Применение санкций за нецелевое использование бюджетных средств

29373
Нецелевое использование бюджетных средств - направление их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определен¬ным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным право¬вым основанием их получения. Это определение взято из текста ст. 289 Бюджетного кодекса РФ (далее - БКРФ). Оно также соответствует ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ и 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Необходимо разграничить виды нарушений

Понятие нецелевого использования бюджетных средств сформулировано в БК РФ таким образом, что таковым можно считать нарушение, когда вместо ме­дицинского оборудования и за счет средств, отпущенных на его приобретение, главный врач лечебного учреждения закупает необходимые медикаменты, или когда за счет средств, отпущенных на капитальный ремонт здания котельной, осуществляется капитальный ремонт общежития.

Под определение нецелевого использования подходят и другие нарушения, на­пример, когда средства направляются ненадлежащему получателю, а также раз­личного рода переплаты (заработной платы, командировочных расходов, при расчетах с подрядчиками - за невыполненные объемы строительных работ, в результате применения завышенных сметных норм и расценок).

По утверждению некоторых специалистов переплаты не могут быть отнесены к нецелевому расходованию бюджетных средств. Однако арбитражные суды в большинстве случаев классифицируют их именно так.

Как в первом, так и во втором случае действующий на сегодняшний день БК РФ предусматривает одинаковую меру принуждения - блокировку расходов (со­кращение лимитов бюджетных обязательств). Несанкционированное перерас­пределение средств с одного направления расходования на другое (так назы­ваемая "переброска с кода на код"), как правило, свидетельствует о перекосах в планировании бюджетных назначений или о технической либо методической ошибке, допущенной специалистами бюджетного учреждения. Такие перекосы или ошибки и должны быть устранены путем сокращения лимитов бюджетных обязательств.

В первом случае рассматриваемый тип финансового нарушения является след­ствием правового нигилизма или пренебрежением к требованиям финансовой дисциплины, поэтому применение к нарушителям штрафных санкций вполне логично. Во втором же случае сокращение лимитов выглядит бессмыслицей бюджетному учреждению в результате переплаты, направления средств ненад­лежащему получателю уже нанесен материальный ущерб, и у него же сокраща­ются лимиты бюджетных обязательств, причем без предъявления требований по взысканию средств с юридических или физических лиц, получивших средст­ва неправомерно, либо с виновных лиц.

Из этого следует, что определение нецелевого использования бюджетных средств, содержащееся в БК РФ, следует скорректировать таким образом, чтобы разграничить разные типы нарушений.

Минфин России, отвечая на запрос Росфиннадзора об использовании средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (письмо от 07.02.07 № 02-08-08/259), сообщает, что подлежат возврату в федеральный бюджет сред­ства, использованные не по целевому назначению в результате выделения де­нежных средств:

  • на мероприятия, не связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и последствий стихий бедствий;
  • лицам, не пострадавшим от чрезвычайных ситуаций;

  • на оплату расходов и работ на объектах, не пострадавших в результате стихийного бедствия, а также не предусмотренных решениями Правитель­ства РФ.

Принципиально новым в этом разъяснении является то, что при указанных ви­дах нецелевого использования средств федерального бюджета не применяется сокращение лимитов бюджетных обязательств, а принимаются меры по возвра­ту средств в федеральный бюджет.

Это также является аргументом в пользу разграничения квалификации нецеле­вого использования на два типа: нецелевое использование, при котором следу­ет сокращать лимиты бюджетных обязательств, и нецелевое использование, влекущее возврат средств в федеральный бюджет.

Такое разграничение вытекает и из положений БК РФ. До 01.01.08 (дата вступле­ния в силу Федерального закона от 26.04.07 № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетно­го процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Рос­сийской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации") действует ст. 231, предусматривающая блокировку расходов или сокращение лимитов бюджетных обязательств при выявлении фактов их нецелевого исполь­зования. В то же время другие статьи БК РФ предусматривают полномочия по списанию в бесспорном порядке предоставленных из федерального бюджета сумм субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по це­левому назначению их получателями.

Трудно представить, что по одному и тому же случаю нецелевого использова­ния средств федерального бюджета осуществляется и сокращение лимитов бюджетных обязательств, и взыскание средств в бесспорном порядке.

Если рассматривать БК РФ с учетом изменений, внесенных указанным выше Фе­деральным законом № 63-ФЗ, только в части признания утратившей силу ст. 231 и изменения ст. 166, то можно прийти к выводу о том, что сокращение лимитов бюджетных обязательств отменено.

Есть и другие аспекты, заслуживающие внимания.

Руководитель станции скорой помощи, не имея достаточных средств для ре­монта автотранспорта, за счет средств, предусмотренных на приобретение го­рюче-смазочных материалов, которых излишки (так часто случается при дейст­вующей системе финансового планирования), оплачивает ремонт автомобиля. Если ремонт не будет своевременно проведен, то пострадают больные, нуж­дающиеся в неотложной медицинской помощи. А получение корректировки сметных назначений не всегда осуществляется достаточно быстро.

Тем не менее тут же следует вывод о нецелевом расходовании средств со всеми вы­текающими из этого последствиями: сокращение организации лимитов бюджетных обязательств, наложение штрафа на должностное лицо, принявшее решение.

Или другой пример. Средства на локализацию эпидемий не могут быть рас­пределены по всем регионам, так как ситуации, угрожающие эпидемией, не могут возникнуть в большом числе субъектов РФ. Логично, что средства не распыляются, а резервируются в необходимом размере на федеральном уров­не, в федеральной структуре, являющейся органом управления системой пре­дупреждения и борьбы с эпидемиями. Территориальное подразделение, вхо­дящее в эту систему, выявляет вспышку заболевания, грозящую эпидемией. Делаются расчеты необходимых средств, и запрос на их выделение направля­ется в вышестоящий федеральный орган. Если ждать получения денег, то вспышка заболевания может превратиться за считанные дни в смертоносную эпидемию, на борьбу с которой уйдет много времени и средств. Принимается решение о направлении всех имеющихся средств, предусмотренных сметой на текущую деятельность, на расходы по локализации очага заболевания и, следовательно, на предупреждение эпидемии. Контролирующие органы, ру­ководствуясь нормативными правовыми документами, регулирующими их деятельность, вынуждены фиксировать нецелевое расходование бюджетных средств, так как эти случаи полностью подходят под определение нецелевого расходования, и в нормативных правовых документах не предусмотрены пра­ва ревизоров по учету особых обстоятельств.

Руководитель лечебного учреждения за счет средств на приобретение медика­ментов приобретает легковой автомобиль для служебных разъездов. Можно представить такую ситуацию, при которой медикаментов и так не хватало для лечения больных, а без нового и не единственного служебного автомобиля можно было легко обойтись. Что делают соответствующие органы, осуществ­ляющие государственный финансовый контроль? Составляют документы, по ко­торым на руководителя налагается штраф. Кроме того, и с лечебного учрежде­ния взимается в обязательном порядке штраф, а также сокращаются лимиты бюджетных обязательств учреждения по тому коду экономической квалифика­ции, с которого осуществлено нецелевое расходование.

Правильно ли это? Из-за допущенного нарушения больные недополучили меди­каменты, следовательно, и должного лечения. Но в результате применения санк­ций ситуация усугубляется - размер средств на приобретение медикаментов уменьшается второй раз, теперь уже по решению контролирующего органа.

При этом ревизоры и должностные лица, принимающие решение о сокраще­нии лимитов бюджетных обязательств, не наделены правом выбора и примене­ния каких либо других вариантов реагирования на выявленное нарушение.

Следовательно, ликвидация такой меры воздействия, как сокращение лимитов бюджетных обязательств, может быть целесообразной.

Но возникает другой вопрос. В БК РФ остается только одна мера принуждения по фактам нецелевого использования средств - списание в бесспорном поряд­ке. В таком случае встает вопрос: целесообразно ли списание в бесспорном по­рядке в случае выявления нецелевого использования в виде несанкциониро­ванного перераспределения с одного объекта на другой или "переброски средств с кода на код"?

В наиболее распространенных случаях нецелевого расходования средств налицо нарушение финансовой дисциплины, которое требует принятия мер, но следует ли применять их без разбору, не учитывая конкретной ситуации и степени негативно­сти последствий? По крайней мере, необходимо нормативно отрегулировать при­менение мер воздействия разного уровня и характера в зависимости от конкретно­го типа нарушения и наличия негативных последствий или дать контролирующим органам право выбора той или иной меры принуждения из более широкого переч­ня, учитывающего особенности каждого типа нарушений.

Когда не хватает регламентации

В настоящее время из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ на­правляются субвенции и субсидии по десяткам направлений их целевого рас­ходования. Особенно много средств направлено в рамках реализации нацио­нальных проектов. И уже сейчас видно, что имеются случаи их нецелевого использования. Перед Росфиннадзором поставлены задачи по выявлению та­ких случаев и принятию мер принуждения. Если по выполнению первой зада­чи существует ясность и определенность, то выполнение второй задачи за­труднено из-за отсутствия механизма применения мер принуждения для организаций регионального и муниципального уровня, которые получают средства федерального бюджета от финансовых органов или иных органов исполнительной власти субъекта РФ. Порядок бесспорного списания субвен­ций и субсидий из федерального бюджета, использованных не по целевому назначению, находится в стадии разработки, а сокращение лимитов бюджет­ных обязательств в этих случаях неприемлемо по причине того, что средства проходят через бюджет субъекта РФ, и их получатели не имеют лимитов на средства федерального бюджета.

Отдельные направления расходования (особенно вводимые в практику впер­вые) имеют недостаточную регламентацию, что приводит к случаям, когда полу­чатели средств федерального бюджета, пользуясь "белыми пятнами" в порядке расходования средств, направляют их на решение задач, которые не были пре­дусмотрены при их выделении.

Так, из федерального бюджета по отдельному распоряжению Правительства РФ выделялись средства бюджетам субъектов РФ на подготовку объектов комму­нального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2004-2005 гг. Порядок расходо­вания этих средств не был определен, а целевое назначение не конкретизиро­вано. В отдельных регионах истолковали целевое назначение по-своему и направили полученные средства на погашение задолженности муниципальных образований перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, обра­зовавшейся в результате невыполнения обязательств по финансированию рас­ходов по предоставлению льгот ветеранам труда, предусмотренных региональ­ными и муниципальными нормативными правовыми документами.

Финансирование льгот, предоставляемых ветеранам труда, - это, как называют сейчас, мандат муниципального уровня. На федеральный бюджет не возложены обязательства по этому виду расходов. По распоряжению Правительства РФ на федеральный уровень переведены в исключительном порядке обязательства по подготовке объектов ЖКХ к осенне-зимнему периоду в определенном раз­мере. И направление этих средств на покрытие обязательств муниципальных образований по финансированию расходов на предоставление льгот ветера­нам труда - очевидное нецелевое использование средств федерального бюд­жета. Однако по причине недостаточной регламентации порядка расходования и целевого назначения Росфиннадзор не смог квалифицировать по сути невер­ные действия как финансовое нарушение.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×