Манипуляция на чувстве вины

993
Считается, что главными манипуляторами в организации являются ее руководители, а манипулирование подчиненными распространено практически везде. Обычно руководителю выгодно, когда подчиненные перед ним в чем-нибудь "виноваты".

Варианты манипуляции

Обычно руководителю выгодно, когда подчиненные перед ним в чем-нибудь "виноваты". Это дает множество вариантов манипуляции. Например, можно увеличить нагрузку на сотрудников, заставить их выходить на работу в выходные дни и задерживаться по вечерам, делать ту работу, которую они по своим должностным обязанностям не обязаны выполнять – заменять ушедшего в отпуск секретаря и т. д.

В небольшой организации подобная практика может быть естественной, но необходимо помнить, что она должна быть согласована с обеими сторонами – как с работодателем, так и с работником. Сверхурочная работа должна оплачиваться согласно установленным нормативам, и по мере возможности ее следует избегать, т. к. у сотрудников есть свои семьи, дети, и перекос в сторону работы может вызвать проблемы в семейной жизни, наладить которую намного сложнее, чем сменить работу.

Прежде всего, не стоит вызывать у людей чувство вины. Руководитель, который заботится о своих подчиненных не на словах, а на деле, будет создавать себе имидж не на манипуляции, а на построении устойчивых долгосрочных отношений с сотрудниками.

Работа над собой

Что делать сотруднику, если руководитель или главный бухгалтер вызывают его "на ковер", чтобы в излишне эмоциональной форме сделать выговор за допущенные ошибки? Ошибки необходимо признать и спокойно предложить пути выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, нужно обозначить, какие негативные последствия произошли из-за допущенных ошибок, сколько было потеряно денег и времени, а во-вторых – сколько сил, денег и времени потребуется на исправление ошибок.

Чувство вины обычно не несет человеку ничего позитивного. Если вина остается с кем-то надолго, то эта негативная эмоция может через некоторое время привести к возникновению так называемых психосоматических заболеваний, которые почти неотличимы от обычных болезней. Например, на почве постоянного стресса и чувства вины могут развиться гипертония, заболевания сердечно-сосудистой системы или опорно-двигательного аппарата. Чтобы этого не произошло, соблюдайте 10 простых правил, которые, как антивирус на компьютере, могут помочь вам избавиться от негативных "мыслевирусов":

1. Разделите работу и дом. Старайтесь организовывать свою работу так, чтобы вечером оставлять на своем рабочем месте все мысли о работе и переключаться на мысли о доме и отдыхе. Тот, кто думает на отдыхе о работе, – и не работает, и не отдыхает.

2. Если допустили ошибку, классифицируйте ее по предложенной шкале – мелкая, средняя, крупная. Подумайте, каковы на самом деле ее последствия и затраты на исправление. Примерно 80% ошибок относятся, по статистике, к мелочам, и по их поводу вообще не стоит беспокоиться. Часто помогает оценка ошибки в денежном или временном эквиваленте. Если же вы заметили в себе вредную привычку переживать по пустякам – самое время начать с ней бороться, т. е. ставить ограничитель на беспокойство и спрашивать себя: "Что для меня важнее – хорошее здоровье или в сотый раз отругать себя?"

3. Замечайте, когда ваши мысли зацикливаются, как заезженная пластинка, возвращаясь снова и снова, например, к неприятному разговору с начальником или эпизоду, когда кто-то из сотрудников пытался, манипулируя на чувстве вины, свалить на вас свою работу. Помните: хождение по кругу не приносит ничего нового! Необходимо выходить из замкнутого круга с помощью методик стресс-менеджмента – сходите в тренажерный зал, подышите свежим воздухом, просто отоспитесь – и вы почувствуете себя гораздо лучше. Возможно, найдете нужные слова, которые в следующий раз помогут лучше справиться с подобной ситуацией.

4. Если вы боитесь совершить ошибку, помните: чем больше вы боитесь, тем больше вероятность того, что это случится. Пользуйтесь специальными бухгалтерскими программами (некоторые бухгалтеры "по старинке" предпочитают составлять балансы вручную), предусмотрите процедуру проверки данных (лучше проверять на свежую голову, т. е. через некоторое время). Также можно попросить кого-нибудь проверить данные (так называемая "проверка в две руки").

5. Подумайте, что позитивного в чувстве вины? Дейл Карнеги написал: "Не надо пилить опилки". Обычно вина для человека означает желание в следующий раз поступить правильно и хорошо. Вот на этом и сконцентрируйтесь! Выясните, что можно сделать, как поднять качество вашей работы. Если надо – сходите на специальные семинары или подпишитесь на профильный журнал по бухгалтерскому учету.

6. Если в голову приходят навязчивые мысли (особенно часто это случается после крупной ошибки), записывайте их на бумагу. Каждую мысль переформулируйте в позитивную и делайте из нее аффирмацию – утверждение, которое помогает работать и жить лучше и эффективнее. Например: "Как я могла так глупо поступить!" после изменения получится: "По мере работы я становлюсь все умнее и опытнее". Каждый раз когда негативная мысль будет "стучаться" к вам, заменяйте ее на позитивную. Постепенно это войдет в привычку, и чувство вины покинет вас навсегда.

7. А хорошо ли это – жить без чувства вины? Да! Хороший человек – это не тот, который не совершает плохие поступки, а тот, который совершает хорошие. Чувство вины не помогает никому – ни вам, ни тем людям, которые, возможно, пострадали из-за вашей ошибки. Виталий Калоев, потерявший семью из-за ошибки авиадиспетчера, убил того, кто был виноват в этой катастрофе, однако это только увеличило количество несчастных людей, ведь у авиадиспетчера были жена и дети. Если вы совершили ошибку, принесите извинения тем людям, которые от нее пострадали, и им станет немного легче. Попробуйте сделать для них хоть что-нибудь полезное, что могло бы реально им помочь.

8. Развивайте любовь к себе. Это не имеет ничего общего с гордыней или тщеславием. Человек, который действительно любит себя и принимает себя таким, какой он есть, обычно не тратит силы на разрушительные эмоции. Не бывает идеальных людей, поэтому не требуйте от себя слишком многого. Предположим, что в порыве гнева вы накричали на кого-то. Бесполезно мучаться чувством вины по поводу случившегося, чтобы через некоторое время опять сорваться. Лучше подумайте о причинах. Какие позитивные намерения были у вас в тот момент? Например, объяснить человеку, что он был не прав. Какие позитивные намерения были у этого человека? Допустим, защитить себя от критики. Как можно было бы совместить эти намерения, учитывая общую цель (если вы работаете вместе)? Не пытайтесь доказать себе, что вы в следующий раз сможете сдержаться. Просто примите себя таким, какой вы есть, и полюбите. Тогда в будущем, возможно, вам удастся в подобной ситуации объяснить, чего вы хотите, без крика. Помните: каждый раз человек выбирает лучшее действие из тех, которые видит. Просто расширьте ассортимент доступных вам действий – например, дружеская беседа, дискуссия, полемика и т. д.

9. Не позволяйте другим людям манипулировать вами. Чувство вины – это удобный крючок, на который ловятся многие люди. Всякий раз, когда кто-то пытается внушить вам чувство вины, трезво анализируйте, что на самом деле произошло. Была ли в этом доля вашей ответственности или так сложились обстоятельства, не зависящие от вас? Насколько серьезны последствия, где здесь ваши интересы, где интересы собеседника? Идя на уступки под влиянием сиюминутных порывов, многие люди впоследствии осознают, что поступили неправильно по отношению к себе и своим близким. Например, бухгалтер не смог потребовать от сотрудника своевременного предоставления необходимых документов, и сам взялся за их составление. Плохо это или хорошо? Плохо – он не научил человека, и в следующий раз велика вероятность повторения ситуации. Бухгалтер потратил зря свое личное время, которое мог уделить отдыху и семье.

10. Постоянно совершенствуйтесь. Вина в чем-то близка к понятию "совесть" – она заставляет нас задумываться над тем, что хорошо, а что плохо. Избавляйтесь от чувства вины, если события остались в прошлом – ведь нельзя изменить даже то, что произошло всего секунду назад. Делайте выводы на будущее, принимайте меры по решению возникших проблем – и смело идите вперед!

Если вы примените советы, которые даются в статье, на практике, то получите максимальную пользу от прочитанного. Очень часто, читая что-нибудь, мы думаем: "Обязательно сделаю так в следующий раз!". К сожалению, в следующий раз мы обычно поступаем так, как привыкли. Однако можно выработать новую привычку вместо старой. Для этого нужно записать тот навык, который вы хотите совершенствовать, на бумагу и периодически мысленно к нему возвращаться (хотя бы один раз в день на протяжении трех недель). Освободите свою энергию, которая порой уходит на бесплодное чувство вины!

И.Н. Иголкина,психолог, бизнес-тренер, г. Москва

Источник: ФСБО № 4, 2009

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль