Локомотив реформирования бюджетного процесса

5176
Волгоградская область в последние годы находилась в самом центре проводимых на правительственном уровне административной и бюджетной реформ. Регион в числе первых субъектов Федерации перешел на трехлетнее планирование бюджета и полномасштабную реализацию Закона о местном самоуправлении. В области разработана и уже внедрена принципиально новая методика межбюджетных отношений, в июле заканчивается второй этап Программы реформирования региональных финансов. О бюджетной системе региона мы сегодня беседуем с заместителем главы администрации Волгоградской области – председателем комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Александром Владимировичем Дорждеевым.

Предлагаем Вашему вниманию выдержки из интервью.

– В реформировании бюджетного процесса, которое в настоящее время осуществляется в регионе, роль локомотива отведена именно Вашему комитету. Следовательно, на финансистах области лежит большая ответственность. Что Вы можете сказать о своей команде?

– Волгоградская область входит в число немногих российских регионов, которым до сегодняшнего дня удалось сохранить единую систему финан­­совых органов. Она состоит из комитета бюджетно­финансовой политики и казначейства и его территориальных управлений. Я считаю это одним из главных достижений нашей кадровой политики за последнее десятилетие.

Территориальные финансовые органы занимаются организацией исполнения областного бюджета в части удаленных учреждений, а также на основании соглашений – вопросами формирования и организацией исполнения районного бюджета и бюджетов поселений. Таким образом, обеспечивается нагрузка, практика работы и соответственное денежное содержание людей. У нас – кроме естественной – практически не существует текучести кадров. Считается достаточно престижным работать в наших районных территориальных управлениях, экономисты стремятся попасть туда.

В нашей команде собрались специалисты, которые не просто владеют профессией, а понимают логику проводимых реформ. И это очень важно! Профессиональный уровень финансистов сегодня как никогда должен быть на высоте,  а сами они должны быть морально готовы к работе на передовом крае. Практика показывает: решать самые сложные задачи возможно только в том случае, когда идешь в ногу со временем. Богатый опыт – хорошо, но его одного мало. Нужно не бояться нововведений и активнее внедрять новые методы работы, в т. ч. и в бюджетной сфере. До сих пор нам это удается.

– В чем суть проводимой в регионе модернизации бюджетной сферы?

– Если говорить кратко, главная цель – совершенствование системы управления общественными финансами региона, внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Иными словами, перед нами стоит важная задача – вывести механизм распределения бюджетных средств на качественно новый уровень. Суть идеи в том, что государство финансирует не собственно расходы бюджетных учреждений, а предоставляемые ими услуги. При этом на первое место ставятся принципы целесообразности и результативности. Необходимо оказывать услуги, реально вост­ребованные населением,  а средства должны распределяться исходя из показателей достижения результата.

Данная технология бюджетного планирования сегодня считается одной из самых перспективных. С 2004 года она внедряется в практику формирования и исполнения федерального бюджета. Примеру Федерации последовали некоторые регионы, в т. ч. и Волгоградская область.

У нас элементы БОРа стали применятся на практике в последние два года.
В первую очередь это касается таких его инструментов, как областные целевые программы и ДРОНДы (доклады о результатах основных направлений деятельности), которые готовят главные распорядители бюджетных средств. Что касается еще одного, третьего инструмента БОРа – оценки результативности работы органов местного самоуправления, – мы ввели его в практику в прошлом году пока применительно к органам местного самоуправления. За основу взята балльная система оценки эффективности, аналогичная той, по которой федеральный центр оценивает деятельность губернаторов и их администраций. В качестве критериев выбраны показатели, которые отражают существующее положение дел на местах в таких областях, как финансы, макроэкономика, демография, жилищно­коммунальное хозяйство социальная и правоохранительная сфера. Общий перечень состоит из 50 пунктов – от динамики налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов до уровня средней зарплаты населения, уровня смертности и рождаемости, количества учащихся и степени укомплектованности школ учителями. Десять муниципальных образований, набравших наибольшее количество баллов, получают дополнительную субсидию из областного бюджета.

– Можно ли подробнее рассказать о том, как осуществляется реформирование в системе межбюджетных отношений?

– В 2007 году в Волгоградской области принят, по сути, новый закон о межбюджетных отношениях, действие которого не ограничено во времени и поз­­воляет формировать межбюджетные отношения в области на среднесрочную перспективу. Изменилась методика формирования фондов финансовой поддержки муниципальных образований и распределения дотаций. Если раньше они формировались исходя из разницы доходов и расходов всех муниципальных образований, то в соответствии с новой методикой объемы фондов на планируемый финансовый год будут увеличиваться путем индексации фондов текущего года.

Что же касается расходов на финансирование собственных полномочий, то их объем органы местного самоуправления с 2008 г. определяют самостоятельно. При этом новая методика гарантирует территориям, что независимо от действий, которые были предприняты руководством муниципалитетов по увеличению собственных доходов и экономии бюджетных денег, расчетный объем средств, передаваемых в следующем финансовом году, не будет меньше объема текущего года.

Изменился и сам принцип распределения дотаций – новая методика предполагает последовательное применение трех технологий межбюджетного регулирования: с учетом уровня бюджетной обеспеченности, с учетом различий в структуре расходов местных бюджетов с учетом компенсационной составляющей.

Коренным образом была изменена технология расчета индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов. Индекс налогового потенциала вычисляется исходя из макроэкономических показателей, а не ожидаемых поступлений, прогноза, как прежде. Индекс бюджетных расходов рассчитывается с учетом соотношения коэффициентов удорожания, характеризующих различия в стоимости бюджетных услуг, а не планируемых подушевых расходов, как было ранее.

Здесь хотелось бы обратить внимание не столько на изменение принципа расчета индексов (поскольку Волгоградская область – далеко не первый регион, изменивший этот принцип), сколько на состав коэффициентов удорожания. Построение межбюджетных отношений должно учитывать не только факторы, характерные для муниципальных образований во всех регионах, но и факторы, обусловливающие существенные различия в стоимости бюджетных услуг в масштабе одного региона. Так, к коэффициентам удорожания, которые смело можно применять во всех регионах, относятся коэффициенты масштаба, дисперсности, урбанизации, различия в стоимости коммунальных услуг бюджетных учреждений, возраст­ной структуры (унивесальные коэффициенты удорожания). Кроме того, при формировании межбюджетных отношений между регионом и муниципальными образованиями применяется более 10 коэффициентов удорожания (коэффициент различия труда муниципальных служащих, коэффициенты благоустройства, ветхости инженерных сетей, жилищного фонда, загруженности бюджетных учреждений и т. д.), учитывающих различия в стоимости бюджетных услуг, характерные для поселений области.

Впервые, начиная с 2008 г., местным бюджетам гарантировано, что расчетный объем средств, передаваемый им из областного бюджета через дотации и дополнительные нормативы отчислений, на последующий финансовый год будет не меньше, чем был в текущем году, – это новация, которая создает мощный стимул к увеличению собственных доходов и эффективному использованию бюджетных средств. И она продолжает действовать в условиях кризиса.

Ранее муниципальные образования, даже имея возможность отказаться от излишних, неэффективных расходов, не делали этого – ведь в конечном итоге это привело бы к сокращению финансовой помощи. Другие же муниципальные образования, имеющие потенциал к росту доходов, не стремились к его полной реализации: если собственные доходы будут расти быстрее, чем инфляция, то опять­таки сократится финансовый разрыв и уменьшится финансовая помощь.

– Какова главная особенность бюджетной политики Волгоградской области?

– На протяжении нескольких лет главным принципом бюджетной политики нашего региона является инвестирование в человеческий капитал. Более 50% всех расходов бюджета Волгоградской области на 2009–2011 гг. связаны с социальной сферой. Социальная политика включает в себя и регулирование вопросов оплаты труда работников бюджетных учреждений, и оказание мер дополнительной поддержки. Сегодня ту или иную помощь из областного бюджета получают около 1 млн человек.

А сам перечень льготных выплат и пособий достаточно внушителен: помимо федеральных мер соцподдержки он включает еще двадцать пять позиций, утвержденных на региональном уровне. Однако эффективность реализации социальной политики в целом зависит не столько от количества проводимых мероприятий и принятых законов, сколько от комплексности мер.

Поскольку среди приоритетных задач значится улучшение демографической ситуации, особое внимание уделяется системе поддержки материнства и детства. В трехлетнем бюджете предусмотрены выплаты ежемесячных пособий на детей, дополнительные единовременные пособия в связи с рождением ребенка, пособия для одиноких матерей. К примеру, базовое детское пособие в России, установленное законом, составляет 90 руб. в месяц, а в Волгоградской области – 221 руб. Дополнительное пособие при рождении ребенка установлено в размере 7,9 тыс. руб. независимо от уровня доходов семьи.

На территории региона действует Закон “О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области”.

Предусмотрены меры по дополнительному пенсионному обеспечению Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, а также направленные на социальную поддержку малоимущих семей, граждан, удостоенных звания “Ветеран труда Волгоградской области”, студенческих семей, имеющих детей, отдельных категорий студентов и т. д.

Таким образом, областной закон о бюджете сочетает в себе различные технологии реализации социальной политики.

– Мировой финансово­экономический кризис внес свои коррективы?

– Безусловно. Дело в том, что изначально бюджет области на 2009–2011 гг. верстался по умеренно­оптимистическому сценарию, когда финансовый кризис в России еще только начал давать о себе знать. Приступая к исполнению бюджета, мы прекрасно понимали, что нам придется вносить в него коррективы.

Но мы намеренно выжидали итогов первого квартала, чтобы иметь более четкое представление о тенденциях экономического развития региона именно в условиях кризиса и вывести прогнозные показатели в соответствии с реальной ситуацией. Буквально на днях мы утвердили поправки в бюджет области на 2009 г. В частности, изменения предусматривают уменьшение собственных налоговых и неналоговых доходов на 6,2 млрд руб., или 14,3%. Наибольшее снижение прогнозируется по налогам на прибыль организаций и доходы физических лиц.

– Предпринимаете ли вы какие­либо меры по укреплению бюджета?

– В настоящее время в области действует комиссия по обеспечению стабильного функционирования экономической и социальной сферы, в задачи которой как раз и входит разработка мер по сглаживанию негативных последствий от кризисных явлений, а также контроль за их исполнением. Комиссию возглавляет губернатор области. В ее работе наряду с представителями органов власти принимают участие руководители бюджетообразующих предприятий, банкиры, крупные бизнесмены.

В рамках программы антикризисных мер, разработанной комиссией, нами предприняты, как я считаю, достаточно серьезные шаги. В частности, меры по оптимизации бюджетных расходов, которые помогут нам добиться существенной экономии средств и тем самым укрепить в целом бюджет области. В первую очередь мы сократили расходы на капитальные вложения: финансироваться будет строительство только тех объектов, степень готовности которых составляет 80%, а срок ввода в эксплуатацию – 2009–2010 гг. Также сокращены расходы на аппарат управления и уменьшен резервный фонд администрации Волгоградской области. Приняты меры по сокращению численности государственных служащих, расходов на содержание служебного автотранспорта, связь, закупку оргтехники, премирование, коммунальные услуги.

Однако хочу отметить, что установка на экономию средств и оптимизацию расходов не повлияла на приоритеты политики администрации области. Бюджет 2009 г. остается социально ориентированным: все меры социальной поддержки сохранены и будут финансироваться в полном объеме.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×