Совершенствование нормативно-правовой базы ГАБС

5074
В соответствии с Положением об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н, Минфином России проводится годовой и ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента по следующим направлениям...

В соответствии с Положением об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 13.04.2009 № 34н, Минфином России проводится годовой и ежеквартальный мониторинг качества финансового менеджмента по следующим направлениям:

• среднесрочное финансовое планирование;
• исполнение федерального бюджета по расходам;
• исполнение федерального бюджета по доходам;
• учет и отчетность;
• контроль и аудит;
• исполнение судебных актов;
• кадровый потенциал финансового (финансово-экономического) подразделения;
• управление активами.

По результатам проведения годового мониторинга за 2008 г. средняя итоговая оценка по главным администраторам средств федерального бюджета составила лишь 37 баллов по 100-балльной шкале, что в целом объясняется следующими причинами:

• низким качеством организации бюджетного процесса в системе главного администратора средств федерального бюджета в связи с недостаточным правовым регулированием процедур бюджетного процесса;
• недостаточным (неполным) использованием инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, таких как реестры расходных обязательств и обоснования бюджетных ассигнований;
• отсутствием эффективной системы внутреннего контроля.

Ключевую роль в системе внутреннего контроля играют подразделения внутреннего финансового аудита, независимые от других структурных подразделений главного администратора бюджетных средств.

Отправной точкой отсчета в развитии внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах исполнительной власти стран Европейского союза (ЕС) и США следует считать 1950 г. Именно тогда в США был принят Закон о процедурах в сферах бюджета и бухгалтерского учета (Budget and Accounting Procedures Act) и Закон о системах учета и аудита (Accounting and Auditing Act).

Лучшая международная практика в области организациивнутреннего контроля и аудита, имеющая более чем полувековую историю, показывает, что наряду с финансовым и юридическим аудитом не менее значимую роль играет операционный аудит, или аудит эффективности (результативности). При этом под финансовым аудитом здесь понимается проведение процедур по выверке достоверности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, целевого и правомерного использования бюджетных средств, оцениванию качества иных аспектов бюджетной дисциплины, таких как своевременность доведения бюджетных данных до получателей бюджетных средств (далее – ПБС), уровни кредиторской и дебиторской задолженности на конец отчетного года.

Под юридическим аудитом понимается проведение мероприятий по установлению законности операций, проводимых персоналом организации. В свою очередь, аудит эффективности (результативности) предполагает проведение оценки деятельности организации путем анализа соотношения ее издержек и полученных результатов.

Вместе с тем, в рамках концепции бюджетирования, ориентированного на результат, процедуры планирования и исполнения бюджета, осуществляемые главным администратором бюджетных средств, неразрывно взаимосвязаны с планируемыми и полученными результатами деятельности соответствующего органа государственной власти. Поэтому к полномочиям подразделения внутреннего финансового аудита можно отнести:

• анализ состояния бюджетной дисциплины в подведомственной сети главного администратора бюджетных средств, включая центральный аппарат;
• оценивание (аудит) эффективности (результативности) управления бюджетными средствами.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 270.1 БК РФ органам государственной власти фактически рекомендуется создавать подразделения внутреннего финансового контроля (аудита). Но на практике значительное количество органов власти пока не имеют указанных подразделений, что связано с недооценкой роли таких подразделений, а также отсутствием методологической базы, необходимой для реализации полномочий указанных подразделений. Вместе с тем эффективное функционирование подразделений внутреннего финансового аудита имеет определяющее значение в повышении качества финансового менеджмента в государственном секторе.

Целями настоящего раздела являются:

• рекомендации по совершенствованию правовой базы главного администратора бюджетных средств;
• описание внутриведомственных процедур ведения и составления реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
• общее описание процедур анализа (мониторинга), осуществляемых подразделением внутреннего финансового аудита.

Процедуры планирования и исполнения бюджета в подведомственной сети главного администратора бюджетных средств должны проводиться в соответствии с требованиями, установленными:

• Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 № 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации" (далее – Постановление Правительства РФ от 16.07.2005 № 440);
• Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010 "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период" (далее – Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010);
• приказом Минфина России от 17.04.2008 № 47н "Об утверждении порядка планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" (далее – приказ Минфина России от 17.04.2008 № 47н);
• приказом Минфина России от 17.12.2008 № 143н "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета)" (далее – приказ Минфина России от 17.12.2008 № 143н);
• приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" (далее – приказ Минфина России от 20.11.2007 № 112н);
• Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее – Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 995);
• нормативными правовыми актами главного администратора бюджетных средств, реализующими вышеуказанные акты.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×