Сдача в аренду госсобственности

1502
Боголюбова Д. А.
эксперт по бюджетному учету
Здания, находящиеся в оперативном управлении, сдаются в аренду. Причем договор аренды заключен в трехстороннем порядке: комитет по управлению имуществом, балансодержатель — бюджетное учреждение и арендатор. Учреждение не получает доходов от сдачи помещений в аренду, так как арендатор напрямую перечисляет арендную плату в доход бюджета. Кто в этом случае должен уплачивать налог на прибыль? Об этом, а также об отражении данной ситуации в учете и поговорим.
Учет доходов от аренды

Действительно, договор аренды государственного или муниципального имущества, или имущества казны, как правило, заключается с участием трех сторон:

— арендодателя. Им может выступать орган государственной власти (орган местного самоуправления), который и является собственником имущества, либо специализированное учреждение (например, комитеты или департаменты по управлению имуществом) без непосредственного участия органов власти или местного самоуправления;
— балансодержателя — учреждения, которому имущество передано на праве оперативного управления или пользования;
— арендатора.

При этом в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса РФ доходы от аренды зачисляют на счета органов Федерального казначейства. Такие поступления подлежат перечислению контрагентами федеральных бюджетных учреждений на счет № 40101 для последующего распределения и перечисления в установленном порядке в доход соответствующего бюджета.
 

Уплата налога на прибыль

Арендная плата от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитывается в составе доходов бюджетов после уплаты соответствующих налогов и сборов (ст. 41, 42 Бюджетного кодекса РФ).

Кроме того, специалистами Минфина России разъяснено, что такие доходы бюджетного учреждения относятся к коммерческой деятельности, а значит, облагаются налогом на прибыль на общих основаниях (см. письма от 19 ноября 2008 г. № 03-03-05/151, от 14 ноября 2008 г. № 02-03-0/3467, от 29 апреля 2008 г. № 01-СШ/30).

Как сказано в статье 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять и уплачивать налоги. А значит, обязанность налогоплательщика — бюджетного учреждения по уплате налога на прибыль должна быть исполнена непосредственно им.

При этом денежное обязательство может быть осуществлено только в порядке, установленном для исполнения бюджетного обязательства получателя средств бюджета. Оплата денежных обязательств получателем бюджетных средств производится в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ст. 219, 161 Бюджетного кодекса РФ).

Расходы на уплату налогов и сборов в бюджетную систему РФ, включаемые в состав расходов, относятся на подстатью 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления. Об этом сказано в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н).

Таким образом, для уплаты налога на прибыль бюджетному учреждению должны быть доведены лимиты бюджетных обязательств по коду 290 «Прочие расходы». 
 

Налог на добавленную стоимость должен заплатить арендатор

В случае, когда услуга по предоставлению в аренду указанного имущества оказана органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, специализированным учреждением, налоговым агентом признается арендатор указанного имущества.

 


Отражаем ситуацию в учете
Порядок отражения в бюджетном учете операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду разъяснен в письме Минфина России от 19 февраля 2009 г. № 02-06-07/836.

Бухгалтерские записи выглядят так:

 

 



 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена арендная плата
1 205 02 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Отражено исполнение арендатором обязательства по оплате в доход федерального бюджета суммы арендной платы
1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
1 205 02 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
Отражены лимиты бюджетных обязательств по дополнительному финансированию на уплату налога на прибыль доведенные до получателя
1 501 15 290
«Полученые лимиты бюджетных обязательств»
1 501 13 290
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
Приняты суммы бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль
1 501 13 290
«Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»
1 502 11 290
«Принятые бюджетные обязательства текущего года»
Начислено налоговое обязательство
1 401 01 290
«Прочие расходы»
1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
Уплачен налог на прибыль с лицевого счета учреждения, открытого в территориальном органе федерального казначейства
1 303 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим расходам»

 

 



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль