуживания жилого фонда. То есть нежилые помещения, которые сейчас находятся на балансе ДЕЗ, должны пополнить имущественную казну.

Всего в результате реорганизации столичных ДЕЗ необходимо выявить, описать и поставить на учет более 6 миллионов квадратных метров нежилых помещений. С таким объемом работы может справиться лишь специализированное бюджетное учреждение, которое занимается исключительно вопросами казны.

В дальнейшем правительство Москвы планирует пополнять имущественную казну за счет:

– приобретения новых объектов недвижимости, необходимых для реализации социальных и инфраструктурных программ развития города;

– строительства новых нежилых помещений.

Именно имущественная казна защитит собственность города от возможных посягательств со стороны третьих лиц.

Опыт Томского городского имущественного казначейства

МУ ²Томское городское имущественное казначейство² создано задолго до столичного аналога – 16 апреля 1997 г.

В отличие от московских коллег томские казначеи работают в тесном сотрудничестве с другими структурами администрации. Так, например, постановкой бесхозных объектов на учет в федеральной регистрационной службе занимаются специалисты Департамента недвижимости Администрации города Томска. Кстати, только половина из обнаруженных бесхозных объектов регистрируется как муниципальная собственность и лишь чуть более одной трети передается в муниципальную казну.

Дело в том, что бесхозяйные объекты проходят довольно сложную процедуру включения в состав государственного (муниципального) имущества. Департамент недвижимости совместно с Департаментами жилищно-коммунального хозяйства, дорожного строительства и благоустройства выявляет бесхозяйные объекты, проводит их инвентаризацию и подготовку технической документации (технических паспортов и адресных справок). В числе таких объектов – водопроводные, канализационные, тепловые и электрические сети, участки автодорог, дамбы, лестницы.

Бесхозяйные объекты числятся на учете в Управлении федеральной регистрационной службы в течение года, затем на них передаются дела в суд для признания права муниципальной собственности. А чтобы поставить зарегистрированные объекты на учет в Томском городском имущественном казначействе, необходимо провести их оценку.

Кстати, вопрос о включении земельных участков в реестр муниципальной собственности решен в Томске только в конце января этого года.

Информационные системы

В решении вопросов, связанных с организацией учета объектов имущества казны, большое значение имеет внедрение информационных систем и учетных программ, которые должны соответствовать ряду требований. В идеале все три субъекта бюджетного процесса должны быть в едином информационном поле, в котором отображены:

– учет имущественных объектов, прав и обременений этих объектов и субъектов прав;

– учет договорных взаимоотношений между объектами и субъектами системы, в т. ч. оформление, расчет и контроль договоров аренды/субаренды;

– внесение и контроль платежей;

– подготовка и выдача аналитической информации по всем объектам собственности.

Важный момент в работе учреждений, занимающихся учетом имущества – автоматизация учета арендных взаимоотношений. Кроме аренды, автоматизированная система должна регистрировать и другие договоры:

– купли-продажи;

– безвозмездного пользования;

– о передаче в оперативное управление или хозяйственное ведение;

– оформления залога.

Все договорные отношения должны регистрироваться в виде технического процесса, чтобы можно было отследить текущее состояние и этапы жизненного цикла. Технологические этапы могут быть такими:

– регистрация заявки, формирование решения на эту заявку, оформление договора;

– расчет оплаты по договору по утвержденным методикам;

– начисления оплаты по договору;

– регистрация платежей;

– формирование документов (договор, акты передачи, соглашение о расторжении, акты сверки);

– регистрация предарбитражной работы.

Учет платежей может выглядеть так:

– система считывает файлы с платежными выписками, автоматически заносит информацию в систему;

– сотрудник разносит платежи по договорам аренды, используя ИНН плательщика и КБК договора;

– на невыясненные платежи оформляются мемориальные ордера;

В связи с особым интересом к учету и распоряжению земельными участками актуальны следующие возможности автоматизации:

– проведение аукционов по продаже права аренды земельного участка;

– оформление договоров купли-продажи земельных участков;

– сбор земельного налога;

– проведение комиссий по изменению вида разрешенного использования земельного участка;

– оформление землеустроительных дел;

– проведение конкурсов на подготовку документов по земельным участкам;

– ведение архива документации по земельным участкам.

Имущество казны на балансе бюджетных учреждений необходимо объединить для целей учета в единый комплекс. В этом случае в единое информационное пространство кроме трех основных субъектов бюджетного процесса должны быть включены и подотчетные учреждения. При невозможности работать на принципах удаленного доступа к единому для всех серверу с базой данной можно организовать обмен файлами.

Заключение

В аналитической записке, подготовленной Счетной палатой Российской Федерации (Бюллетень № 4(136) за 2009 год), указано, что в настоящее время существуют определенные проблемы, связанные с организацией учета объектов имущества казны.

Прежде всего, следует четко определить цели поступления в казну различных активов, а также цели их выбытия. Для этого органам исполнительной власти необходимо провести мониторинг потенциальных источников пополнения имущества казны.

Кроме того, отсутствует связанная, единая система показателей, характеризующих результативность деятельности органов исполнительной власти. В то же время существующие показатели не отражают текущее состояние активов казны.

Поэтому требуется планомерная работа по формированию четкой, комплексной и непротиворечивой системы целей и показателей, определяющих функционирование системы управления имуществом казны.

О.В. Королькова, доцент Института повышения квалификации работников образования

Источник: ФСБО № 7, 2009

 

* Подробнее о правовых основах учета имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности см. статью А.Ю. Давыдовой и Г.П. Поповой. Финансовый справочник бюджетной организации. 2009. № 3.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×