Закрепление прав на имущество автономным учреждением

18255
Автономные учреждения, созданные на базе имущества бюджетных учреждений, уже осуществляют свою деятельность во многих регионах Российской Федерации. Особую актуальность приобретают сегодня вопросы использования автономным учреждением полученного в “наследство” имущества, а также процедуры его закрепления.

Вступление в права на наследство

Автономные учреждения, созданные путем изменения типа существующего го­сударственного или муниципального учреждения, получили богатое “наследст­во”: здания, сооружения, транспортные средства, оборудование и т. д. Однако получение такого “наследства” еще не дает оснований автономным учреждени­ям беспрепятственно его использовать в своей деятельности. Для этого авто­номным учреждениям надо вступить в “наследственные права”.

Автономное учреждение, созданное на базе имущества бюджетного учрежде­ния, автоматически не получает прав на его имущество. Имущество преобра­зованного бюджетного учреждения должно быть передано автономному учреждению на основании распоряжения соответствующего органа исполни­тельной власти или органа местного самоуправления.

Передача автономному учреждению “бюджетного” имущества

Перечень имущества, передаваемого автономному учреждению, указывает­ся в решении о создании автономного учреждения, а сам факт переда­чи оформляется соответствующим актом приема-передачи имущества. Оче­видно, что в данном акте стороной, передающей имущество, выступает орган исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом (далее – Собственник), а принимающей стороной – автономное уч­реждение.

Решение органа исполнительной власти о создании автономного учреждения является правоустанавливающим нормативным актом. Данный акт служит авто­номному учреждению основанием для государственной регистрации в органах федеральной регистрационной службы права оперативного управления при­нятым имуществом.

Только после получения автономным учреждением свидетельства о государст­венной регистрации право оперативного управления имуществом считается возникшим. Таким образом, автономное учреждение вступает в “наследствен­ные” права по использованию имущества преобразованного бюджетного учреж­дения.

Однако следует уточнить, что согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) правом оперативного управления могут быть наделены только казенные предприятия и учреждения, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. При этом в указанной норме нет упоминания об автономных учреждениях. Следовательно, право оперативного управления имуществом, распространяемое на автономные учреждения, согласно Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ) действует по принципу аналогии права.

Несколько иначе происходит процедура “наследования” автономным учрежде­нием земельного участка.

Передача автономному учреждению земельного участка

Напомним, что согласно Закону № 174-ФЗ земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ “О введе­нии в действие Земельного кодекса РФ” со дня его введения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоян­ное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установлен­ных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, а именно:

  • государственным и муниципальным учреждениям;
  • федеральным казенным предприятиям;
  • органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Поскольку автономные учреждения создаются для реализации полномочий ор­ганов исполнительной власти и местного самоуправления, а финансовые ре­сурсы, имущество и земельные участки передаются для оказания ими государ­ственных и муниципальных услуг в рамках реализации соответствующих полномочий, то фактически автономные учреждения получают статус государ­ственных (муниципальных) учреждений. На этом основании и допустимо пре­доставление земельных участков автономным учреждениям на праве постоян­ного бессрочного пользования.

Решение о выделении автономному учреждению земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования принимается органом, обладающим правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственно­сти бюджета соответствующего уровня. Так, например, на федеральном уровне органом, обладающим полномочиями по распоряжению земельными участка­ми, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Примерная форма указанного решения утверждена распоряжением Миниму­щества России от 02.09.2002 № 3070-р.

После получения указанного решения, право постоянного бессрочного поль­зования, так же как и другие права на недвижимое имущество, необходимо за­регистрировать в едином реестре прав на недвижимое имущество, обратив­шись в территориальные органы Федеральной регистрационной службы. Порядок регистрации указанного права регламентирован Федеральным зако­ном от 21.07.1997 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижи­мое имущество и сделок с ним”.

Таким образом, для нормального ведения хозяйственной деятельности у авто­номного учреждения должны быть следующие документы:

  • распоряжение учредителя о закреплении за ним имущества согласно прилагаемого перечня;
  • документ о государственной регистрации права оперативного пользова­ния закрепленным движимым и недвижимым имуществом;
  • решение государственного или муниципального органа, уполномоченно­го на осуществление операций с земельными ресурсами, о предоставле­нии автономному учреждению земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования.

Право оперативного управления имуществом

Вступив в “наследственные” права, автономные учреждения приступают к вы­полнению государственного (муниципального) задания по оказанию услуг, выполнению работ. Кроме того, Учредитель для реализации своих полно­мочий, переданных автономному учреждению, может ему выделять допол­нительно денежные средства на содержание имущества или иные целевые средства.

Как уже отмечалось выше, имуществом, приобретаемым за счет средств, выде­ленных учредителем, автономное учреждение распоряжается на праве опера­тивного управления. И это право накладывает соответствующий отпечаток на хозяйственную деятельность автономного учреждения.

Руководителю автономного учреждения следует помнить о том, что право опе­ративного управления имуществом является производным от права собствен­ности на данное имущество. Оно включает в себя права владения, пользования и распоряжения имуществом. Однако возможности, которыми располагает об­ладатель прав оперативного управления, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у собственника имущества. Данные ограничения устанавливаются не только законом, но также находятся в зависимости от целей деятельности обладателя права оперативного управления, заданий Учредителя и назначения имущества. В настоящее время в качестве обладателей права опе­ративного управления могут выступать две категории организаций, являющих­ся юридическими лицами:

  • казенное предприятие как коммерческая организация (ст. 115 ГК РФ);
  • учреждение как некоммерческая организация (ст. 120 ГК РФ).

В связи с существующим различием в правовом статусе указанных организаций ГК РФ вводит определенные различия и в содержание права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297 ГК РФ) и учреж­дением (ст. 298 ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ право оперативного управления у автономных учреждений возникает только на закрепленное за ним имущество. При этом закрепленное за учреждением имущество находится в федераль­ной, региональной или муниципальной собственности. В свою очередь, иму­щество, приобретаемое автономным учреждением за счет средств, поступаю­щих от оказания им платных услуг, находится в собственности указанного учреждения.

Приобретение автономным учреждением имущества за счет средств, выделен­ных Учредителем на выполнение задания, также не означает автоматического получения автономным учреждением права на его беспрепятственное исполь­зование. Для получения такого права автономное учреждения должно пройти через определенные процедуры.

Возникновение и закрепление прав на имущество

При осуществлении операций с имуществом автономного учреждения руково­дителю и работникам финансовых служб и бухгалтерии следует отслеживать следующие этапы:

  • возникновение у автономного учреждения имущественного права на при­обретаемое имущество;
  • закрепление Учредителем за автономным учреждением приобретенного имущества.

Поскольку имущество автономного учреждения согласно ГК РФ закрепляется за ним на праве оперативного управления, то автономное учреждение без согла­сия Учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним Учредителем или при­обретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Уч­редителем на приобретение этого имущества. Таким образом, во избежание конфликтных ситуаций автономное учреждение должно своевременно закре­пить и согласовать с Учредителем порядок использования приобретенного им имущества.

Согласно постановлению Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 “О порядке оп­ределения видов особо ценного движимого имущества автономного учрежде­ния” (далее – Постановление № 337) в состав особо ценного движимого иму­щества федеральных автономных учреждений включается:

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. руб.;
  • иное движимое имущество, балансовая стоимость которого составляет менее 50 тыс. руб., без которого осуществление федеральным автоном­ным учреждением своей основной деятельности будет существенно за­труднено;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном поряд­ке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находя­щиеся в федеральной собственности и включенные в состав государст­венной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы архивного фонда Российской Федерации.

Закрепление имущества за автономным учреждением осуществляется исходя из его балансовой стоимости. При этом очевидно, что балансовая стоимость имущества формируется в течение определенного времени после его приобре­тения, т. е. после того, как у автономного учреждения возникают имуществен­ные права на приобретенное имущество.

Таким образом, четкая фиксация в хозяйственной деятельности каждого из вы­шеуказанных событий очень важна. Ведь право на беспрепятственное исполь­зование имуществом в рамках уставной деятельности у автономного учрежде­ния возникает именно с момента закрепления такого имущества Учредителем за автономным учреждением.

Возникновение имущественного права на приобретенное имущество

Имущественное право на любой приобретенный объект у автономного учреж­дения возникает на основании документов, подтверждающих право на указан­ное имущество. Такими документами могут являться договор купли-продажи (поставки) вместе с приемо-сдаточной документацией, товарно-транспортные накладные и т. п. При этом указанное имущество будет считаться федеральной, региональной или муниципальной собственностью. Это важно, поскольку опе­ративное управление, как вид права несколько “неполноценно”, и оно не возни­кает без указания на принадлежность к государственной (муниципальной) соб­ственности. А вид права на передаваемое в собственность имущество согласно ст. 296 ГК РФ является обязательным реквизитом при оставлении договоров ку­пли-продажи.

Обратите внимание на то, чтобы в договорах купли-продажи приобретаемого имущества была запись примерно следующего содержания: продавец продал, а покупатель (т. е. – автономное учреждение) приобрел в собственность Россий­ской Федерации (муниципальную собственность или собственность органов местного самоуправления) такое-то имущество.

Несколько сложнее происходит оформление имущественного права в отно­шении объектов культурного наследия. Напомним, что в соответствии с Феде­ральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-куль­турного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемо­риальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемо­риальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) зна­чения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для исто­рии и культуры муниципального образования.

Общая процедура приобретения прав на объекты культурного наследия мало чем отличается от описанных выше. Вместе с тем, у нового правообладателя в лице автономного учреждения появляется ряд дополнительных обязанно­стей, например, получение паспорта объекта культурного наследия. Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком вод­ного объекта, в пределах которых располагается объект археологического на­следия.

Таким образом, документами, подтверждающими права автономного учрежде­ния на приобретенные культурные ценности, являются:

  • договор купли-продажи (поставки) вместе с приемо-сдаточной докумен­тацией, товарно-транспортные накладные и т. п.
  • паспорт объекта культурного наследия.

Закрепление за автономным учреждением приобретенного имущества

Как уже отмечалось выше, согласно Постановлению № 337 к особо ценному движимому имуществу относится имущество, балансовая стоимость которого:

  • превышает 50 тыс. руб.;
  • составляет менее 50 тыс. руб., но без которого осуществление федераль­ным автономным учреждением своей основной деятельности будет су­щественно затруднено.

В свою очередь, отнесение к особо ценному движимому имуществу музейных коллекций и предметов, находящихся в федеральной собственности и включен­ных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, библиотечных фондов, отнесенных в установленном порядке к памятникам ис­тории и культуры, документов Архивного фонда Российской Федерации не рег­ламентировано их балансовой и какой либо другой стоимостью и регулируется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации.

Как известно, формирование балансовой стоимости имущества в автономных учреждениях регламентируется приказом Минфина России от 30.04.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01» (а также: Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров (кон­трактов) на капитальное строительство” (ПБУ 2/94), Положение по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000 (утв. приказом Минфина Рос­сии от 16.10.2000 № 91н) (с изменениями от 18.09.2006 ) и др.)

Напомним, что балансовая стоимость – это стоимость основных средств и нема­териальных активов, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету. В свою очередь, постановка основных средств и нематериальных активов на ба­лансовый учет отражается по сформированной первоначальной стоимости. Со­гласно п. 8. ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приоб­ретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добав­ленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотрен­ных законодательством РФ).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основ­ных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в со­стояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультаци­онные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через ко­торую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружени­ем и изготовлением объекта основных средств.

Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изго­товление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, соору­жением или изготовлением основных средств.

Очевидно, что промежуточным “звеном” между возникновением у автономного учреждения имущественного права на приобретенное имущество и моментом закрепления этого имущества учредителем будет формирование первоначаль­ной (балансовой) стоимости такого имущества.

Пример

Автономное учреждение “Художественная школа” 4 августа 2008 г. на основа­нии товарно-транспортной накладной оприходовало офисное оборудование (компьютер) стоимостью 48 500 руб. Транспортные расходы, расходы по раз­грузке и т. п., которые непосредственно связаны с приобретением этого обору­дования, составили 4000 руб.

Таким образом, первоначальная стоимость приобретенного оборудования со­ставила 52 500 руб. (48 500 руб. + 4000 руб.). По такой стоимости данное обору­дование и было поставлено на балансовый учет.

Оформление закрепления объекта федеральной, региональной или муници­пальной собственности будет осуществляться органом по управлению соответ­ствующим имуществом, например, департаментом по управлению государст­венным имуществом соответствующего субъекта РФ.

Документом, удостоверяющим закрепление объекта, является издаваемое де­партаментом распоряжение с приложением акта приема–передачи объекта, подписанного передающей и принимающей сторонами. На основании распо­ряжения оформляется договор о порядке использования закрепленного объ­екта в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Если имущество приобретается автономным учреждением за счет средств, вы­деленных ему на выполнение государственного (муниципального) задания, то учредитель не всегда может знать о том, какое имущество приобретается авто­номным учреждением и какова его балансовая стоимость. Поэтому на наш взгляд, учредителю целесообразно установить для автономного учреждения соответствующую отчетность (например, ежеквартальную) по прилагаемой форме.

Пример (продолжение)

По окончании третьего квартала автономное учреждение “Художественная школа” направило в департамент народного образования N-ского муниципаль­ного образования отчет о приобретенном за счет средств учредителя иму­ществе. Отчет одновременно является и предложением по закреплению тако­вого имущества за автономным учреждением на праве оперативного управления.

Отчет-предложение о закреплении имущества за автономным учреждением “Художественная школа” за III квартал 2008 г.

Наиме­нование объекта

Коли­чество, шт.

Дата приобре­тения (оприходования)

Балансовая стоимость объекта, всего – руб.

В том числе

Направление использования

Стоимость приобре­тения, руб.

Затраты, непосредст­венно связан­ные с приобре­тением, руб.

Компьютер

1

4 августа 2008 г.

52 500,00

48 500,00

4000,00

Уставная деятельность

Итого

1

Х

52 500,00

48 500,00

4000,00

Х

Получив данный отчет (предложение) от автономного учреждения, учредитель рассматривает, проверяет целевое использование имущества и направляет его собственнику, т. е. органу, который осуществляет функции по учету имущества.

На основании отчета автономного учреждения и рекомендаций учредителя собственник выносит решение (распоряжение) о закреплении данного имуще­ства, приобретенного автономным учреждением за ним же.

Пример (продолжение)

На основании рекомендаций Департамента народного образования N-ского му­ниципального образования Комитет по управлению имуществом N-ского му­ниципального образования вынес распоряжение о закреплении за автономным учреждением “Художественная школа” соответствующего имущества на пра­ве оперативного управления.

Распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом

от 9 октября 2008 г. № 95

О закреплении имущества за автономным учреждением “Художественная школа”

Во исполнение рекомендаций департамента народного образования N-ского муниципального образования:

1. Закрепить на праве оперативного управления за автономным учреждением “Художественная школа” имущество, относящееся к муниципальной собствен­ности в составе:

  • компьютер балансовой стоимостью 52 500,00 руб.

2. Автономному учреждению “Художественная школа” в месячный срок в уста­новленном порядке обеспечить:

  • постановку на учет закрепленного на праве оперативного управления имущества и внесение его в реестр муниципального имущества;
  • регистрацию права оперативного управления на указанное в п. 1 настоя­щего распоряжения имущество.

Закрепленный объект федеральной, областной или муниципальной собствен­ности подлежит учету в реестре имущества, находящегося соответственно в фе­деральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципального об­разования, и отражается на балансе юридического лица, являющегося титульным владельцем объекта.

Заключение

Очевидно, что закрепление имущества на праве оперативного управления за автономным учреждением является достаточно бюрократической процедурой. Однако внимательное и четкое ее выполнение дает определенные гарантии как автономному учреждению, так и его учредителю и собственнику имущества по обеспечению сохранности и целевого использования государственного и му­ниципального имущества.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль