Реструктуризация бюджетного сектора

4118
В соответствии с принципами реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, одобренными постановлением Правительства РФ от 22.05.04 № 249, и в рамках реализации положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), разработан и принят Федеральный закон от 03.11.06 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, который предусматривает преобразование значительной части учреждений сферы образования, культуры, науки, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта в новый тип организационно-правовой формы – государственные (муниципальные) автономные учреждения.

Программой социально-экономического развития на 2006–2008 гг. предусмот­рено совершенствование управления действующей сетью учреждений, форми­рование новых подходов к их финансированию, ориентированных на результа­тивность (нормативное финансирование, финансирование через государственный (муниципальный) заказ, предоставление субсидий, кредитование и др.), прежде всего через введение новых разновидностей организационно-правовых форм учреждений социально-культурной сферы.

Смысл реструктуризации бюджетных учреждений заключается в обеспечении установленных для населения социальных гарантий, для чего организациям со­циальной сферы, находящимся в собственности государства (муниципалитета), устанавливаются государственные задания, за ними закрепляется выполнение определенных социальных функций. При этом механизм функционирования этих организаций должен обеспечить как обязательное развитие их материаль­но-технической базы, так и использование ими новых технологий и методик.

Основная цель Федерального закона от 03.11.06 № 174-ФЗ “Об автономных уч­реждениях” – предоставление государственным (муниципальным) учреждени­ям большей самостоятельности в осуществлении поставленных перед ними за­дач, и в то же время большей ответственности, а также создание механизмов, позволяющих повысить эффективность, в т. ч. экономическую, функционирова­ния организаций социально-культурной сферы в условиях введения новых ор­ганизационно-правовых форм. Необходимость появления таких юридических лиц вызвана потребностью предоставления ряду учреждений большей свобо­ды в распоряжении имеющимся у них имуществом и оказании ими платных ус­луг населению при условии сохранения соответствующей части бесплатных (финансируемых государством) услуг. Автономные учреждения при всей предоставляемой им свободе экономической деятельности остаются некоммерче­скими организациями, которые финансируются публично-правовыми образова­ниями – собственниками их имущества и оказывают прежде всего бесплатные или льготные услуги населению.

Существующей модели предоставления бюджетных услуг присущ ряд принци­пиальных недостатков: нерациональное распределение средств внутри бюд­жетной сети; низкая эффективность деятельности учреждений; ухудшение каче­ства оказываемых услуг на бесплатной основе; высокий уровень теневых доходов в бюджетном секторе; ограничение права потребителей на выбор по­ставщика услуг.

Статус бюджетных учреждений не вполне соответствует принципам норматив­но-целевого финансирования, так как предполагает ограничения хозяйствен­ной самостоятельности (регламентацию направления расходов) и отсутствие полной ответственности учреждения по своим обязательствам. Поэтому широ­кое внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг предполагает реструктуризацию бюджетной сети и диверсификацию организационно-право­вых форм, в которых могут существовать организации, оказывающие бюджет­ные услуги.

Для автономных учреждений предусматриваются более гибкие формы бюджет­ного финансирования по результату, финансовая прозрачность, более свобод­ный режим экономической деятельности за пределами бюджетных обяза­тельств, ограничение субсидиарной ответственности собственника, изменение режима управления имуществом, приобретенным за счет собственных средств.

По сути, дополнение бюджетных учреждений новой организационно-правовой формой – автономным учреждением – обеспечивает переход от управления за­тратами к управлению по результатам и тем самым повышение эффективности бюджетных расходов.

Автономные учреждения могут быть организованы как путем их создания, так и путем изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреж­дений при условии, что такое преобразование не повлечет за собой нарушения прав граждан в социально-культурной сфере, в т. ч. права на получение бес­платного образования и на участие в культурной жизни.

Основными критериями при изменении типа существующих государственных (муниципальных) учреждений являются: возможность сохранения государст­венных гарантий и заданий; высокая доля внебюджетных доходов; приспособ­ленность учреждений к самостоятельной рыночной деятельности; наличие конкурентной среды.

Решение о создании автономных учреждений путем изменения типа сущест­вующих государственных (муниципальных) учреждений принимается по их ини­циативе либо с их согласия.

Учредителями автономных учреждений могут быть только органы исполнитель­ной власти Российской Федерации, субъекта РФ или органы местного само­управления. Совместное учредительство автономных учреждений (в т. ч. раз­личными органами власти или местного самоуправления) не допускается.

Изменение типа существующих государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения Законом не допускается, однако предусматривается создание новых автономных учреждений в сфере здравоохранения.

Основными отличиями автономных учреждений от бюджетных являются: фи­нансирование их деятельности из бюджета, внебюджетных фондов не по смете, а в форме субвенций и субсидий; самостоятельное распоряжение любым иму­ществом, в т. ч. денежными средствами, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества; расширенная по сравнению с бюджетными уч­реждениями ответственность по обязательствам, а также наличие в структуре органов управления наблюдательного совета, формируемого учредителем. На­блюдательный совет создается в целях придания гласности процессу принятия решений по важным вопросам и может принести пользу в обеспечении про­зрачности экономической деятельности автономного учреждения как для об­щества, так и для учредителя.

Основной экономический эффект от реструктуризации учреждений можно ожидать за счет повышения заинтересованности преобразованных учрежде­ний в оптимизации структуры расходов и их объемов, поскольку это позволит расходовать сэкономленные средства на те нужды, которые учреждение счита­ет для себя приоритетными.

Введение в законодательство новой разновидности организационно-правовой формы может быть осуществлено при условии внесения соответствующих из­менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Федеральный закон от 03.11.06 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законода­тельные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального зако­на “Об автономных учреждениях”, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений”» предусматривает внесение изменений в Гражданский и Налоговый кодексы РФ, в Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” с целью закрепления право­вого режима имущества автономных учреждений и их ответственности по сво­им обязательствам, а также изменения в отраслевом законодательстве. Для осу­ществления финансовой деятельности по переходу от сметного финансирования к выполнению по факту оказания услуг предусматривается и внесение измене­ний в Бюджетный кодекс РФ.

Вносимые изменения позволят устранить имеющие место противоречия между Федеральным законом “Об автономных учреждениях” и действующими законо­дательными актами Российской Федерации.

В соответствии с Планом мероприятий, обеспечивающих реализацию Феде­рального закона, предусмотрена разработка проектов постановлений, которые планируется внести в Правительство РФ и принять их в течение 2007 года. Раз­работка постановлений носит отраслевой характер и отражает отраслевые ин­тересы. Основной принцип при этом – сохранение в полном объеме конститу­ционных прав граждан и закрепленных гарантий. Принятие постановлений Правительства РФ позволит обеспечить оперативность процесса перевода бюджетных учреждений в новый тип организационно-правовой формы.

Прежде всего утверждается форма предложения о создании автономных учреж­дений путем изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреждений, которая содержит обоснования для этого, сведения о целях и на­правлениях деятельности создаваемых автономных учреждений, об имуществе, подлежащем передаче в их оперативное управление. Установление единой фор­мы сведений о государственных (муниципальных) учреждениях позволит объек­тивно и обоснованно принимать решения об изменении их типа на автономные.

Устанавливается также порядок определения видов особо ценного движимого имущества, без которого осуществление основной деятельности автономного учреждения будет существенно затруднено. Принятие данного постановления будет способствовать сохранению имущества, необходимого для обеспечения государственных социальных гарантий, обеспечению качества предоставляе­мых автономными учреждениями услуг.

Будут определены перечни государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению. Основными критериями при этом будут со­хранение государственных гарантий и заданий, отсутствие возможности при­влечения бюджетными учреждениями внебюджетных средств, обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Установление задания является обязательным для автономных учреждений. Фи­нансовое обеспечение его выполнения будет осуществляться учредителем с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого иму­щества, на уплату налогов, а также финансирования программ развития авто­номного учреждения, если таковые будут утверждены. При сдаче в аренду не­движимого и особо ценного движимого имущества с согласия собственника, его финансовое обеспечение не осуществляется.

Предусматривается ежегодный отчет о деятельности и об использовании иму­щества автономными учреждениями. Он должен содержать сведения о резуль­татах, достигнутых за соответствующий период, и качестве предоставляемых ус­луг, а также о движении денежных средств и использовании внебюджетных доходов.

Автономные учреждения в силу финансовой гибкости, прозрачности и открыто­сти своей деятельности являются более адекватной современным реалиям ор­ганизационно-правовой формой. Российская Федерация, субъект РФ или муни­ципальное образование самостоятельно принимают решение об изменении типа подведомственных им бюджетных учреждений. Учредитель сможет более рационально осуществлять финансирование предоставляемых населению ус­луг, увеличивая задания тем учреждениям, которые обеспечивают более высо­кое качество. Введение конкурентных начал в распределение задания на оказа­ние бюджетных услуг будет стимулировать автономные учреждения к ориентации на потребителя.

Таким образом, преобразование учреждений в новые организационно-право­вые формы некоммерческих организаций позволит решить вопрос внедрения в бюджетной сфере новых экономических механизмов и одновременно обеспе­чить надежную основу для реализации социальных гарантий, сохранив объекты социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности; стать средством привлечения инвестиций в отрасли социальной сферы и расшире­ния источников финансирования текущей деятельности этих организаций; по­лучить необходимые стимулы и условия для существенного повышения эффек­тивности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов; создать конкурентные способы распределения бюджетных средств, соперничество между организациями за получателя социальных услуг; повы­сить качество предоставляемых населению услуг.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×