Трудовой договор с руководителем автономного учреждения

514
Прошло уже более двух лет с момента вступления в силу Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ). По мере реализации закона на местах возникает много вопросов, в т. ч. о правовом положении руководителя автономного учреждения.

В соответствии с положениями Закона № 174-ФЗ руководитель автономного учреждения играет роль координатора хозяйственной деятельности данной организации. То есть руководитель автономного учреждения осуществляет текущее руководство в организации, но не обладает никакими полномочиями по принятию важных решений, которые способны кардинально изменить структуру автономного учреждения, судьбу имущества и пр. Все “судьбоносные” для автономного учреждения решения он должен согласовывать с наблюдательным советом и учредителем.

Учитывая, что полномочия руководителя автономного учреждения четко не прописаны в законе, этому надо уделить особое внимание при разработке устава учреждения. В свою очередь претенденту на должность руководителя автономного учреждения следует внимательно ознакомиться с его правами и обязанностями, которые предусматриваются трудовым договором.

Трудовой договор

Напомним, что в соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу в соответствии с обусловленной трудовой функцией, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Обязательные условия

При подготовке трудового договора с руководителем автономного учреждения следует обязательно включить в него следующие сведения:

– фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор;

– сведения о документах, удостоверяющих личность работника;

– идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

– сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

– место и дата заключения трудового договора;

– место работы;

– трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы);

– дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора;

– условия оплаты труда (в т. ч. размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

– режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

– компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

– условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

– условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами;

– другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Порядок заключения с руководителем автономного учреждения срочного трудового договора, условия оплаты его труда должны быть установлены соответствующими распорядительными документами Учредителя автономного учреждения.

Дополнительные условия

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

– об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

– об испытательном сроке;

В соответствии со ст. 70 ТК РФ испытательный срок для руководителей и их заместителей не может превышать шести месяцев).

– о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

– об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;

– о видах и условиях дополнительного страхования работника;

– об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи (например, предоставление руководителю и членам его семьи служебного жилья на весь срок работы, если приглашение его на работу связано с переездом из другой местности);

– об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Стороны соглашения

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Работодатель

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 “Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения” учредитель заключает и прекращает трудовой договор с руководителем автономного учреждения.

Таким образом, именно учредитель в лице руководителя органа исполнительной власти или органа местного самоуправления выступает работодателем по данному соглашению.

Работник

Работником выступает руководитель автономного учреждения. При этом название должности руководителя автономного учреждения устанавливается в соответствии с правилами специальных законов и подзаконных правовых актов, действующих в сферах, перечисленных в ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ. При этом независимо от названия конкретной должности руководитель автономного учреждения является единоличным исполнительным органом, осуществляющим текущее руководство деятельностью учреждения и действующим на основе принципа единоначалия.

Например, в соответствии со ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1“Об образовании” непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Права и обязанности руководителя автономного учреждения

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 174-ФЗ руководитель автономного учреждения без доверенности действует от имени автономного учреждения, в т. ч. представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание автономного учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность и регламентирующие деятельность автономного учреждения внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

Компетенцию руководителя автономного учреждения, как, впрочем, и руководителя любой другой организации, составляют его права и обязанности, которые условно можно разделить на две группы:

– представительство интересов учреждения;

– руководство и управление учреждением.

Представительство интересов учреждения в различных инстанциях

К этой группе правомочий руководителя автономного учреждения относятся те права и обязанности, при помощи которых реализуется гражданская правоспособность учреждения как юридического лица. Это полномочия, направленные на внешнее взаимодействие, как, например, представительство интересов автономного учреждения в различных инстанциях, совершение от его имени сделок, в т. ч. заключение договоров и выдача доверенностей, осуществление иных правомочий, связанных с приобретением и осуществлением таким учреждением имущественных и личных неимущественных прав, несением им гражданско-правовых обязанностей.

При реализации данной группы правомочий единоличного исполнительного органа автономного учреждения важно иметь в виду положения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) от 14.05.1998 № 9 “О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок”. Данное постановление указывает, что из содержания ст. 174 ГК РФ следует, что если полномочия органа юридического лица на совершение сделки ограничены учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе, и при ее совершении указанный орган вышел за пределы этих ограничений, то такая сделка может быть признана судом недействительной. Основание для признания сделки недействительной – иск лица, в интересах которого установлены ограничения. Подобная ситуация возможна в случае, когда в судебном порядке будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.

