Контроль в строительстве: что нужно знать бухгалтеру

5005
Предварительный, текущий и последующий контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансирование капитального строительства и капитального ремонта, осуществляют финансово-экономические органы. При выявлении нарушений в учете и отчетности заказчиков-застройщиков соответствующими органами оформляются заключения о причинах непринятия к финансированию строек и объектов. Чтобы избежать такого рода проблем, бухгалтерам бюджетных учреждений нужно ясно представлять, как проводятся проверки строительных работ и как оформляется соответствующая документация.

Размещение заказов на строительство

Порядок выполнения подрядных работ для государственных и муниципальных нужд определен в гл. 37 Гражданского кодекса РФ (ст. 763–768) (далее – ГК РФ). Основанием для заключения государственного или муниципального контракта является заказ на выполнение подрядных работ, размещенный в соответствии с действующим законодательством (ст. 765 ГК РФ).

Отличительной особенностью договора на подрядные работы для государст­венных или муниципальных нужд является наличие условия о его обеспечении (п. 1 ст. 766 ГК РФ).

В государственном или муниципальном контракте кроме способов обеспече­ния исполнения обязательств сторонами должны указываться и другие сущест­венные условия:

  • объем и стоимость работ;
  • сроки начала и окончания строительства;
  • размер и порядок финансирования работ.

К сожалению, подрядчик не всегда выполняет свою работу качественно. Как правило, брак обнаруживается уже после того, как объект сдан.

Если требований к качеству работы нет ни в договоре, ни в технической доку­ментации, то арбитражный суд откажет учреждению-заказчику в удовлетворе­нии заявленных требований по устранению подрядной организацией недостат­ков в работе (постановление ФАС МО от 25.08.05 № КГ-А40/8115-05).

Качество выполненных работ может быть обусловлено:

  • договором на оказание услуг (ГОСТ или ОСТ);
  • требованиями, предъявляемыми к работам такого рода (используемый ма­териал);
  • законами и иными правовыми актами.

Сроки предъявления требований к качеству выполненной работы зависят от того, установлен ли на нее гарантийный срок.

В случае, когда такой срок не установлен, требования к качеству заказчик может предъявить подрядчику в течение двух лет со дня передачи результата работ, если иные сроки не установлены законом (п. 2 ст. 724 ГК РФ). При этом по догово­рам строительного подряда установлен именно иной – предельный – срок: пять лет со дня передачи результата работ (ст. 756 ГК РФ).

Если на работу установлен гарантийный срок, то заказчик вправе предъявить подрядчику требования, связанные с недостатками в работе, в течение этого срока. По общему правилу исчисление гарантийного срока начинается со дня, когда результат выполненной работы был принят или должен быть принят за­казчиком. Если заказчик не мог пользоваться результатом работ по обстоятель­ствам, зависящим от подрядчика, то гарантийный срок исчисляется с того мо­мента, когда им можно было пользоваться (п. 2 ст. 471, п. 6 ст. 724 ГК РФ).

Гарантийный срок продлевается на то время, в течение которого заказчик не мог пользоваться результатом работ подрядчика, обнаружив в них какие-то не­достатки. Однако это возможно при условии, если заказчик известил подрядчи­ка об этих недостатках, причем сделал это в разумный или в предусмотренный договором срок.

Если подрядчик полностью переделал некачественную работу в течение гаран­тийного срока, то на новую работу устанавливается такой же гарантийный срок, что и на предыдущую (если иное не предусмотрено договором).

Государственный и ведомственный контроль за инвестиционной деятельностью

Бухгалтерам бюджетных учреждений следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.06 № 807 договоры подряда на строительство нужно теперь заносить в Реестр государственных контрактов. Предварительный, текущий и последующий контроль за целевым использова­нием средств, направляемых на финансирование государственных капитальных вложений (далее – ГКВ) и капитального ремонта, осуществляют соответствую­щие службы главного распорядителя бюджетных средств. Чаще всего такими службами являются управления капитального строительства (далее УКС) либо структурные подразделения в финансово-экономических управлениях.

Контрольный обмер

УКС могут проводить контрольные обмеры выполненных работ на строитель­ных объектах. Контрольные обмеры осуществляются до подписания акта при­емки законченного строительством объекта и окончательного расчета за вы­полненные работы с их исполнителем. Главным распорядителем могут быть установлены квартальные задания по проведению контрольных обмеров. Квар­тальные задания устанавливаются в соответствующих размерах (чаще всего – не менее 50%) от стоимости выполненных работ.

Проверка объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных и ре­монтно-строительных работ производится путем инструментального обмера их в натуре и сопоставления их с данными учета объемов работ, выполненных не­посредственно у заказчика-застройщика и подрядной организации, и данными, содержащимися в проектной документации.

Перед производством контрольного обмера работники УКС составляют свод­ную ведомость оплаченных или предъявленных к оплате работ на основе имею­щихся в бухгалтерии расчетно-платежных документов.

По результатам контрольного обмера составляются акт и ведомость пересчета стоимости работ, которые подписываются представителями УКС, руководителем и главным бухгалтером заказчика-застройщика, а также исполнителем работ.

Сводная ведомость оплаченных (предъявленных) работ подписывается до на­чала контрольного обмера. Акт контрольного обмера утверждается руководи­телем УКС. В случаях завышений объемов и (или) стоимости выполненных работ, выявленных в результате контрольных обмеров и проверки расчетно-платеж­ных документов, служащих основанием для получения средств, излишне полу­ченные суммы взыскиваются с исполнителей работ.

Нередко УКС проводят контрольные обмеры по оборудованию, сданному в монтаж. За выявленные завышения объемов и стоимости выполненных работ в расчетно-платежных документах, служащих основанием для получения денеж­ных средств, руководители, главные бухгалтера, другие должностные лица за­казчиков-застройщиков и исполнители работ привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контрольная проверка на соответствие

Приемо-сдаточная документация по строительным работам, хранящаяся в бух­галтерии, вполне может быть подвергнута контрольной проверке соответствия работ, указанных в актах приемки проектных работ, фактически выполненным работам и правильности определения их сметной стоимости.

При установлении завышений в актах приемки проектных работ излишне полу­ченные суммы подлежат удержанию проектной организации при оплате оче­редных счетов за выполненные работы. При этом УКС проверяют как сводные сметные расчеты, так и объектные (локальные сметы), на основании которых производятся расчеты за выполненные работы. По результатам проверки состав­ляются заключения, содержащие расчеты, выводы и предложения. В заключени­ях отражаются выявленные завышения и (или) занижения сметной стоимости.

Контроль за целевым использованием средств

В подрядном договоре обязательно должны быть предусмотрены права УКС на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на финансирование ГКВ и капитального ремонта субъектами инвестиционной деятельности. УКС принимают документы для финансирования ГКВ и капиталь­ного ремонта, если они отвечают за это по действующему законодательству. При выявлении нарушений заказчикам-застройщикам высылаются заключения о причинах непринятия к финансированию строек и объектов.

Внутрипостроечные титульные списки и титульные списки капитального ремонта принимаются к финансированию, если они отвечают следующим требованиям:

  • титульные списки разработаны и утверждены в установленном порядке в структуре бюджетной классификации;
  • стройки и объекты, включенные в титульные списки, обеспечены утвержден­ной в установленном порядке проектной документацией;
  • задания по вводу в действие мощностей и основных фондов, сроки их вво­да, объемы ГКВ, строительно-монтажных работ и капитального ремонта соответствуют показателям планов ГКВ и капитального ремонта;
  • сметная стоимость по стройкам и объектам, указанная в титульных списках, соответствует сметной стоимости по утвержденным ССР (сводный смет­ный расчет);
  • ГКВ для пусковых комплексов и объектов предусмотрены в размерах, необходимых для ввода их в действие в установленные сроки;
  • вновь начинаемые стройки и объекты обеспечены объемами ГКВ, обеспе­чивающими соблюдение норм продолжительности строительства;
  • срок ввода строек и объектов в эксплуатацию должен учитывать необхо­димость окончания всех взаиморасчетов в текущем финансовом году;
  • не допускается планирование и осуществление расходов на ГКВ в отноше­нии одной стройки или объекта по нескольким показателям функциональной классификации бюджетной классификации.

При заключении и подписании договоров и дополнительных соглашений к до­говорам УКС принимают участие в проверке:

  • соблюдения порядка их заключения, установленного законодательством РФ;
  • наличия протокола о результатах торгов по определению цены договора и исполнителя работ (поставщика услуг и материальных ценностей);
  • соответствия сроков ввода в действие строек (объектов) и объемов строи­тельно-монтажных работ показателям выписок из годовых титульных списков строек и объектов; наличия объемов ГКВ во внутрипостроечных титуль­ных списках и объемов капитального ремонта в титульных списках капи­тального ремонта;
  • порядка оплаты выполненных работ;
  • ответственности сторон за невыполнение обязательств.

При выявлении нарушений и замечаний договор возвращается заказчику-застрой­щику для внесения необходимых изменений и дополнений, о чем сообщается ис­полнителю работ. До внесения соответствующих исправлений договор (дополни­тельное соглашение) УКС не подписывается, оплата работ не производится.

Инженерная проверка

При расчетах за выполненные работы по твердой договорной цене контроль со стороны заказчика-застройщика осуществляется в части соответствия выпол­ненных работ проектному решению и условиям договора, а также изменения цены договора в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Работники бухгалтерии заказчика-застройщика проверяют счета в течение трех рабочих дней, не считая дня поступления (с регистрацией их в журнале учета входящих документов). Счета представляются руководству для акцепта.

Специалисты УКС проводят проверку документов, предъявленных заказчику-за­стройщику к оплате подрядчиками, в порядке, установленном главным распо­рядителем бюджетных средств.

Выявленные в результате последующей инженерной проверки завышения стои­мости работ удерживаются из сумм, причитающихся исполнителям работ при очередной оплате расчетно-платежных документов. В случае выставления окон­чательных расчетов по стройкам и объектам оплата счетов без инженерной проверки не допускается.

При определении суммы платежа по счету исполнителя работ также подлежат удержанию (в разрезе строек и объектов) завышения стоимости работ, выявлен­ные последующей проверкой расчетно-платежных документов и контрольными обмерами, стоимость материалов, полученных от разборки зданий и сооруже­ний, а также от попутной добычи (на основании актов и счетов на переданные или уложенные в дело материалы, акцептованных подрядными организациями).

Расчетно-платежные документы за выполненные работы, поставленные матери­альные ценности и прочие затраты, которые временно не могут быть оплачены по результатам их проверки, хранятся в УКС в отдельной картотеке. Заказчикам- застройщикам и исполнителям работ высылается заключение о суммах времен­ной неоплаты расчетно-платежных документов в следующих случаях:

  • непредставления копий выписок из утвержденных годовых титульных списков строек и объектов, внутрипостроечных титульных списков и ти­тульных списков капитального ремонта;
  • несоответствия показателей утвержденного внутрипостроечного титуль­ного списка показателям, предусмотренным в копии выписки из годового титульного списка строек и объектов;
  • исчерпания годовых объемов ГКВ (капитального ремонта), предусмотрен­ных титульными списками по каждой стройке или объекту;
  • исчерпания сметного лимита по стройке или объекту;
  • отсутствия по заказчику-застройщику остатка объемов финансирования;
  • других причин, устранение которых зависит от конкретного заказчика-за­стройщика.

Проверка правильности цен

Ответственные специалисты заказчика-застройщика совместно в работниками бухгалтерии проверяют правильность применения цен на оборудование и та­рифов на его перевозку, указанных в счетах поставщиков, транспортных и дру­гих организаций.

Оплата стоимости приобретаемого оборудования не осуществляется в следую­щих случаях:

  • отсутствия утвержденной в установленном порядке проектной докумен­тации;
  • отсутствия в ССР средств на приобретение оборудования;
  • исчерпания сметного лимита на приобретение оборудования;
  • предъявления расчетно-платежных документов, в которых отсутствует ссылка на соответствующий договор;
  • недостаточности лимитов бюджетных обязательств.

Расчетно-платежные документы за оборудование, принятое заказчиками-за­стройщиками по приемо-сдаточным документам и оставленное на ответствен­ное хранение у поставщика, к оплате не принимаются.

При выполнении капитального ремонта зданий и сооружений подлежит оплате только инженерно-техническое оборудование и детали к нему в связи с их фи­зическим износом и разрушением на более долговечное и экономичное, улуч­шающие их эксплуатационные показатели (дизели, двигатели внутреннего сго­рания, паровые котлы, водогрейные котлы, газовое оборудование, насосы всех типов, воздушные компрессоры всех типов и др.).

Оплата оборудования, затраты на приобретение которого предусматриваются в сметах на капитальный ремонт, производится работниками бухгалтерии в пре­делах лимита средств на приобретение оборудования, установленного по каж­дому зданию, сооружению в титульном списке.

УКС должны принимать меры к предотвращению накопления сверхнорматив­ных запасов неустановленного оборудования, воздействовать на ускорение сроков сдачи его в монтаж.

Оценка эффективности при хозяйственном способе строительства

Хозяйственный способ строительства (хозспособ) представляет собой метод ведения строительно-монтажных работ силами застройщика без привлече­ния подрядных организаций. Бухгалтерам следует иметь в виду, что понятие “хозяйственный способ строительства” в гражданском законодательстве от­сутствует. Однако оно содержится в нормативно-правовых документах Гос­комстата России. Кроме того, хозспособ упомянут в письме МНС России от 24.03.04 № 03-1-08/819/16, где, в частности, сказано, что в целях квалифика­ции этого понятия необходимо руководствоваться постановлениями Госком­стата России.

К работам, выполненным хозспособом, не относятся:

  • работы, выполненные подразделениями учреждения для ОКСа этого же учреждения;
  • работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству (п. 35 Порядка заполнения и представления унифициро­ванных форм федерального государственного статистического наблю­дения, утвержденного постановлением Госкомстата России от 01.12.03 № 105).

Применение хозяйственного способа строительства оправдано только при не­больших объемах работ, когда использование действующих подрядных органи­заций затруднено, а создание новых нецелесообразно. Поэтому проверяющие из Счетной палаты могут согласиться с эффективностью хозспособа, если он применяется:

  • при реконструкции или расширении действующих объектов;
  • при строительстве небольших объектов вспомогательного назначения на территории существующего комплекса, то есть в условиях, когда не пред­ставляется возможным организовать равномерную загрузку строительных кадров, когда выполнение работ во времени зависит от характера техно­логического процесса основного производства и имеет место неопреде­ленность в предоставлении фронта работ.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль