text
Учет в учреждении

Госконтракт без изъянов

  • 29 июня 2010
  • 4695

Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 1 за 2010 г. Контрактные отношения государственных и муниципальных заказчиков – одна из существенных составляющих надлежащего оказания государственных (муниципальных) услуг органами власти и бюджетными учреждениями.

Подготовка проекта контракта

С учетом действия жесткого правила законодательства о невозможности изменения условий контракта при его заключении и исполнении (ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" далее – Закон № 94-ФЗ) к вопросу разработки проекта такого соглашения необходимо подойти серьезно. Прежде всего, следует просчитать возможные риски неисполнения контракта как со стороны заказчика, так и со стороны его контрагента и при формировании положений соглашения минимизировать вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Рассчитывая начальную цену будущего контракта, заказчик должен ориентироваться как на рыночные условия предоставления требуемой продукции, так и на свои "денежные способности", которые вытекают из лимитов бюджетных обязательств по средствам бюджета и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, определяющих объемы поступления средств.

Устанавливая размеры будущих расходов в течение финансового года, заказчик должен исполнить норму об учете уже принятых в предшествующих периодах, но еще не исполненных на данный момент обязательствах. Нарушение бюджетным учреждением указанного правила может повлечь признание сделки недействительной по иску вышестоящего распорядителя (главного распорядителя). При этом возможность принятия денежных обязательств (заключение контракта) ставится в зависимость не от фактического финансирования или наличия денежных средств на лицевых счетах, а от момента утверждения лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) распорядителем или утверждения сметы по приносящей доход деятельности. И только фактическое исполнение подтвержденных бюджетных обязательств должно быть ориентировано на возможность реального исполнения заявки на кассовый расход. Поэтому, предусматривая сроки выполнения своих денежных обязательств перед поставщиком (исполнителем, подрядчиком), заказчик придает значение и порядку исполнения бюджета – в частности, сроки поступления финансовых ресурсов в распоряжение бюджетополучателя, и устанавливает поэтапность оплаты, т. е. оплату в рассрочку.

Наиболее часто встречающимся нарушением контрактных обязательств заказчиком является просрочка платежа. Зачастую она происходит не по вине бюджетного учреждения, а в связи с задержкой финансирования со стороны распорядителя или непоступлением денег на "внебюджетный" счет в связи с неисполнением обязательств третьими лицами. Однако в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства (ст. 401 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и установившейся судебной практикой недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности. Отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Чтобы застраховать себя от возможных последствий просрочки платежа, заказчику необходимо включать в текст проекта контракта так называемую "бюджетную оговорку". Фиксируется она, как правило, либо в разделе по порядку исполнения обязательств по оплате, либо в параграфе по договорным основаниям освобождения от ответственности. Формулировка такой оговорки ставит в зависимость оплату принятых обязательств от наличия денежных средств на лицевом счете заказчика, предназначенных для исполнения обязанности по уплате за продукцию, которая поставлена (выполнена) согласно предмету контракта. Также данное положение может закреплять отсутствие ответственности заказчика по неисполнению (несвоевременному исполнению) финансовых обязательств, если он не имеет указанных ресурсов в реальном распоряжении (на лицевом счете).

Распорядитель (главный распорядитель) имеет право в течение финансового года изменять ЛБО, в том числе в сторону уменьшения. Поэтому в проекте контракта желательно предусмотреть обязанность сторон согласовывать новые сроки, а также при необходимости и другие условия государственного (муниципального) контракта, в случае уменьшения бюджетному учреждению распорядителем (главным распорядителем) ранее доведенных ЛБО, приводящего к невозможности исполнения бюджетным учреждением обязательств по контракту.

Хотелось бы отметить, что вышеуказанное правило бюджетного законодательства (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ; далее – БК РФ), появившееся в 2008 г., в отличие от аналогичной формулировки законодательства гражданского (ст. 767 ГК РФ), не содержит ограничений по предмету соглашения, то есть указанное положение может применяться при закупке как работ, так и товаров, услуг.

Т.П. Ерофеева,
ст. преподаватель кафедры государственного и муниципального управления
ГОУ ДПО "Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова,
член Гильдии отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказу, г. Ярославль

Об ограничении периода действия контракта и срока исполнения обязательств, о процедуре заключения контракта, об изменении условий, исполнении и прекращении контракта читайте в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 1/2010.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.