Показатели деятельности учреждений социального обслуживания

24218
Повышение эффективности расходования бюджетных средств, а также повышение качества предоставления государственных услуг – основные цели бюджетной политики на 2009–2011 гг. Для реализации этих целей главным распорядителям бюджетных средств необходимо должным образом сформировать государственное (муниципальное) задание для подведомственных бюджетных учреждений, а затем контролировать ход его выполнения. Для учреждений социального обслуживания главным распорядителям в управленческих целях необходимо самостоятельно разработать соответствующую систему показателей деятельности и механизм их использования.

Показатели: отдельно и в системе

Социальная защита населения по своей сути – общегосударственная задача. Например, проблема бедности населения или безнадзорности детей – забота не только органов власти и учреждений социального обслуживания. Следова­тельно, и оценка результативности деятельности учреждений социального об­служивания должна быть комплексной, с применением иерархических струк­тур взаимосвязанных между собой показателей (систем). В этом случае замена отдельных показателей системами позволяет:

  • количественно охарактеризовать и оценить ситуацию;
  • вскрыть причины возникновения проблем;
  • провести структурно-логический анализ влияющих факторов.

Особенно эффективны системы показателей при выявлении слабых мест в ра­боте учреждений. Это возможно, если система показателей обеспечивает:

  • выбор основного показателя;
  • определение правил исчисления системы показателей;
  • определение периодичности предоставления информации, характери­зующей величины показателей;
  • определение времени расчета показателей;
  • определение стандартов, которые должны быть выдержаны соответствую­щими учреждениями социальной сферы.

В ряде регионов главные распорядители бюджетных средств уже активно ис­пользуют системы таких показателей для оценки деятельности учреждений со­циального обслуживания. Рассмотрим практический опыт применения таких систем.

Ленинградский опыт определения показателей

В Ленинградской области показатели и значения показателей определены для каждой цели, подцели, направления деятельности, для каждого типа учрежде­ний (от детских домов до центров социального обслуживания граждан пожило­го возраста и инвалидов). При этом установлено, что учреждения социального обслуживания в своей социальной деятельности должны стремиться к сниже­нию доли следующих групп населения:

  • безнадзорных детей от общего числа детского населения;
  • детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с девиантной адаптацией;
  • инвалидов с девиантной адаптацией;
  • пожилых людей с девиантной адаптацией.

Достижение учреждениями социального обслуживания соответствующего за­планированного уровня будет свидетельствовать об эффективности использо­вания бюджетных средств и повышения качества государственных услуг, оказы­ваемых этими учреждениями.

Снижение доли безнадзорных детей

На момент разработки показателей статистические данные по региону свиде­тельствовали о социальном неблагополучии семьи, приводящем к детской без­надзорности. Так, уровень брачности в Ленинградской области был на 8% ниже, а разводимости – на 20% выше среднероссийских показателей. Каждый третий ребенок рождался вне брака. На учете в органах социальной защиты населения состояло 107,5 тыс. семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуа­ции (41,3% от общей численности семей с детьми), из них 5,3 тыс. многодетных, 20,9 тыс. разведенных, 19,9 тыс. одиноких матерей. Для определения критерия результативности деятельности учреждений были приняты четыре показателя (табл. 1).

Таблица 1

Планируемые результаты достижения цели: “Снижение доли безнадзорных детей”

Показатель

Изменение значения показателя

Доля безнадзорных детей в общей численности детей

– 0,1% / в год

Охват профилактическими мероприятиями несовершеннолетних детей

+ 0,3% / в год

Охват профилактическими мероприятиями семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

+ 1,0% / в год

Доля семей с детьми, выполнившими условия социального контракта с социальной службой

+ 2,0% / в год

Количественные характеристики показателей при планировании на следую­щий год уточняются. Например, в 2007 г. показатель доли безнадзорных детей в общей численности детей был уменьшен согласно плану на 5%. Кроме того, аморфный показатель “охват профилактическими мероприятиями семей, нахо­дящихся в трудной жизненной ситуации”, в планируемом периоде заменили на сокращение числа таких семей, как:

  • лишенных родительских прав (3%/год);
  • находящихся в социальной опасности (0,1%/ год).

Наряду с системой показателей достижения цели главный распорядитель бюд­жетных средств использовал и отдельные показатели. Так, был установлен уро­вень профилактических мероприятий, характеризующий:

  • увеличение досуговой занятости несовершеннолетних из групп риска;
  • открытие дополнительных групп социальной реабилитации дневного пребывания;
  • внедрение новых форм социального обслуживания семей с детьми, на­правленных на профилактику семейного неблагополучия и пропаганду здоровой семьи.

