text
Учет в учреждении

Процедуры финансового контроля: вопросы реализации

  • 20 мая 2010
  • 3018

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 215.1) на органы Федерального казначейства возложены полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В их рамках территориальные органы казначейства выполняют операции по списанию средств с единого счета федерального бюджета и по их отра¬жению на лицевых счетах клиентов после реализации процедур финансового контроля.

Напомним, что органы Федерального казначейства осуществляют финансовый контроль:

  • за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджет­ных обязательств;
  • за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном получателем средств федерального бюджета;
  • за наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Подробно рассмотрим особенности каждой процедуры.

Кассовые расходы и ЛБО

Контроль за тем, чтобы кассовые расходы не превышали доведенные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), специалисты органов Федерального казначей­ства осуществляют, сопоставляя по платежным документам клиента суммы пред­полагаемого кассового расхода с наличием свободного остатка ЛБО, отражен­ных на его лицевом счете по соответствующим кодам бюджетной классификации. Этот вид контроля достаточно оперативен, поскольку его технология полно­стью автоматизирована и реализуется с использованием программных средств. К тому же ошибки несоответствия кассовых расходов лимитам бюджетных обя­зательств, допускаемые клиентами, носят чаще всего чисто технический харак­тер и выявляются органами казначейства в ста процентов случаев.

Коды бюджетной классификации: проблема соответствия

Наиболее проблемным в настоящее время представляется контроль за соответ­ствием содержания проводимой клиентом операции коду бюджетной класси­фикации РФ. А обусловлены возникающие сложности в первую очередь недос­татками нормативной базы, используемой органами Федерального казначейства и бюджетными учреждениями для принятия соответствующих решений.

Действующий в настоящее время приказ Министерства финансов от 21.12.05 № 152н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной класси­фикации Российской Федерации” (далее – приказ № 152н) носит достаточно ра­мочный, неоднозначный характер и содержит ограниченный перечень направ­лений расходования бюджетных средств. А период времени, установленный Инструкцией Минфина России от 31.12.02 № 142н и требованиями Бюджетного кодекса для проверки казначейством документов, представленных бюджетны­ми учреждениями, жестко ограничен. В связи с этим специалистам органов ка­значейства и бюджетных учреждений приходится самостоятельно принимать решения по отнесению тех или иных расходов, не нашедших отражения в при­казе № 152н, на коды экономической классификации.

Чтобы решения эти носили максимально объективный характер, в нашем управ­лении создана специальная комиссия, которая рассматривает наиболее спорные вопросы, требующие коллегиального обсуждения. В состав комиссии включены специалисты отдела внутреннего контроля и аудита, отдела расходов, финансово­го отдела. Для участия в заседании комиссии приглашаются наиболее квалифици­рованные специалисты бюджетных учреждений. В процессе принятия решения заслушиваются мнения всех членов комиссии, изучаются различные материалы, имеющие какое-либо отношение к рассматриваемому вопросу – это газетные или журнальные публикации, материалы, размещенные в сети Интернет, результаты проверок, проводимых органами финансового надзора.

Решения комиссии оформляются протоколом и носят рекомендательный ха­рактер. Как показывает практика, процент правомерности принимаемых реше­ний достаточно высок, поскольку в дальнейшем они находят подтверждение в разъяснениях специалистов Минфина России.

Таким образом, совместная работа Управления Федерального казначейства с бюджетными учреждениями области строится так, чтобы исключить возмож­ность проведения расходов, которые в дальнейшем могут быть квалифицирова­ны проверяющими органами как “нецелевое использование бюджетных средств”.

Тем не менее, учитывая, что нормативные акты, регламентирующие порядок применения бюджетной классификации, уполномочено принимать Министер­ство финансов РФ, наиболее оптимальным представляется такой вариант рабо­ты всех участников бюджетного процесса и органов финансового надзора, при котором органы казначейства и бюджетные учреждения могли бы в оператив­ном режиме получать консультации специалистов Минфина России. Например, на специально открытой для этих целей странице официального сайта мини­стерства. Такая практика, к слову, позволила бы свести к минимуму обращения в судебные органы при возникновении спорных моментов по результатам прове­рок финансовой деятельности бюджетных учреждений.

Подтверждающие документы

Для проверки наличия документов, подтверждающих принятые бюджетным уч­реждением денежные обязательства, в органы федерального казначейства вместе с платежным поручением на оплату товаров, работ и услуг бюджетополучатели представляют подтверждающие документы. Их перечень определен п. 56 Инст­рукции № 142н, согласно которому к ним относятся договоры, акты выполнен­ных работ, счета-фактуры и др. Учитывая рамки компетенции органов Федераль­ного казначейства, представленные договоры проверяются только в части предмета и суммы платежа. Как правило, одновременно с договором представ­ляется либо счет-фактура, либо акт выполненных работ. На этих документах после их проверки ответственный специалист органов Федерального казначейства проставляет отметку с росписью. Такая мера необходима, поскольку есть по­требность в дополнительном контроле за суммой осуществляемых авансовых платежей, чтобы избежать повторного проведения бюджетополучателями рас­ходов по ранее представлявшимся счетам.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.