Условия размещения заказов автономным учреждением на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд автономного учреждения

6966
Условия размещения заказов для нужд автономного учреждения – один из проблемных вопросов, от того или иного решения которого зависит эффективность работы учреждения. Позиция законодателя по этому вопросу изменчива: по принятии Федерального закона "Об автономных учреждениях" в БК РФ были внесены изменения, устанавливающие самостоятельность автономных учреждений и сохраняющие обязанность размещения заказов на конкурсных или аукционных торгах только для бюджетных учреждений (статьи 70 и 71 БК РФ в редакциях до 26.04.2007). Это позволяло утверждать, что у автономного учреждения отсутствует установленная законом обязанность размещать заказы путем проведения конкурсных и аукционных торгов.

Условия размещения заказов для нужд автономного учреждения – один из проблемных вопросов, от того или иного решения которого зависит эффективность работы учреждения.

Позиция законодателя по этому вопросу изменчива: по принятии Федерального закона "Об автономных учреждениях" в БК РФ были внесены изменения, устанавливающие самостоятельность автономных учреждений и сохраняющие обязанность размещения заказов на конкурсных или аукционных торгах только для бюджетных учреждений (статьи 70 и 71 БК РФ в редакциях до 26.04.2007). Это позволяло утверждать, что у автономного учреждения отсутствует установленная законом обязанность размещать заказы путем проведения конкурсных и аукционных торгов.

Однако 26 апреля 2007 года БК РФ был принят в новой редакции, из Кодекса исключены всякие упоминания об обязательном проведении торгов на размещение заказов бюджетными учреждениями, а статья 71, устанавливающая такую обязательность, признана утратившей силу с 1 января 2008 года. При этом в статью 72 БК РФ включена отсылочная норма о том, что размещение заказов производится в соответствии с законодательством РФ. Эта позиция законодателя заставляет обратиться за решением вопроса об обязательности проведения торгов при закупке товаров, работ, услуг любыми учреждениями только к действующему Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

В пункте 1 статьи 4 "Государственные заказчики и муниципальные заказчики" указанного Федерального закона установлено: "Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также – заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств". Таким образом, государственными и муниципальными заказчиками могут выступать помимо органов государственной власти и органов местного самоуправления "уполномоченные … получатели бюджетных средств".

Однако в соответствии с БК РФ в редакции Федерального закона от 27.04.2007 № 63-ФЗ (статья 6 "Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе") установлено, что "получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета". То есть автономное учреждение не включено в определение и де-юре не является получателем бюджетных средств, следовательно, на него не распространяется действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, если оно приобретает товары или услуги для собственных нужд.

Безусловно, проведение закупок без процедуры торгов (конкурса, аукциона, котировки цен) не избавляет автономное учреждение от необходимости обоснования "незавышенности" цены на соответствующие товары (услуги), что требуется от любой, даже коммерческой организации. Для этого, как правило, используются данные котировок и тендеров.

Следует отметить, что и для бюджетных учреждений проведение любых закупок только в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ тоже не является абсолютно очевидным.

Анализ разных прежних редакций БК РФ (статьи 70–73) показывает наличие двух различных по правовому регулированию форм расходования средств бюджетов для государственных (муниципальных) закупок: в форме проведения торгов (конкурсных или аукционных) и в форме заключения контрактов без проведения торгов. При этом существуют разные формы финансирования: адресное
финансирование расходов из программной части бюджетов и финансирование учреждений, осуществляемое путем разассигнования средств по подведомственным получателям с адресованием их на обеспечение выполнения задания конкретным учреждениям. Эти формы бюджетного финансирования отличаются по режиму использования бюджетных средств, а также по правовому статусу
участников.

Пленум ВАС РФ обратил на это внимание судов в постановлении от 22.06.2006 № 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и рекомендовал судам при рассмотрении споров исходить из следующего:

• учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования, поэтому оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
• при реализации указанных полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах;
• от договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
• в силу положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в т. ч. его статьей 4 и 9, для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления;
• в силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций. Поэтому если учреждение уполномочено органом государственной власти или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×