Автономное учреждение: алгоритм преобразования (продолжение)

6059
Мы продолжаем разговор о порядке преобразования бюджетного учреж-дения в автономное.

перейти к началу

Формирование предложения о преобразовании

Государственное или муниципальное учреждение самостоятельно решает: ста­новиться ему автономным или нет. Соответствующие органы власти подготавли­вают предложение о создании АУ по инициативе либо с согласия учреждения.

И это принципиально! Таким образом законодатель установил принцип добро­вольности и учета интересов трудового коллектива при изменении типа суще­ствующего учреждения.

Требования к содержанию предложения о создании автономного учреждения путем изменения его типа закреплены в Постановлении № 325, а рекомендации по подготовке предложений утверждены Приказом № 261.

Формы, утвержденные Постановлением № 325, заполняются на основе резуль­татов аудиторской проверки состояния имущества, данных исследования об оценке доступности услуг, предоставляемых АУ, оценки последствий преобра­зования, а также сведений, содержащейся в бухгалтерской и статистической от­четности.

Необходимо заметить, что подготовка предложения требует серьезного анали­за деятельности учреждения за предыдущий период. К предложению необхо­димо приложить копии документов, свидетельствующих о достоверности ука­занных в нем сведений, в том числе:

  • решения о создании государственного (муниципального) учреждения;
  • проекта устава государственного (муниципального) учреждения;
  • документов, подтверждающих полномочия руководителя государствен­ного (муниципального) учреждения;
  • свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юри­дических лиц;
  • свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ;
  • иных документов финансовой и бухгалтерской отчетности.

Но это еще не все. Важную роль в деятельности АУ будет играть наблюдатель­ный совет. Порядок его формирования и компетенция изложены в ст. 10 и 11 Закона № 174-ФЗ, согласно которым наблюдательный совет создается для обес­печения соблюдения соответствия деятельности АУ целям, указанным в его ус­таве. В состав совета должны входить представители учредителя, исполнитель­ных органов государственной власти и органов местного самоуправления, представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В наблюдательный совет могут также входить представители иных государственных органов и органов местного са­моуправления, представители работников АУ.

Введение в структуру управления АУ такого обязательного органа управления, как наблюдательный совет, с полномочиями, касающимися в основном вопро­сов организации уставной деятельности и осуществления финансово-хозяйст­венной деятельности, является неким механизмом контроля, уравновешиваю­щим интересы государства и автономного учреждения при расширении экономических прав и свобод таких организаций.

Согласно п. 8 ст. 10 Закона № 174-ФЗ решение о назначении членов наблюда­тельного совета АУ принимается его учредителем. К моменту преобразования совет должен быть сформирован. Поэтому вместе с другими документами учре­ждение должно направить в соответствующий орган власти предложения по составу членов наблюдательного совета.

Все вышеуказанные документы формируют “пакет” документов, который необхо­дим для изменения статуса бюджетного учреждения. Он представляется учре­дителю бюджетного учреждения, и на его основании тот принимает решение о создании АУ путем изменения типа существующего бюджетного учреждения.

Решение о создании АУ

Решать судьбу каждого конкретного учреждения будет его учредитель. В на­стоящее время в роли учредителя бюджетной организации выступает главный распорядитель бюджетных средств.

На основе пакета документов, представленного учреждением, учредитель выно­сит решение о создании автономного учреждения либо об отказе в его создании.

Решение учредителя о создании АУ путем изменения типа существующего госу­дарственного или муниципального учреждения обязательно должно содер­жать:

1) сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого АУ и ответственном за проведение мероприятий по его созданию;

2) сведения об имуществе, закрепляемом за АУ, в т. ч. перечень объектов недви­жимого имущества и особо ценного движимого имущества;

3) перечень мероприятий по созданию АУ с указанием сроков их проведения.

Обратите внимание, что имущество АУ закрепляется за ним на праве оператив­ного управления так же, как и имущество бюджетного учреждения. Но порядок использования имущества автономного учреждения иной, чем у бюджетного.

Напомним, что согласно ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреж­дение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При этом в случае их недостаточности для покрытия обязательств перед кредиторами собственник бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность.

В свою очередь, собственник имущества АУ не несет такой, то есть субсидиар­ной, ответственности. Автономное учреждение отвечает по своим обязательст­вам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Собственниками имущества АУ являются соответственно Российская Федера­ция, субъект РФ, муниципальное образование, которые не несут ответственно­сти по обязательствам созданных ими автономных учреждений. АУ не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным дви­жимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенны­ми им за счет средств, выделенных ему учредителем. Остальным своим имуще­ством, в т. ч. недвижимым, АУ вправе распоряжаться самостоятельно.

Необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ от 31.05.07 № 337 “О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автоном­ного учреждения” установлено имущество, которое необходимо относить к ука­занной категории, а именно:

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. руб.;
  • иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет ме­нее 50 тыс. руб., без которого осуществление федеральным автономным уч­реждением своей основной деятельности будет существенно затруднено;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собст­венности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ.

При этом к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено иму­щество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности федерального АУ, а также имущество, приобретенное федеральным АУ за счет доходов, полученных от осуществляемой в соответствии с уставом предприни­мательской и иной приносящей доход деятельности.

При создании АУ путем изменения типа существующего учреждения не допус­кается изъятие или уменьшение имущества (в т. ч. денежных средств), закреп­ленного за государственным или муниципальным учреждением.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 20 Закона об автономных учреждениях объем фи­нансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем го­сударственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автоном­ному), не может зависеть от типа такого учреждения.

Контракт с руководителем АУ

Контракт с руководителем АУ заключается в соответствии с требованиями Тру­дового кодекса РФ (далее – ТК РФ) и может быть как срочным, так и бессрочным.

Название должности руководителя устанавливается в соответствии с правила­ми специальных законов и подзаконных правовых актов. Это может быть дирек­тор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководи­тель, управляющий. При этом он в любом случае является единоличным исполнительным органом, осуществляющим текущее руководство деятельно­стью учреждения и действующим на основе принципа единоначалия.

К его компетенции относится решение всех вопросов, которые не составляют ис­ключительную компетенцию наблюдательного совета учреждения и учредителя.

Назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий, а также заключе­ние и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответст­вующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок, относится к компетенции учредителя автономного учреждения (п. 6 ст. 9 Закона).

Например, в соответствии со ст. 35 Закона РФ “Об образовании” непосредствен­ное управление государственным или муниципальным образовательным учреж­дением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор). Такой руководитель может быть:

1) избран коллективом образовательного учреждения;

2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утвержде­нием учредителем;

4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреж­дения права вето;

5) назначен учредителем;

6) нанят учредителем.

Порядок назначения на должность руководителя должен быть прописан в уставе АУ.

Руководитель автономного учреждения непосредственно подотчетен наблюда­тельному совету и опосредованно – учредителю (см. п. 7 ч. 1, ч. 4 ст. 11 Закона).

Следует также иметь в виду, что полномочия руководителя любой организации определяются и другими федеральными законами, например, ТК РФ, Федераль­ным законом “О бухгалтерском учете” и др.

Все свои полномочия руководитель вправе осуществлять без специальной до­веренности, в силу прямого указания комментируемой нормы и устава авто­номного учреждения.

Регистрация учредительных документов

Напомним, что основной документ, регламентирующий процедуру регистрации юридического лица, независимо от организационно-правовой формы – это Фе­деральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнитель­ной власти (регистрирующим органом), уполномоченным Правительством РФ (МНС РФ – постановление Правительства РФ от 17.05.02 № 31). Напомним, что в на­стоящее время Федеральная налоговая служба является правопреемницей МНС и выполняет обязанности по государственной регистрации) в течение пяти дней с момента обращения. Документы, предоставляемые для регистрации и требования к их оформлению перечислены в постановлении Правительства РФ от 19.06.02 № 439.

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в со­ответствии с законодательством о налогах и сборах (на сегодняшний день со­ставляет 2 тыс. руб.).

Открытие счета в банке или иной кредитной организации

Автономное учреждение вправе открывать расчетный счет в любой кредитной организации. При этом оно может не согласовывать с налоговыми органами не только количество своих счетов, но и конкретные банки или иные кредитные организации на территории РФ, в которых оно предполагает открыть соответст­вующие счета.

Данный вывод соответствует официальной позиции федерального органа по налогам и сборам, изложенной еще в письме ГНС России от 25.10.96 № ВК-6-12/748 “О правах налогоплательщиков на открытие счетов”.

Заметим, что в процессе преобразования бюджетного учреждения в автономное весьма остро может встать вопрос о переводе денежных средств с лицевых счетов, открытых бюджетному учреждению в органах Федерального казначейства, на счета, открываемые теперь уже автономному учреждению в коммерческих банках.

В настоящий момент порядок, который бы устанавливал механизм перевода де­нежных средств учреждения в период преобразования, не разработан. Можно предположить, что при переводе денежных средств, полученных учреждением от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на счета в коммерческих банках при закрытии лицевых счетов в органах казначейского исполнения бюджета, в соответствующих документах необходимо указать лишь реквизиты нового счета в соответствующем банке.

В свою очередь, порядок использования учреждением бюджетных средств в переходный период должен быть урегулирован соответствующим нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти. Возможно, для этого потре­буется заключение соглашений между учреждением, его учредителем и финан­совым органом о направлении указанных средств на финансирование заданий учредителя.

Уведомление об изменении реквизитов

После принятия решения о преобразовании бюджетного учреждения в авто­номное необходимо соблюсти ряд формальных моментов, которые играют не­маловажное значение.

Так, принятые изменения к уставу необходимо зарегистрировать в территори­альном органе Федеральной налоговой службы. При необходимости разрабо­тать положения о филиалах, представительствах АУ.

Необходимо также разработать план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, сообщить об изменении реквизитов в территориаль­ные органы Росстата, фондов социального и обязательного медицинского стра­хования, контрагентам в рамках всех заключенных соглашений.

Получение задания на оказание услуг

Финансовое обеспечение деятельности АУ осуществляется за счет субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и других не за­прещенных законом источников.

Имущество, в т. ч. денежные средства, закрепляемое за АУ при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять пре­дусмотренную уставом АУ деятельность и нести ответственность по обяза­тельствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

Поэтому начало “автономного плавания” должно совпасть с выдачей учреди­телем соответствующего задания учреждению по реализации полномочий органов исполнительной власти. Согласно ст. 4 Закона № 174-ФЗ учредитель устанавливает такие задания для АУ в соответствии с предусмотренной его ус­тавом основной деятельностью.

В свою очередь, автономное учреждение в своей деятельности руководствует­ся заданиями учредителя. При этом финансирование выполнения задания про­исходит из бюджета соответствующего уровня.

Заключение

Несмотря на привлекательность перехода в автономные учреждения, на сего­дняшний день существует еще много неурегулированных вопросов техниче­ского и политического характера, которые могут превратить процесс преобра­зования для руководителя и сотрудников учреждения в “борьбу с ветряными мельницами”.

Поэтому мы рекомендуем при принятии решения об изменении статуса учреж­дения заручиться помощью и поддержкой учредителя и соответствующих орга­нов власти.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль