Введение в региональные нормативные акты требований, не предусмотренных Федеральным законом "Об автономных учреждениях"

3690
Примером несоответствия регионального законодательства федеральному является введение в региональные нормативные акты требований согласования предложений, проектов решений о переводе бюджетных учреждений в автономные и уставов автономных учреждений органами, не предусмотренными Федеральным законом «Об автономных учреждениях».

Примером несоответствия регионального законодательства федеральному явля­ется введение в региональные нормативные акты требований согласования предложений, проектов решений о переводе бюджетных учреждений в автоном­ные и уставов автономных учреждений органами, не предусмотренными Феде­ральным законом «Об автономных учреждениях».

Так, в г. Красноярске проект постановления о создании автономного учреждения, утверждении его устава, о внесении изменений и дополнений в устав или об ут­верждении устава в новой редакции готовит орган администрации города, коор­динирующий деятельность учреждения.

Проект постановления согласовывается:

  • с заместителем главы города в соответствии с его должностными обязанно­стями;

  • органом администрации города, координирующим деятельность предпри­ятия, учреждения;

  • управлением кадровой политики и организационной работы администрации города;

  • департаментом финансов администрации города;

  • департаментом муниципального имущества и земельных отношений админи­страции города;

  • департаментом экономики администрации города;

  • юридическим управлением администрации города.

Таким образом, вместо одного (с департаментом муниципального имущества и зе­мельных отношений) предусмотрено семь согласований.

Сам устав разрабатывается органом администрации города на основании типо­вого устава, утвержденного правовым актом города. Устав согласовывается де­партаментом муниципального имущества и земельных отношений администра­ции города и органом администрации города, координирующим деятельность уч­реждения. В этом положении имеется несколько излишних требований:

  • Федеральным законом «Об автономных учреждениях» не предусматривается типовой устав, следовательно, речь может идти только о примерном уставе, который разрабатывать не обязательно, а если и предусмотрена его разра­ботка, то только как рекомендательного документа;
  • устав автономного учреждения утверждается его учредителем, т. е. органом власти, которому в соответствии с решением о создании учреждения поруче­ны функции учредителя. Никаких согласований по закону не предусмотрено. Приведенная формулировка содержит непонятную конструкцию: разрабаты­вает устав один орган администрации города, а согласовывают департамент муниципального имущества и земельных отношений и еще какой-то орган администрации города, который координирует деятельность учреждения. Не­понятно, как соотносятся эти два неназванных органа.

В Омской области решение о создании автономного учреждения путем изме­нения типа существующего государственного учреждения принимается прави­тельством Омской области по предложению отраслевого органа исполнитель­ной власти Омской области, осуществляющего функции учредителя государст­венного учреждения Омской области, предварительно согласованному с орга­ном исполнительной власти Омской области в сфере управления собственно­стью Омской области, финансовым органом исполнительной власти Омской области. Согласование решения с финансовым органом законом не преду­смотрено.

В Красноярском крае к полномочиям Законодательного Собрания края в области образования отнесено согласование учреждения, реорганизации и ликвидации краевых государственных образовательных учреждений, в краевых государствен­ных автономных образовательных учреждений. Указанные полномочия являются функциями исполнительной, а не законодательной власти, поскольку никаких за­конодательных вопросов в себе не содержат, зато существенно усложняют про­цедуру развития сети, в т. ч. и создание автономных учреждений.

Минфин Омской области поручил органам исполнительной власти подготовить про­екты приказов о проведении паспортизации государственных учреждений, считая, что паспортизация позволит оценить масштабы бюджетного сектора области и за­траты областного бюджета на содержание каждого государственного учреждения. Данные паспортизации государственных учреждений предполагалось использо­вать с целью оценки возможности создания автономных учреждений.

Паспортизация проводилась в несколько этапов:

  • разработка минфином Омской области типовой формы паспорта государст­венного учреждения Омской области на основе предложений органов испол­нительной власти Омской области по паспортизации подведомственных госу­дарственных учреждений Омской области;
  • разработка минфином Омской области проекта правового акта, регулирую­щего процедуру и порядок паспортизации государственных учреждений Ом­ской области;
  • проведение органами исполнительной власти Омской области паспортиза­ции государственных учреждений.

В ходе реализации второго этапа реформирования региональных финансов пла­нируется реализовать следующие мероприятия:

  • предполагается привлечение негосударственных поставщиков;

  • создание автономных учреждений;

  • разработка правового акта Омской области, определяющего порядок рас­смотрения предложений о создании автономных учреждений;
  • разработка правового акта Омской области, утверждающего перечень созда­ваемых автономных учреждений Омской области;
  • проведение работ по созданию автономных учреждений.

Возникает вопрос, для каких целей предполагается привлечение негосударст­венных поставщиков, для чего вообще необходима такая громоздкая и трудо­емкая система паспортизации. Трудно представить, чтобы областные органы исполнительной власти, осуществляющие функции учредителей бюджетных уч­реждений в соответствующих сферах деятельности, не знали масштабов бюд­жетного сектора и затраты областного бюджета на содержание каждого госу­дарственного учреждения, подведомственного данному учредителю. Вся эта информация уже в настоящее время, безотносительно к вопросу создания ав­тономных учреждений, необходима при разработке реестров расходных обяза­тельств.

В Тамбовской области решение о создании областного государственного учрежде­ния, бюджетного или автономного учреждения путем его учреждения или путем изменения типа существующего областного государственного учреждения прини­мается администрацией области по представлению отраслевого органа исполни­тельной власти области при наличии средств на эти цели в областном бюджете. Возникает вопрос, какие особые средства необходимы в областном бюджете на создание автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджет­ных учреждений. Обычно дополнительные средства, необходимые на заказ новых печатей, бланков, вывесок, невелики, и учреждение, проявившее инициативу или выразившее согласие на такой переход, может осуществить эти расходы за счет средств из внебюджетных источников.

В процессе эксперимента, который предусматривается в г. Хабаровске, Амурской, Нижегородской областях и др., планируется перевод в автономные учреждения небольшого количества бюджетных учреждений. В большинстве случаев при этом принимается нормативный акт, определяющий перечень бюджетных услуг, пре­доставление которых может осуществляться автономными учреждениями. Напри­мер, в Хабаровске в этот перечень включены услуги по организации предоставле­ния дополнительного образования, благоустройства и озеленения территории го­родского округа, обслуживания жилищного фонда; в Амурской области - предос­тавление дополнительного образования детям в учреждениях регионального зна­чения и организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации пе­дагогических работников.

Федеральным законом «Об автономных учреждениях» предусмотрена возможность определения перечней государственных или муниципальных учреждений, тип кото­рых не подлежит изменению (пункт 5 статьи 5). Даже это положение абсолютно не­обязательно, что и отражает формулировка закона, поскольку решение по каждому учреждению принимается индивидуально и, следовательно, учредитель по каждому учреждению имеет возможность принять обоснованное решение. Принятие же пе­речня услуг, которые может оказывать автономное учреждение, существенно выхо­лащивает саму суть закона, что и видно из приведенных примеров.

В условиях проведения эксперимента, как правило, предусмотрено, что его ре­зультаты будут признаны отрицательными, если предоставление услуг будет сокра­щено более чем на 15% от объемов установленных заданий. (Меры: мэр города принимает решение о создании новых бюджетных учреждений, обеспечивающих предоставление требуемых услуг.) Данное положение совершенно непонятно: по­чему вдруг автономное учреждение должно сократить объем услуг, определенных заданием, более чем на 15% в условиях, когда при переводе ему сохранено все имеющееся в его оперативном управлении имущество (что предусмотрено зако­ном), а объем финансирования достаточен для предоставления услуг в объемах, определенных заданием учредителя. Наиболее реальными причинами такого по­ложения могут быть необоснованное завышение учредителем задания или не­обоснованное занижение его финансового обеспечения. Представляется, что это сохранившийся страх мнимых рисков.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль