Закупки у субъектов малого предпринимательства

34548
Бурков Александр Владимирович
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
Иногда участниками закупок могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Свое право считаться таковыми они декларируют в заявках на участие в закупках. Расскажем об особенностях таких закупок.

Закупки у СМП

В некоторых случаях учреждение обязано совершать закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. В заявках на участие в закупках субъекты малого предпринимательства декларируют свое право считаться таковыми. Представлять дополнительные документы в подтверждение своего статуса им не нужно (письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 4 апреля 2014 г. № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14). Расскажем об особенностях закупок у СМП.

Понятие субъекта малого предпринимательства

Определение субъекта малого предпринимательства содержится в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 4 Закона № 209-ФЗ к таким субъектам относятся:

  • внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП);
  • индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в ЕГРИП;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

При этом для СМП установлены критерии по структуре капитала, по численности работников и по выручке.

Ограничение по структуре капитала касается юридических лиц. Суммарная доля участия государства и определенных организаций не превышает 25 процентов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) субъекта малого предпринимательства. Исключение – активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Речь идет о суммарном участии:

  • Российской Федерации;
  • субъектов РФ;
  • муниципальных образований;
  • иностранных юр. лиц;
  • общественных и религиозных организаций (объединений);
  • благотворительных и иных фондов.

Кроме того, доля участия в СМП одного или нескольких юрлиц, которые сами не относятся к малому и среднему предпринимательству, не превышает 25 процентов. С 30 июня 2015 года установленные в уставе субъекта малого предпринимательства (СМП) суммарные доли участия иностранных юр. лиц, а также иных юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49 процентов каждая. Кроме того, категория СМП может измениться только в том случае, если критерии, по которым организация относилась к субъектам малого бизнеса, были выше или ниже установленных границ в течение трех календарных лет. Например, это может быть средняя численность работников. Это ограничение не распространяется на хозяйственные общества и партнерства, занимающиеся практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности. Но при условии, что исключительные права на такие результаты деятельности принадлежат учредителям (участникам) – бюджетным или автономным образовательным или научным учреждениям. Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются программы для ЭВМ и баз данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Также вышеупомянутое ограничение не распространяется на субъектов малого предпринимательства, чьи учредители (участники) – организации, включенные в особый перечень, утвержденный Правительством РФ. Речь идет о перечне юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

По критерию численности работников организацию или КФХ можно отнести к субъектам малого предпринимательства, если средняя численность работников за предшествующий календарный год не превысила 100 человек.

Предельная величина выручки для целей признания предприятия малым установлена постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101. К малому предпринимательству относятся субъекты, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предыдущий год не превысила 400 млн руб.

Льготы по закупкам у СМП

Особенности участия в государственных и муниципальных закупках субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках регулируются статьей 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичная норма была предусмотрена ранее ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Однако в Законе о контрактной системе к малым предприятиям добавились социально ориентированные некоммерческие организации. Но в обоих случаях речь идет о мерах государственной поддержки малого бизнеса в форме закупок у малого предпринимательства.

Сразу следует сделать важное уточнение. Механизм поддержки СМП и социально ориентированных НКО согласно 44-ФЗ принципиально отличен от механизма поддержки иных «льготных» категорий участников. У учреждений федеральной службы исполнения наказаний и организаций инвалидов есть обязательная преференция по цене. СМП и социально ориентированные некоммерческие организации имеют право на специально выделенный для них объем закупок. Причем разделять закупки «только для субъектов малого предпринимательства» или «только для социально ориентированных НКО» недопустимо.

Механизм поддержки СМП и НКО

Частью 1 статьи 30 Закона о контактной системе установлено, что заказчики (или лица, которым переданы полномочия заказчика) проводят не менее 15 процентов совокупного объема закупок, предусмотренного планом-графиком, именно у СМП и социально ориентированных НКО. При этом подразумевается план-график, предусмотренный статьей 21 Закона о контрактной системе.

Все закупки учреждения должны быть проведены в соответствии с планом-графиком. Это основной документ, который нужно составить при планировании перечня государственных закупок учреждения.

Читайте новую статью о том, как составить план-график закупок на 2016 год

Из положений статьи 21 Закона о контрактной системе следует, что план-график формируется исходя из доведенных бюджетных средств. Соответственно, совокупный объем закупок определяется исходя из планируемого объема денежных средств, которые заказчик намерен израсходовать на закупки на момент формирования плана-графика. Отметим, что Закон о государственных закупках предусматривал ограниченный перечень товаров, работ, услуг, которые можно было закупать у СМП. При этом ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе также определен перечень случаев, когда заказчик не обязан проводить выделенные закупки у малого бизнеса и социально ориентированных НКО:

  • закупки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны;
  • предоставление кредитов для заказчиков;
  • закупки у субъектов естественных монополий;
  • закупки работ в области использования атомной энергии.

Предельное ограничение начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, – 20 млн руб. (как и в Законе о государственных закупках). Однако данное требование не распространяется на контракты, заключенные в результате проведения торгов с привлечением таких организаций как субподрядчиков (письмо Минэкономразвития России от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2740).

Если по итогам процедуры заключен контракт, в котором изначально был указан процент привлечения СМП и СОНО, а победителем стал сам субъект, относящийся к таковым, в отчете отражайте сумму, равную такому проценту. Основание – подпункт «е» пункта 2 приложения к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.

В зачет объема закупок у СМП засчитывается сумма договоров субподряда (контрактом предусмотрено привлечение соисполнителей, основной исполнитель представляет сведения о заключенных договорах субподряда).

Если объем закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных НКО меньше, чем предусмотрено Законом о контрактной системе, работника контрактной службы учреждения (контрактного управляющего) могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Об ответственности в сфере закупок читайте также в статье «Нарушения в сфере закупок: административная ответственность». Об организации работы специалистов, отвечающих за закупки, читайте в материале «Контрактная служба и контрактный управляющий».

Возможные проблемы

Практика применения мер поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках Закона о госзакупках привела к тому, что законодательно был оговорен случай, когда заказчик объявляет закупку для таких участников, но заявок от них не поступает. Эта попытка засчитывалась заказчику как исчерпывающее выполнение нормы закона (важна не сумма контракта, а желание его заключить). Из содержания части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе аналогичного вывода однозначно сделать нельзя. Поэтому в связи с наличием административной ответственности за неисполнение нормы статьи 30 Закона о контрактной системе необходимы скорейшие разъяснения этой ситуации.

Также смотрите:

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль