Автономные учреждения

3589
Современная экономика России все еще в значительной степени основана на государственной и муниципальной формах собственности. Это предопределяет существование большого числа некоммерческих организаций в организационно-правовой форме “учреждение”. Со времени принятия части первой Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, определяющих правовое положение юридических лиц – некоммерческих организаций, Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего правовой статус участников бюджетного процесса, и по настоящее время предпринимаются попытки найти более обоснованное сочетание общественных и частных интересов – государственного управления с самостоятельностью хозяйствующих субъектов и свойственной им саморегуляцией.

Новый тип учреждения

Очередной виток этого процесса ознаменовался принятием Федеральных зако­нов от 03.11.06 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ) и Федерального закона от 03.11.06 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законо­дательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона “Об автономных учреждениях” , а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» (далее – Закон № 175-ФЗ), предусматривающих создание нового типа государственного (муниципального) учреждения – авто­номного учреждения, а также уточнением правового статуса государственных и муниципальных учреждений.

Отметим, что Закон № 174-ФЗ вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования. В те же сроки вступает в силу и Закон № 175-ФЗ, кроме ст. 7 и 82. Статья 7 Закона № 175-ФЗ вступает в силу с 1 ян­варя 2007 г. Статья 8 вступает в силу с этой же даты, но не ранее чем по истече­нии одного месяца со дня его официального опубликования.

Таким образом, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные об­разования в лице своих органов получили право на создание юридиче­ских лиц в новой организационно-правовой форме – автономное учреж­дение, которое наделяется учредителем государственной (муниципальной) собственностью. Финансирование деятельности такого юридического лица может осуществляться за счет средств соответствующего бюджета. Внесение дополнений в бюджетное законодательство РФ предусматривает включение автономного учреждения в состав участников бюджетного про­цесса.

Эти преобразования, в свою очередь, затрагивают процессы осуществле­ния контроля за использованием созданными в новой организационно-правовой форме юридическими лицами имущества и денежными средст­вами со стороны их учредителей в лице соответствующих государственных (муниципальных) органов финансового контроля и органов, осуществляю­щих полномочия собственников государственного (муниципального) иму­щества.

Кто и что контролирует

Государственный финансовый контроль органов исполнительной власти фе­дерального уровня за использованием средств федерального бюджета осу­ществляют:

  • органы государственного финансового контроля, созданные федеральны­ми органами исполнительной власти – главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • образованный Правительством РФ Росфиннадзор.

Федеральные органы исполнительной власти и Росфиннадзор осуществля­ют свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориаль­ные органы.

Росфиннадзор и его территориальные управления осуществляют контроль за использованием материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Иные федеральные органы исполнительной власти (по большей части феде­ральные агентства) и их территориальные органы также могут осуществлять контроль за использованием федеральной собственности подведомственными им учреждениями в рамках возложенных на них Президентом и Правительст­вом РФ полномочий собственников федерального имущества в соответствии со ст. 120, 124 и 296 ГК РФ.

Основные направления государственного финансового контроля автономных учреждений со стороны федеральных органов исполнительной власти и их тер­риториальных органов – проверка использования федеральной собственности и средств федерального бюджета – определяются исходя из участия такого юридического лица в подлежащих такому контролю гражданско-правовых и бюджетно-правовых отношениях.

Статус автономного учреждения

Гражданско-правовой статус юридического лица определяется ГК РФ, со­гласно которому юридическим лицом признается организация, которая име­ет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуще­ством, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответ­чиком в суде.

В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредите­ли (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юриди­ческого лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещ­ное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия, а также учреждения.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственни­ком для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функ­ций некоммерческого характера (абзац первый п. 1 ст. 120 ГК РФ (в редакции п. 5 абзаца первого ст. 3 Закона № 175-ФЗ)).

Согласно Законам № 174-ФЗ и № 175-ФЗ в российском законодательстве осу­ществляется дифференциация ранее единой организационно-правовой фор­мы некоммерческих юридических лиц – финансируемых собственником учреж­дений.

С момента вступления в силу Закона № 175-ФЗ, вносящего изменение в п. 2 ст. 120 ГК РФ (п. 5 абзаца первого ст. 3 Закона), учреждение в Российской Феде­рации может быть создано:

  • гражданином;
  • юридическим лицом;
  • публично-правовыми образованиями – Российской Федерацией, субъек­том РФ, муниципальным образованием (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Граждане и юридические лица создают частные учреждения, а Российская Фе­дерация, субъекты РФ и муниципальные образования соответственно – госу­дарственные (муниципальные) учреждения, которые, в свою очередь, могут быть бюджетными или автономными.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, создан­ная для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмот­ренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, куль­туры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оператив­ного управления в соответствии со ст. 296 ГК РФ. Собственником имущества ав­тономного учреждения, созданного Российской Федерацией соответственно является Российская Федерация (абзац третий п. 2 ст. 48 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является государственной собственностью (федеральной собст­венностью).

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться не­движимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным им за счет средств, выделенных учре­дителем. Остальным имуществом, в т. ч. недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом № 174-ФЗ.

Виды особо ценного движимого имущества (имущество, без которого осущест­вление уставной деятельности будет существенно затруднено) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ4. Решение учредителя об отне­сении имущества к этой категории принимается одновременно с принятием решения о его закреплении за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Бюджетно-правовой статус автономного учреждения определен в Законе № 174-ФЗ и в дополнениях в Бюджетный кодекс РФ. Автономное учреждение включено в перечень участников бюджетного процесса (ст. 152 БК РФ в редак­ции п. 5 абзаца первого ст. 7 Закона № 174-ФЗ).

В отличие от бюджетного автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов. Оно будет получать в обязательном порядке зада­ние учредителя или исполнять обязательства перед страховщиком по обяза­тельному социальному страхованию, а также осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполне­нию работ).

Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения, предусмот­ренной его уставом и направленной на достижение целей, ради которых оно создано, по исполнению заданий учредителя – Российской Федерации – осуще­ствляется в виде субвенций и субсидий из федерального бюджета и иных не за­прещенных федеральными законами источников.

Кроме заданий учредителя автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной дея­тельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказа­нии однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными зако­нами.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряже­ние и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом № 174-ФЗ.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получе­ние доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и ис­пользования закрепленного за ним имущества.

Согласно абзацу первому п. 4 ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, не учитыва­ются в доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сбо­ров, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Изменения аналогичного характера внесены в абзацы второй, четвертый и девя­тый п. 2 ст. 42 БК РФ, часть первую ст. 43 БК РФ, абзац второй п. 1 ст. 51 БК РФ.

Таким образом, учитывая полномочия, определенные в ст. 268 и 269 БК РФ, ст. 120, 124 и 296 ГК РФ, Указе Президента РФ от 09.03.04 № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”, Положении о Феде­ральной службе финансово-бюджетного надзора, Положении о территориаль­ных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, федераль­ные органы исполнительной власти и их территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенции и сферы деятельности финансо­вый контроль и контроль собственника имущества в отношении автономных уч­реждений как организаций, использующих федеральное имущество и средства субвенций и субсидий из федерального бюджета.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×