В связи с этим ст. 174 ГК РФ не применяется в случаях, когда орган юридического лица действовал с превышением полномочий, установленных законом. В указанных случаях надлежит руководствоваться ст. 168 ГК РФ. В свою очередь, ст. 174 ГК РФ может применяться в тех случаях, когда полномочия органа юридического лица определенно ограничены его учредительными документами. Наличие указанных ограничений, установленных в других документах, не являющихся учредительными, не может являться основанием для применения данной статьи.

На практике:

Руководитель АУ “Социальный центр” заключил договор с клининговой компанией “Чистота” на сумму 3 млн руб.

Однако согласно уставу руководитель имеет право заключать договоры от имени автономного учреждения только до 1 млн руб. В случае превышения указанной суммы руководитель обязан согласовать свои действия по заключению договора с учредителем.

Учредитель автономного учреждения “Социальный центр”, руководствуясь уставом данного автономного учреждения, обратился в суд на действия руководителя автономного учреждения в суде с целью признать недействительной сделку с клиринговой компанией “Чистота”.

Руководствуясь ст. 174 ГК РФ, суд может признать сделку руководителя автономного учреждения с компанией “Чистота” недействительной только в том случае, если будет доказано, что представитель компании “Чистота” знал, что руководитель вышел за пределы полномочий, установленных уставом.

Однако Пленум ВАС РФ считает, что в этом случае будет применено исключение, согласно ст. 168 ГК РФ, в соответствии с которой непорядочность компании “Чистота” доказывать не нужно.

В любом случае руководителям автономного учреждения, представляя интересы учреждения, следует быть внимательными. Это поможет избежать многих неприятностей и недоразумений.

Руководство и управление учреждением

Большую группу правомочий руководителя автономного учреждения составляют его права и обязанности в сфере организации работы учреждения, руководства и управления его текущей деятельностью. Это так называемые внутренние, управленческие правомочия: утверждение штатного расписания, заключение, изменение и прекращение трудовых договоров с работниками, применение мер поощрения и дисциплинарных взысканий, реализация иных прав и обязанностей в сфере трудовых отношений, руководство хозяйственной деятельностью учреждения, организация выполнения решений собственника его имущества и др.

Действия по реализации собственно управленческой компетенции руководителя облекаются в форму издаваемых им локальных актов – нормативных и индивидуальных.

Под локальным нормативным актом в данном случае следует понимать один из видов внутренних документов, акт управления, имеющий обязательную силу в пределах соответствующего автономного учреждения, при помощи которого в пределах компетенции руководителя регулируются соответствующие отношения путем установления, изменения или отмены долгосрочных правил поведения, рассчитанных на неоднократное применение. В случаях, предусмотренных законодательством (см., например, ч. 2 и 3 ст. 8 ТК РФ), принятию локального нормативного акта должны предшествовать процедуры учета мнения представительного органа работников либо согласования проекта такого акта с указанным органом.

Локальные нормативные акты принимаются главным образом в целях конкретизации правил, установленных правовыми актами вышестоящих уровней, применительно к условиям соответствующей организации. Примерами локальных нормативных актов могут служить, в частности, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании, о персонале, о комиссии по трудовым спорам, должностные инструкции и т. п.

От локальных нормативных актов следует отличать локальные индивидуальные (ненормативные) акты.

Локальные индивидуальные акты не устанавливают долгосрочных правил поведения участников регулируемых ими отношений, а направлены на реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица, т. е. являются актами применения права. Индивидуальные локальные акты вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. Индивидуальными локальными актами являются, например, приказы о назначении лица на должность, предоставлении ему отпуска, переводе, увольнении и т. п.

У руководителя автономного учреждения есть и ряд полномочий, которые напрямую не следуют из текста ст. 13 Закона № 174-ФЗ. Например, руководитель автономного учреждения делает предложения по рассмотрению в наблюдательном совете автономного учреждения следующих вопросов:

– о внесении изменений в устав автономного учреждения;

– о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и закрытии его представительств;

– о реорганизации или ликвидации автономного учреждения;

– об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

– об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

– проекты отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

– о совершении крупных сделок;

– о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

– о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета.

Указанные выше действия являются скорее не полномочием, а правом руководителя учреждения.

Совместительство

Неоднозначным представляется вопрос о возможности работы руководителя автономного учреждения по совместительству.

В соответствии со ст. 276 ТК РФ руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации.

Прямой запрет на работу руководителя по совместительству у другого работодателя установлен федеральным законодательством только в отношении автономных государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Однако и в других случаях учредитель автономного учреждения имеет право включить в текст трудового договора с руководителем автономного учреждения требование о запрете его работы у другого работодателя по совместительству.

Права и обязанности работодателя

Общий перечень полномочий учредителя автономного учреждения содержит постановление Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 “Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения”. В рамках данной статьи для нас наиболее существенными являются полномочия учредителя в области трудовых отношений.

Выступая в качестве работодателя, учредитель автономного учреждения вправе в первую очередь требовать от руководителя автономного учреждения надлежащего исполнения последним своих трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу автономного учреждения. Соответственно, по результатам работы работодатель может применить меры поощрения или принуждения, т. е. в установленном порядке привлечь руководителя к дисциплинарной ответственности.

Основной обязанностью учредителя автономного учреждения является формирование задания автономному учреждению и выделение соответствующего финансового обеспечения. Порядок формирования задания автономным учреждениям на федеральном уровне установлен постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 “Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания“.

Очевидно, что учредитель со своей стороны должен создать все условия для осуществления руководителем своих полномочий.

Оплата труда и социальные гарантии

Оплата труда руководителя учреждения, а также выплаты по гарантиям и компенсациям производятся за счет собственных средств автономного учреждения. При этом законом не предусмотрены какие-либо ограничения размера заработной платы руководителей автономного учреждения и его заместителей. В соответствии с положениями ТК РФ заработная плата руководителя складывается из должностного оклада, надбавок и стимулирующих выплат, причем последние могут носить характер постоянных (ежемесячных) выплат и единовременных премий. Конкретный размер оклада, надбавок и доплат устанавливается приказом учредителя в зависимости от результатов работы автономного учреждения и в пределах средств, предусмотренных в учреждении на оплату труда.

В целях упорядочения расчетов по заработной плате с руководителем автономного учреждения учредителю целесообразно разработать и утвердить нормативные акты, регулирующих сроки и порядок выплаты заработной платы, а также предоставление социальных гарантий и льгот. При этом за основу можно взять следующие документы:

– постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки“;

– приказ Минздрава России от 15.10.1999 № 377 “Об утверждении Положе­ния об оплате труда работников здравоохранения” и другие нормативные акты, устанавливающие порядок оплаты труда работников в различных сферах деятельности.

Рабочее время и время отдыха

Как правило, для руководителя любого учреждения устанавливается ненормированный рабочий день, о чем обязательно необходимо сделать соответствующую отметку в трудовом договоре.

Однако, если исходя из условий труда может быть определен нормированный рабочий день, необходимо указать его продолжительность. При этом нормальная продолжительность рабочего времени должна составлять 40 ч. в неделю.

В отношении времени отдыха руководителю автономного учреждения устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Наиболее распространенная продолжительность такого отпуска составляет 28 календарных дней, однако в зависимости от сферы регулирования может составлять 56 календарных дней (для образовательных учреждений) и более.

Кроме того, руководителю автономного учреждения может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день, продолжительность которого может составлять от трех до 12 календарных дней.

Ответственность руководителя

Формулировка в трудовом договоре о том, что руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный автономному учреждению, будет правомерна только в тех случаях, когда это предусмотрено трудовым законодательством.

Так, ст. 243 ТК РФ устанавливает полную материальную ответственность работника в следующих случаях:

– ущерба, причиненного работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

– недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

– умышленного причинения ущерба;

– причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

– причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

– разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

– причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

При этом следует также учитывать положения постановления Минтруда России от 31.12.2002 № 85 “Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности”, которое также устанавливает соответствующие ограничения.

Во всех остальных случаях для работника может быть предусмотрена только ограниченная материальная ответственность, т. е. в пределах своего среднего месячного заработка в соответствии с положениями ст. 241 ТК РФ.

Изменение и прекращение трудового договора

Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон. Такое соглашение оформляется в письменной форме в виде дополнительного соглашения, являющегося неотъемлемой частью трудового договора.

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде, в т. ч. в соответствии с п. 3 ст. 278 ТК РФ по следующим дополнительным основаниям:

– невыполнение установленных уставом автономного учреждения целей и видов деятельности, для которых оно создано;

– совершение сделок с имуществом, находящимся в оперативном управлении автономного учреждения, с нарушением требований законодательства;

– невыполнение решений наблюдательного совета автономного учреждения, обязательных для руководителя автономного учреждения;

– наличие по вине руководителя в автономном учреждении более чем трехмесячной задолженности по заработной плате;

– необеспечение использования имущества автономного учреждения по целевому назначению в соответствии с видами деятельности автономного учреждения, установленными уставом автономного учреждения;

– разглашение руководителем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших ему известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей;

– непредставление отчетности о работе автономного учреждения в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

– неисполнение приказов, распоряжений и указаний органов исполнительной власти в части своей компетенции.

Е.А. Пластинина,эксперт-консультант УМЦ по государственным закупкам
Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,
г. Ярославль

Источник: ФСБО № 1, 2009

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×