Как провести реорганизацию бюджетного учреждения

11960
Источник: «Финансовый справочник бюджетной организации» № 5 за 2010 г. В настоящее время в России активно ведутся поиски способов повышения эффективности организации и функционирования системы бюджетных учреждений. Основные направления деятельности в рассматриваемой области были определены еще Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249. В частности, в соответствии с Концепцией предполагалось провести глубокие преобразования, направленные на уточнение правоспособности бюджетных учреждений. Реорганизация бюджетных учреждений видится разработчикам вышеозначенной концепции одним из путей разрешения существующих проблем. В настоящем материале будет рассмотрен порядок действий по реорганизации бюджетного учреждения. В том числе мы остановимся подробнее на подготовке документации, вопросах правопреемственности и скрытых нюансах, возникающих в процессе реорганизации.

Правовые основы реорганизации

Правовые основы реорганизации юридических лиц установлены положениями части первой Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). В частности, ст. 57 ГК РФ предусматривает возможность проведения реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.

Следует различать указанные понятия:

  • преобразование - это изменение организационно-правовой формы юри­дического лица;
  • слияние - прекращение двух или нескольких юридических лиц и образо­вание на их основе нового юридического лица;
  • присоединение - прекращение двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу;
  • выделение - создание одного или нескольких юридических лиц, к кото­рым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого юридическо­го лица без его прекращения;
  • разделение - прекращение юридического лица, когда все его права и обя­занности переходят к вновь созданным юридическим лицам.

В соответствии с п. 3 ст. 120 ГК РФ особенности реорганизации и ликвидации видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Порядки реорганизации и ликвидации некоторых видов бюджетных учреждений тоже устанавливаются специальными законами, регу­лирующими их деятельность, а также подзаконными нормативными правовы­ми актами.

В связи с тем что учреждение является некоммерческой организацией (т. е. орга­низацией, созданной для достижения социальных, благотворительных, культур­ных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан и в иных целях), на него распространяются положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ). В частности, учреждение может быть преобразовано в фонд, автоном­ную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организа­ции иных форм или хозяйственное общество допускается только в случаях, кото­рые установлены данным законом (п. 2 ст. 17 Закона № 7-ФЗ).

Следует иметь в виду, что при реорганизации юридического лица подлежат применению и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В частности, государственная регистрация организации, возникшей в результа­те реорганизации, и внесение в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности реорганизованной организации осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).

Порядок проведения реорганизационных мероприятий

Приведем стандартный алгоритм преобразования бюджетной организации на примере федерального учреждения. Сразу отметим, что все нижесказанное справедливо для учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Итак, если учреждение наме­рено провести реорганизацию, требуется прохождение следующих этапов.

1. Решение о реорганизации

Согласно п. 1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осу­ществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридическо­го лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 10.02.2004 № 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" решения о реорганизации федеральных государственных учреждений принимает Правительство РФ. Проекты указанных решений подготавли­вают федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли, по согласованию с Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и Минфином России.

Проект решения Правительства РФ о реорганизации федерального государ­ственного учреждения должен предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер ассигнова­ний на содержание реорганизуемого учреждения в пределах средств, преду­смотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Кроме того, в соответствии с п. 2 письма Минфина России от 16.06.2003 № 03-01-01/ 08-176 (далее - Письмо № 03-01-01/08-176) в таком решении следует отразить:

  • основание для принятия решения о реорганизации органа или учреждения;

  • дату, на которую проводится реорганизация органа или учреждения;

  • срок проведения реорганизационных мероприятий;

  • создание органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реоргани­зацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации органа или учреждения;
  • источник финансирования расходов, связанных с проведением реоргани­зации;
  • перечень органов или учреждений, которым передаются функции, права и обязанности, активы (финансовые и нефинансовые) и обязательства (да­лее - активы и обязательства) реорганизуемого органа или учреждения.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества реорганизуемого учреждения Росимуществу.

Порядок и сроки упразднения органа (комиссии), уполномоченного на реорга­низацию, определяются правовым актом учредителя, а в случае реорганизации федерального органа исполнительной власти - распоряжением Правительства РФ. При этом орган (комиссия), уполномоченный на реорганизацию, не может быть упразднен до представления оформленного в установленном порядке пе­редаточного или разделительного балансов (п. 4 Письма № 03-01-01/08-176).

2. Сообщения и уведомления

Налоговым органам. Ст. 60 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо в тече­ние трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обя­зано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государствен­ную регистрацию юридических лиц (т. е. налоговый орган по месту нахождения учреждения), о начале процедуры реорганизации с указанием того, в какой форме производится реорганизация. Если в реорганизации участвуют два и бо­лее юридических лица (например, при слиянии), такое уведомление направляет юридическое лицо, последним принявшее решение о реорганизации, либо определенное решением о реорганизации. Аналогичное положение содержит п. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ. Форма уведомления приведена в Письме ФНС РФ от 23.01.2009 № МН-22-6/64@.

На основании упомянутого уведомления орган, осуществляющий государствен­ную регистрацию юридических лиц, вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридиче­ское лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганиза­ции (п. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 23 части первой Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о ее реорганизации или ликвидации в течение трех дней со дня принятия такого решения. Такое сообщение направляется по форме С-09-4 ("Сообщение о реорганизации или ликвидации организации"), утвержденной приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@.

Таким образом, реорганизуемое учреждение должно направить в налоговый орган и уведомление о реорганизации, предусмотренное ст. 60 ГК РФ, и соот­ветствующее сообщение согласно НК РФ. Причем оба документа направляются в трехдневный срок с момента принятия решения о реорганизации.

Кредиторам. Особое внимание при реорганизации юридического лица граж­данское законодательство уделяет установлению гарантий прав его кредито­ров. Согласно п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную реги­страцию юридических лиц, обязано в письменной форме уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации. Это уведомление составляется в про­извольной форме.

СМИ. После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации соответствующее юридическое лицо дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорга­низации. В настоящее время данные о государственной регистрации юридиче­ских лиц подлежат печати в журнале "Вестник государственной регистрации"*.

Если в реорганизации участвуют два и более юридических лица, то, как и при уведомлении налогового органа о начале процедуры реорганизации, уведом­ление о реорганизации публикует юридическое лицо, последним принявшее решение о ней, либо определенное решением о реорганизации, и делает это от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юри­дическом лице, форма реорганизации, описываются порядок и условия заявле­ния кредиторами своих требований, а также иные сведения, предусмотренные законом.

Внебюджетным фондам. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального за­кона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Россий­ской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Феде­ральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) пла­тельщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о реорганизации или ликвидации организации в течение трех дней со дня принятия такого реше­ния. Уведомление о предстоящей реорганизации, направляемое во внебюджет­ные фонды, также составляется в произвольной форме, но обязательно на бланке учреждения с подписанием уполномоченным лицом и проставлением печати. Представлять такое сообщение можно непосредственно (лично) либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Работникам. В процессе реорганизационных мероприятий вносятся соответ­ствующие изменения в документы работников, связанные с работой (трудовой до­говор, трудовую книжку, личную карточку по форме Т-2). Поскольку меняются су­щественные условия трудового договора, уведомления об изменении таких условий направлять работнику необходимо в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ.

Уведомление составляется в произвольной форме и вручается работнику лич­но под расписку, либо оно направляется по месту его жительства заказным письмом с уведомлением о вручении. Сделать это необходимо не позднее чем за два месяца до изменения существенных условий трудового договора (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

Вместе с тем ч. 5 ст. 75 ТК РФ устанавливает, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация не может являться основа­нием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, и по­этому никаких уведомлений направлять не требуется. В таких случаях в трудовые книжки работников просто вносится в установленном порядке соответствую­щая запись.

Далее в этой статье:

  • Передаточный (разделительный) баланс
  • Завершение реорганизационных мероприятий

Вы можете прочитать этот материал полностью в «Финансовом справочнике бюджетной организации» № 05/2010

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль