Бюджетная сеть: курс на оптимизацию

4910
Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 11 за 2009 г. В настоящее время общее количество государственных и муниципальных бюджетных учреждений составляет более 300 тыс. Оптимизация бюджетной сети – мера необходимая и неотвратимая. Ее цель – повышение качества предоставления государственных услуг, эффективности и рациональности использования бюджетных средств. О том, каким учреждениям в первую очередь следует готовиться к реорганизации, какие меры по оптимизации бюджетной сети являются сегодня наиболее актуальными, вы узнаете из данной статьи.

 Почему необходимо реформировать бюджетную сеть?

Существующая в настоящее время система бюджетных учреждений сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от принципов оптимальности и достаточности для предоставления услуг. Кроме того, подавляющее большинство бюджетных учреждений характеризуются высокой степенью закрытости управления – как от рядовых сотрудников, так и от потребителей услуг, а результаты их деятельности слабо оцениваются как уполномоченными органами, так и гражданским обществом.

Сегодня сложилась ситуация, когда поддержание и тем более увеличение объемов бюджетного финансирования избыточной и неэффективной сети бюджетных учреждений нецелесообразны без осуществления мер по реформированию и реструктуризации их деятельности.

В 2008–2009 гг. в ряде правительственных документов, а также в Бюджетном послании Президента РФ необходимость повышения результативности деятельности бюджетных учреждений с целью увеличения объемов и качества оказания государственных услуг была обозначена как одна из приоритетных целей бюджетной политики. Таким образом, задачами предстоящего реформирования сети бюджетных учреждений являются:

- повышение эффективности исполнения публичных обязательств государства;

- оптимизация расходов федерального бюджета;

- создание условий для сохранения и развития кадрового и материального потенциала бюджетных учреждений в наиболее гибких и адаптивных организационных формах;

- повышение качества финансового менеджмента в бюджетной сфере, в том числе улучшение системы мониторинга и контроля за результатами деятельности бюджетных учреждений со стороны федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся.

Конечной целью реформирования бюджетной сети является повышение качества предоставления государственных услуг и эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета. Результатом оптимизации бюджетной сети должно стать повышение эффективности ее работы за счет внедрения конкурентных принципов и экономии бюджетных средств, возникающей вследствие устранения дублирующих функций и прекращения предоставления аналогичных видов услуг различными учреждениями.

Повышение качества и эффективности работы бюджетной сети на основе ее реструктуризации в условиях ужесточения бюджетных ограничений предполагает работу по определению перечней бюджетных учреждений:

– которым целесообразно сохранить их нынешний статус и подчинение;

– для которых изменение типа обусловлено социально-экономическими основаниями.

Организационно-правовая форма бюджетных учреждений должна быть сохранена в тех случаях, когда их деятельность ориентирована исключительно на исполнение публичных государственных (законодательно установленных) обязательств, а платные услуги ими не оказываются. В этих случаях должен быть установлен запрет на распоряжение внебюджетными доходами, а при их наличии вся сумма должна направляться в федеральный бюджет.

Вместе с тем необходимо уделить внимание устранению дублирования функций федеральных бюджетных учреждений, выявлению учреждений со сходным профилем деятельности, но разной административной подчиненностью, включенных в реестры бюджетополучателей различных главных распорядителей. Такое дублирование ведет не только к нерациональному расходованию бюджетных средств, но также к неравенству условий функционирования однопрофильных бюджетных учреждений, а значит, и неравенству тех групп населения, для которых оказываются государственные услуги. В этом случае представляется целесообразным решение об объединении дублирующих федеральных бюджетных учреждений или преобразовании их в иную организационно-правовую форму.

А.Г. Ловидова,зам. начальника отдела анализа и развития бюджетной системы Минфина России,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации I класса

О критериях оптимизации бюджетных учреждений и о возможных вариантах их реорганизации читайте в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 11/2009.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×