Успешность реабилитационных мероприятий демонстрируют такие показатели, как доли подростков:

  • прошедших социальную реабилитацию;
  • возвращенных в семью;
  • снятых с профилактического учета, после прохождения социальной реа­билитации.

Снижение доли детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с девиантной адаптацией

В Ленинградской области за счет возвращения детей из социальных учрежде­ний в “биологические семьи” можно экономить до 46 млн бюджетных рублей в год. А за счет работы по реабилитации детей-инвалидов – уменьшать затраты на пенсионное обеспечение до 984 тыс. руб. в год. При качественном обслужива­нии положительная динамика в состоянии здоровья наблюдается у половины детей с ограниченными возможностями, посещающих реабилитационные учре­ждения, а у 13% от общего количества таких детей – снимают инвалидность. Общую картину дополняет система показателей, представленная в табл. 2.

Таблица 2

Планируемые результаты достижения цели “Снижение доли детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с девиантной адаптацией”

Показатель

Изменение значения показателя

Охват социальной реабилитацией детей-инвалидов, имеющих рекомендации индивидуаль­ной программы реабилитации ребенка-инвалида по социальной реабилитации

+ 1,0% / в год

Доля детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, в общей численности детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию

+ 5,0% / в год

Доля родителей детей-инвалидов, обученных методам реабилитации детей-инвалидов в общей численности родителей детей-инвалидов

+ 5,0% в год

Снижение доли инвалидов с девиантной адаптацией

Работа большинства социозащитных реабилитационных учреждений направле­на на обучение инвалидов методам самообслуживания, использованию вспо­могательных средств, овладению трудовыми навыками. Для достижения этих це­лей при реабилитационных учреждениях организуются “трудовые мастерские”. Следствием создания трудовых мастерских при реабилитационных учреждени­ях является:

  • количество введенных дополнительных рабочих мест;
  • расширение перечня видов работ;
  • процент трудоустройства инвалидов на предприятиях.

И все же основное направление деятельности социозащитных реабилитацион­ных учреждений в современных условиях – это снижение доли инвалидов с де­виантной адаптацией, повышение эффективности мероприятий по социальной реабилитации инвалидов. Поэтому в Ленинградской области работу подведом­ственных социальных учреждений главные распорядители бюджетных средств оценивают с точки зрения:

  • повышения эффективности использования реабилитационных ресурсов;
  • внедрения эффективных технологий социальной реабилитации инвали­дов, в т. ч. с использованием технических средств реабилитации;
  • разработки системы мер по эффективному использованию кадровых ресур­сов за счет оптимального использования рабочего времени персонала;
  • развития дневных форм социальной реабилитации инвалидов;
  • организации работы с семьей инвалида по восстановлению его социаль­ного статуса.

Результаты проводимой работы отражены в системе показателей, представлен­ных в табл. 3.

Таблица 3

Планируемые результаты достижения цели: “Снижение доли инвалидов с девиантной адаптацией”

Показатель

Изменение значения показателя

Доля инвалидов, имеющих рекомендации ИПР по социальной реабилитации и прошедших социальную реабилитацию

+ 0,1% / в год

Доля инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные ре­зультаты в социальной адаптации

+ 0,5% / в год

Охват инвалидов социально значимыми мероприятиями

+ 1,0% / в год

Доля инвалидов, получивших услуги по уходу от общего числа инвалидов, нуждающихся в уходе

+ 0,1% / в год

Доля предприятий, которым установлена квота на выделение рабочих мест для трудоуст­ройства инвалидов

+ 5,0% / в год

Снижение доли пожилых людей с девиантной адаптацией

Напомним, что в 2000 г. людей старше 60 лет на Земле было 590 млн, к 2010 г. их будет уже 1100 млн. В России сейчас около 30 млн пожилых людей и только всего 4,3% из них – это люди старше 75 лет. При этом 3–4 млн пожилых людей нуждаются в постоянной медико-социальной помощи, а в интернатах пребыва­ет только 216–220 тыс. человек.

Оценивая работу домов-интернатов для престарелых общего типа, прежде все­го рассматривают организацию лечебного процесса, которая характеризуется отдельными показателями снижения числа:

  • обострений хронических заболеваний;
  • госпитализаций в психиатрические стационары из психоневрологических интернатов;
  • летальных исходов.

Система показателей представлена в табл. 4.

Таблица 4

Планируемые результаты достижения цели: “Снижение доли пожилых людей с девиантной адаптацией”

Показатель

Изменение значения показателя

Охват профилактическими мероприятиями пожилых людей, от общей численности пожи­лых людей

+ 0,5% / в год

Доля пожилых людей, прошедших реабилитацию и нуждающихся в стационарном уходе, в общей численности пожилых людей, прошедших реабилитацию

– 0,1% / в год

Охват социальным обслуживанием пожилых людей, нуждающихся в социальном обслужи­вании, от общей численности пожилых людей, нуждающихся в социальном обслуживании

+ 0,1% / в год

Рассмотренные выше системы показателей деятельности учреждений социаль­ного обслуживания, принятые в Ленинградской области, динамичны и время от времени подвергаются корректировке. Пересмотр таких показателей, объеди­ненных в системы, происходит по определенным правилам. Таким образом, дос­тигается формирование наиболее оптимальной, “идеальной” системы показате­лей деятельности бюджетных учреждений.

Требования к системе показателей

Система социальных показателей прежде всего должна быть ориентирована на предметную деятельность учреждений социальной сферы. При этом количест­во таких показателей нужно ограничить, а сами показатели должны:

  • содержать данные по всему учреждению в целом и по подразделениям в частности;
  • быть динамичными и перспективными (для сопоставления данных за ряд лет);
  • заранее предупреждать о негативных тенденциях.

Показатели необходимо выбирать так, чтобы они обеспечивали:

  • сравнение нормативных и фактических значений с целью выявления от­клонений;
  • выявление причин и виновников отклонений;
  • определение зависимости между полученными отклонениями и конечны­ми результатами деятельности организации;
  • анализ влияния полученных отклонений на конечные результаты.

Обычно в качестве показателей принимают критерии, которые отражают со­блюдение:

  • принципов социального обслуживания;
  • принципов деятельности в сфере социального обслуживания граждан по­жилого возраста и инвалидов;
  • прав граждан на социальное обслуживание;
  • прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального об­служивания;
  • прав граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стацио­нарных учреждениях социального обслуживания.

Кроме большой группы “правовых” критериев, в качестве показателей используют:

  • критерии оценки системы качества учреждений социального обслужи­вания;
  • показатели качества услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания;
  • критерии, отражающие эффективность, результативность форм социаль­ного обслуживания;
  • ресурсное обеспечение социального обслуживания.

Значение показателей должны быть ориентированы на:

  • данные государственной статистики;
  • сравнительный анализ деятельности учреждений социального обслужи­вания;
  • данные внутреннего аудита: эффективность организации системы качест­ва учреждений социального обслуживания и эффективность форм соци­ального обслуживания населения;
  • социологические методы исследования и т. п.

Наиболее часто для оценки показателей по своей значимости вводятся баллы. Однако данный подход имеет ряд существенных недостатков. Так, например, баллы ориентируют руководителей учреждений социального обслуживания на избирательное восприятие результатов деятельности учреждений, которые “вы­годны” для оценки эффективности по принципу: там, где выше балл – там боль­ше усилий.

Но наиболее объективно судить о стабильной деятельности бюджетного учреждения по каждому из видов и форм социального обслуживания населения луч­ше всего на основании усредненного показателя по различным направлениям его деятельности. Такой усредненный показатель определяется произведением полученных относительных показателей.

В результате использования усредненного показателя будет “выигрывать” то уч­реждение, которое будет иметь:

  • значения показателей, наиболее близкие к 1;
  • минимальное отклонение между максимальным и минимальным значени­ем показателей.

В табл. 5 приведен пример расчета таких показателей.

Таблица 5

Расчет среднего значения социального показателя эффективности деятельности учреждения

Учреждения социального обслужива­ния

Социальные показатели эффективности деятельности учреждений социального обслуживания

Среднее значение социального показателя эффективности деятельности учреждения (П1 × П2 × П3)

Максимальное отклонение (разница между максимальным и минимальным значением показателей П1, П2, П3)

Занимаемое место

П1

П2

П3

Учреждение 1

1

1

1

1

0

1

Учреждение 2

0,8

0,9

0,7

0,504

0,2

4

Учреждение 3

0,9

0,9

0,5

0,405

0,4

6

Учреждение 4

0,84

0,81

0,85

0,57834

0,04

3

Учреждение 5

0,65

0,78

0,82

0,41574

0,17

5

Учреждение 6

0,7

0,6

0,9

0,378

0,3

7

Учреждение 7

0,9

0,9

0,9

0,729

0

2

Исходя из данных таблицы, учреждение 1 и 7 занимают соответственно первое и второе место при выявлении учреждений, которые наиболее эффективно осу­ществляют свою социальную деятельность. “Призовые” места им удалось занять благодаря наиболее высоким значениям показателей эффективности и мини­мальной разнице между максимальным и минимальным значением этих показа­телей.

Итоговый результат деятельности учреждений

Очевидно, что эффективность деятельности бюджетного учреждения не огра­ничивается только его социальной деятельностью. Оценка эффективности дея­тельности учреждений социального обслуживания должна отражать многооб­разие сфер их деятельности. В этой связи можно выделить три системы показателей:

  • оценку организации системы качества;
  • оценку качества предоставляемых услуг;
  • оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности учрежде­ний социального обслуживания.

Внутри каждой из указанных систем можно определять разное количество по­казателей и их сочетание. Содержание системы зависит от социально-экономи­ческой ситуации в регионе, проводимой органами государственной власти по­литики, целей и задач, которые они ставят перед учреждениями.

Например, исходя из занимаемых учреждениями мест (см. табл. 5), итоговый ре­зультат деятельности учреждений может быть представлен в виде суммы бал­лов по разным направлениям деятельности бюджетного учреждения (табл. 6).

Таблица 6

Оценка эффективности деятельности учреждений

Учреждение социального обслуживания

Результат оценки

Итоги

Критерии организации системы качества учреждения социального обслужива­ния (Укоск)

Критерии качест­ва предоставляе­мых услуг учреждением социального обслуживания или критерии, отражающие эффективность, результативность форм социально­го обслуживания (Пку) или (Кэфсо)

Критерий финансово-экономической деятель­ности учреждения социального обслуживания (Фэд)

Сумма мест

Место в общем зачете

Место учреждения в общем зачете

Место рассчитывает­ся по макси­мальному показателю Укоск

Место рассчиты­вается по мини­мальному показателю Пку

Место рассчи­тывается по максимально­му показате­лю Фэд

Учреждение 1

2

5

4

11

3

Учреждение 2

3

4

1

8

2

Учреждение 3

7

1

3

11

4

Учреждение 4

1

2

2

5

1

Учреждение 5

4

6

5

15

6

Учреждение 6

6

7

7

20

7

Учреждение 7

5

3

6

14

5

… … …

Учреждение n

Порядок определения мест в общем зачете (последняя колонка табл. 6) показан в табл. 7 на примере учреждения 1 и учреждения 3.

Таблица 7

Определение мест в общем зачете

Учреждения социального обслуживания

Сумма мест

Рейтинг занятых мест

Максимальное отклонение

Минимальное отклонение

Учреждение 1

11

2, 5, 4

3 (5-2)

1 (5-4)

Учреждение 3

11

7, 1, 3

4 (7-3)

4 (7-3)

Учреждение 1 и учреждение 3 набрали одинаковое число мест – 11, однако Уч­реждение 1 выгодно отличается от Учреждения 3. У него меньший разрыв ме­жду максимальными показателями и минимальное отклонение в показателях, также меньше, чем у Учреждения 3. Следовательно, Учреждение 1 занимает бо­лее высокое место, а именно – третье, тогда как Учреждению 3 достается чет­вертое.

Преимущества использования мониторинга

Наиболее объективными показателями работы учреждений являются показа­тели, полученные с помощью современных методов. Например, при помощи регулярных многоплановых мониторинговых исследований, нацеленных на долгосрочное изучение факторов, влияющих на качество социального обслу­живания.

Мониторинг обеспечивает многоуровневость и многоаспектность анализа ка­чества жизни для территорий и групп населения. Целью проведения монито­ринга качества жизни и эффективности функционирования субъектов системы социального обслуживания является получение достоверной информации опе­ративного и прогнозируемого характеров. Использование полученной инфор­мации в процессе подготовки и принятия управленческих решений позволит проводить целевую политику в сфере оказания социальной помощи.

По результатам мониторинга принимаются двухуровневые решения:

  • стратегические (внесение предложений по совершенствованию законо­дательства, составление прогноза финансового обеспечения целевых тер­риториальных программ, корректировка и актуализация организацион­ной структуры управления);
  • тактические (составление и корректировка планов, необходимость оказа­ния методической помощи, организация информационно-справочной ра­боты).

Таким образом, можно обоснованно утверждать, что информатизация, техноло­гизация и автоматизация мониторинга, расширяя и оптимизируя круг управлен­ческих задач, значительно улучшают ключевые показатели деятельности систе­мы социального обслуживания.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль