Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 4 за 2010 г. Переходный период, связанный с заменой единого социального налога на платежи во внебюджетные фонды, вызвал появление вопросов об обязательных платежах с тех или иных выплат в пользу физических лиц, осуществлении перерасчетов по прошлым расчетным периодам и т. д. Рассмотрим каждый из таких вопросов отдельно.
Кому за что платить?
Ранее исчисление и уплата ЕСН осуществлялись в рамках налогового законодательства, и администратором налога являлись налоговые органы. С 2010 г. исчисление и уплата страховых взносов производятся в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, администраторами платежей стали государственные внебюджетные фонды. Это значит, что 1 января 2010 г. явилось своеобразной разделительной линией:
1) в части обязательств учреждений, имевших место до 31 декабря 2009 г. включительно, учреждения были плательщиками ЕСН. Соответственно, все возникающие в течение 2010 г. и последующих периодов перерасчеты по указанным обязательствам должны оформляться как перерасчеты по отмененному ЕСН;
2) в части обязательств учреждений, возникших после 1 января 2010 г., учреждения являются плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Все расчеты по страховым взносам с 1 января 2010 г. начались “с нуля”.
В части выявленных переплат и недоплат ЕСН учреждения и иные страхователи по-прежнему должны взаимодействовать с налоговыми органами. Значит, суммы переплат ЕСН, выявленные за период формирования налоговой базы по данному налогу, должны либо засчитываться организациями в счет любого из “федеральных” налогов, либо возвращаться по их требованиям. Порядок зачета и возврата сумм налогов регулируются положениями главы 12 (ст. 78 и 79) Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Зачет переплаты по ЕСН в счет уплачиваемых с 1 января 2010 г. страховых взносов действующим законодательством не предусмотрен.
В связи с изложенным, даже если учреждение в 2010-м и последующих годах выявит факты неправильного формирования объекта налогообложения и налоговой базы по ЕСН по отчетным периодам до 2010 г., оно должно будет представить в налоговые органы уточненные налоговые декларации. Именно с налоговыми инспекциями должен решаться вопрос зачета сумм выявленной переплаты в счет прочих налогов (возврате суммы переплаты), с уплатой суммы выявленной недоимки и т. д.
Необходимо также учитывать, что возвращенные по требованию учреждения суммы ЕСН за прошлые годы подлежат перечислению в федеральный бюджет как возврат дебиторской задолженности прошлых лет.
По каким кодам теперь осуществлять платежи?
Выявленные после 1 января 2010 г. суммы недоимки по ЕСН, а также санкции за это должны уплачиваться организациями не в государственные внебюджетные фонды, а в федеральный бюджет. Соответственно, должны применяться другие статьи (подстатьи) бюджетной классификации (КБК). Уточнять учреждениям необходимо не только КБК в части страховых взносов, но и КБК по платежам по ЕСН по предыдущим налоговым периодам. КБК в части уплачиваемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по обязательствам до 1 января 2010 г. не изменились, но перечисляться они в 2010-м и последующие годы должны будут как платежи, администрируемые налоговыми органами.
С 1 января 2010 г. обязательные платежи должны уплачиваться по следующим КБК:
Платеж |
Назначение платежа |
КБК |
1 |
2 |
3 |
Суммы страховых взносов в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ |
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (взносы в ФСС России) |
393.1.02.02090.07.0000.160 |
на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии |
392.1.02.02010.06.0000.160 |
|
на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии |
392.1.02.02020.06.0000.160 |
|
на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС |
392.1.02.02100.08.0000.160 |
|
на обязательное медицинское страхование в бюджет территориальных ФОМС |
392.1.02.02110.09.0000.160 |
|
дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” |
392.1.02.02041.06.0000.160 |
|
в ФСС России на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
393.1.02.02050.07.0000.160 |
|
Суммы перерасчетов по ЕСН |
ЕСН в его части, зачислявшейся в федеральный бюджет |
182.1.09.09010.01.0000.110 |
ЕСН в его части, зачислявшейся в бюджет ФСС России |
182.1.09.09020.07.0000.110 |
|
ЕСН в его части, зачислявшейся в бюджет ФФОМС |
182.1.09.09030.08.0000.110 |
|
ЕСН в его части, зачислявшейся в бюджеты территориальных ФОМС |
182.1.09.09040.09.0000.110 |
Разряды 14–17 КБК используются для раздельного учета следующих сумм страховых взносов, пеней и штрафов: 1000 – сумма страховых взносов; 2000 – сумма пени по соответствующему платежу; 3000 – сумма штрафа согласно законодательству Российской Федерации.
Порядок оформления платежных поручений при осуществлении платежей на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование разъяснен в письме Пенсионного фонда РФ от 08.12.2009 № 30/187.
Фактически платежи ЕСН за декабрь 2009 г., которые осуществлялись с 1 января 2010 г., должны были производиться уже по новым КБК (как отмененный ЕСН). Вместе с этим, если даже платежи были произведены по КБК, применявшимся в 2009 г., налоговые органы и органы казначейства должны самостоятельно уточнить поступившие в январе 2010 г. суммы налога. На это указано в совместном письме Федерального казначейства и ФНС России от 21.01.2010 № 42-7.4-05/5.4-41, № ММ/22-1/41@.
Кто будет проверять исполнение учреждением обязательств по ЕСН?
В 2010 г. оценкой и проверкой такого рода деятельности бюджетных учреждений по-прежнему занимаются специалисты налоговых органов. Данный вывод объясняется в том числе и положениями ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”» (далее – Закон № 213-ФЗ). Как определено в этой статье, взыскание недоимки, пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2010 г., осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г.).
В части платежей, осуществляемых в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 г., проверки должны осуществляться специалистами государственных внебюджетных фондов, а именно Пенсионного фонда РФ и ФСС России.
После исполнения своих обязательств по уплате ЕСН за истекший 2009 г. учреждениям следует провести в установленном порядке сверку с налоговыми органами.
Как вести учет расчетов по средствам социального страхования?
Организация учета расчетов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды должна соответствовать следующим требованиям действующего законодательства:
1) плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 6 ст. 15 Закона № 212-ФЗ);
2) организации и иные страхователи должны вести учет сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) в ФСС России страховых взносов, пеней и штрафов, сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, а также расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом ФСС России*.
Необходимость ведения учета обусловлена также и формированием данных расчетов по страховым взносам, ежеквартально представляемых в Пенсионный фонд и ФСС России. Помимо этого в установленном действующим законодательством порядке учреждения и иные участники бюджетного процесса организуют и ведут бюджетный учет расчетов по страховым взносам.
Как и до 2010 г., база для начисления страховых взносов должна определяться по каждому из получателей (работнику, исполнителю и т. п.) отдельно. Этим объясняется требование действующего законодательства об “индивидуальном” учете базы для начисления страховых взносов и сумм взносов. Но теперь это обусловлено не применением регрессивной шкалы обложения, отмененной с 2010 г., а нормой Закона № 212-ФЗ о неначислении страховых взносов на выплаты, превышающие с начала года законодательно установленный предельный уровень базы для начисления страховых взносов.
На 2010 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов определена в размере 415 тыс. руб. (п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ). Как только в пользу отдельно взятого сотрудника или иного лица, связанного с плательщиком договором гражданско-правового характера и (или) авторским договором, с начала соответствующего календарного года будет начислено 415 тыс. руб., страховые взносы не уплачиваются.
С 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. Индексация производится не автоматически, а в размере, определяемом Правительством РФ. То есть в 2012 г. страховые взносы будут уплачиваться с величины выплат и вознаграждений в пользу каждого из работников (иных лиц), определяемой умножением 415 тыс. руб. на специальный коэффициент индексации с 1 января 2011 г. предельной величины базы для начисления страховых взносов. Рекомендуемая форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов доведена совместным письмом Пенсионного фонда РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691и ФСС России от 14.01.2010 № 02-03-08/08-56П. Учреждение самостоятельно принимает решение – применять указанную форму карточки и (или) разработать и использовать собственную форму. Соответствующее решение должно быть закреплено отдельным письменным приказом и (или) в используемой учреждением учетной политике.
Порядок ведения учета расчетов по средствам социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с требованиями Закона № 255-ФЗ определен приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 № 908н.
В данном случае формирования каких-либо регистров учета не требуется. Соответствующие данные могут формироваться в рамках бюджетного учета. Однако необходимо предусмотреть соответствующие субсчета и (или) иным образом обеспечить формирование данных с начала соответствующего календарного года.
Далее в этой статье:
- Как изменился состав выплат, учитываемых при расчете пособий? (с примерами расчета сумм перечислений)
- Какие изменения произошли в части расчетного периода? (с примерами расчета сумм перечислений)
- В какую расчетную базу включаются отдельные выплаты?
- Как правильно рассчитать “переходящие” пособия?
Вы можете прочитать этот материал полностью в