text
Учет в учреждении

Нецелевое использование бюджетных средств. Кто виноват и что делать?

  • 30 июля 2010
  • 9994

Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 3 за 2010 г. Каждое бюджетное учреждение в ходе своей деятельности сталкивается с проблемой правильного отражения кассовых операций по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). При этом ошибки в определении кодов КОСГУ чреваты взысканиями проверяющих органов, санкциями и штрафами. Учитывая количество поступающих от бюджетных учреждений запросов, их важность и актуальность, Минфин России подготовил письмо, в котором содержатся разъяснения по методологии и практике применения КОСГУ, представляющие интерес и для получателей бюджетных средств, и для контролирующих органов. За экспертными комментариями редакция обратилась к начальнику отдела методологии бюджетного контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Станиславу Бычкову.

Письмо Минфина России

от 18.12.2009 № 02-07-10/5856

В связи с многочисленными запросами бюджетных учреждений по вопросам квалификации нарушений, связанных с отражением кассовых операций по кодам классификации операций сектора государственного управления, сообщаем следующее.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказами Министерства финансов Российской Федерации, (далее – Указания) коды классификации операций сектора государственного управления применяются при исполнении бюджета, ведении бюджетного учета, составлении и представлении бюджетной отчетности с целью группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. При этом бюджетным законодательством Российской Федерации не установлены обязательные требования по планированию (составлению) бюджета с применением кодов классификации операций сектора государственного управления.

Порядок отражения кассовых операций по кодам классификации операций сектора государственного управления установлен Указаниями.

Вместе с тем, учитывая, что договора гражданско-правового характера в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации заключаются получателями бюджетных средств в произвольной форме, а также наличие отраслевых особенностей функционирования органов государственной власти и созданных ими бюджетных учреждений, в Указаниях установлен открытый перечень расходов по каждому коду классификации операций сектора государственного управления (далее – КОСГУ).

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Вопросы отражения отдельных кассовых операций по кодам КОСГУ зачастую носят спорный характер. При этом, как показывает практика, ошибки в применении кодов КОСГУ в равной степени допускаются как должностными лицами учреждений (ПБС), так и проверяющими, являющимися должностными лицами органов государственного (муниципального) финансового контроля (в частности, органов Росфиннадзора, органов Федерального казначейства). Также в контексте рассматриваемой темы предполагается, что бюджетные обязательства, принимаемые ПБС, являются обоснованными и правомерными.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации устанавливают общие критерии отнесения кассовых расходов по кодам КОСГУ. Например, по коду КОСГУ 225 отражаются расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом и реставрацией нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

При этом Указания могут содержать прямые ответы по отражению конкретных наиболее существенных и (или) часто проводимых разными ведомствами и бюджетными учреждениями кассовых расходов по кодам КОСГУ, но такой список прямых ответов на уровне приказа Минфина России может быть только открытым.

Это связано с тем, что формулировки государственных контрактов (договоров) в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются произвольными. Кроме того, в данном вопросе большое значение имеет наличие отраслевых особенностей функционирования органов власти и созданных ими учреждений.

В таких случаях определение кода КОСГУ проводится в два этапа.

Сначала необходимо выяснить предмет и цели контракта (договора), которые зачастую можно однозначно определить только при рассмотрении сопровождающих первичных документов (технические задания, локальные сметы, экспертизы и др.), а также условий, при которых он действует. И только затем можно точно установить экономическое содержание проводимой операции и, как следствие, код КОСГУ исходя из критериев (определений), установленных Указаниями.

Например, в региональном контрольно-счетном органе установлен программный продукт, обеспечивающий автоматизированный сбор информации об исполнении регионального бюджета. Для исправления недостатков данного программного продукта привлечена ИТ компания и оплачены ее услуги. Вопрос: по какому коду КОСГУ оплачивать эти услуги? Ответ: Сначала определяем экономическое содержание операции, для чего необходимо уточнить цели проводимых ИТ компанией исправлений (доводок). Если целью указанных исправлений является наладка, не затрагивающая структуру продукта и его функции, то такие действия являются услугой по содержанию этого продукта. В то же время, если целью является изменение (совершенствование) структуры продукта и его функций, то такие операции следует рассматривать как модернизацию нематериального актива. Таким образом, в соответствии с Указаниями в первом случае применяется код КОСГУ 225, а во втором – 320.

Определение кода КОСГУ в таких случаях зависит не только и не столько от качества содержания Указаний, сколько от правильного понимания конечным исполнителем (бухгалтером учреждения) экономического содержания проводимой операции.

Как показывает практика, определение экономического содержания проводимой кассовой операции зачастую является сложным и спорным вопросом, поэтому, как правило, в таких случаях риски возникновения ошибок не зависят от действий конечного исполнителя. Таким образом, такие вопросы требуют дополнительного нормативно-правового регулирования.

Учитывая, что перечень прямых ответов на вопрос об определении экономического содержания конкретной кассовой операции не устанавливается Указаниями, его формирование должен обеспечить главный распорядитель бюджетных средств.

Для этого главному распорядителю бюджетных средств рекомендуется установить:

– подробную систематизацию видов (типов) контрактов (договоров), заключаемых в его внутриведомственной сети, и обусловленных ими кассовых расходов в увязке с кодами КОСГУ;

– требования к содержанию сопровождающих первичных документов, на основании которых также определяется (уточняется) экономическое содержание операции (в частности, услуга или приобретение (увеличение) нефинансовых активов, приобретение основного средства или приобретение материальных запасов, вид услуги).

Инструментами, с помощью которых можно урегулировать такие вопросы, являются методические рекомендации (указания) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, бюджетные сметы, государственные задания на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Работа по соответствующему уточнению этих документов должна быть систематической и учитывать последние изменения Указаний, заключения (предписания) органов государственного (муниципального) финансового контроля по применению кодов КОСГУ, особенности, связанные с принятием бюджетных обязательств в системе ГРБС.

Вы можете прочитать материал полностью в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 03/2010

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.