Уставная деятельность учреждения: основная и связанная с основной деятельностью

24993
Статьей 52 ГК РФ определено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Статьей 52 ГК РФ определено, что юридическое лицо действует на основании уста­ва, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Устав юридического лица утверждается его учреди­телем. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности юридическо­го лица.

Статья 52 ГК РФ устанавливает наиболее общие требования к учредительным документам юридического лица. Важно, что государственные (муниципальные) бюджетные или автономные учреждения по правилам этой статьи могут и долж­ны действовать на основании устава, утвержденного учредителем. Именно в дан­ном документе в обязательном порядке должны быть определены предмет и цели деятельности учреждения, т. е. фактически определена правоспособность учреж­дения.

В некоторых отраслевых законах, например в Законе РФ «Об образовании», и спе­циальном Федеральном законе «Об автономных учреждениях» предусматрива­ются дополнительные требования к содержанию уставов государственных (му­ниципальных) учреждений, которые также должны соблюдаться при разработке уставов.

По общему правилу федеральное законодательство не содержит конкретных пе­речней разрешенных видов приносящей доход деятельности государственных и муниципальных учреждений и предусматривает право государственных (муни­ципальных) бюджетных и автономных учреждений на такую предприниматель­скую деятельность или иную приносящую доход деятельность, которая прописана в уставе учреждения. Таким образом, согласно законодательству запись в уставе является необходимым условием легитимности приносящей доход деятельности.

Если в уставе бюджетного или автономного учреждения не отраже­на та или иная деятельность, приносящая доход, то такая деятель­ность может быть признана незаконной и запрещена.

В силу законодательного установления для всех учреждений специальной право­способности права конкретного государственного (муниципального) бюджетного или автономного учреждения помимо общих прав, обязанностей и ответственно­сти, установленных законодательством и иными нормативными правовыми акта­ми, в значительной мере определяется его основным учредительным докумен­том - уставом.

На практике разработчики уставов государственных (муниципальных) бюджет­ных и автономных учреждений зачастую совершают юридическую ошибку: переписывают в устав формулировку из федерального закона без указания конкретных видов деятельности, например: «Учреждение может осуществлять принося­щую доход деятельность, не запрещенную законом». Такая формулировка в уста­ве учреждения еще не дает права осуществлять приносящую доход деятель­ность.

Отсутствие указания в уставе конкретной деятельности может повлечь за собой не только обвинения в нарушениях со стороны проверяющих органов, но и призна­ние судом совершенных в рамках этой деятельности сделок (договоров) недейст­вительными, выходящими за пределы правоспособности учреждения. Такая пози­ция неоднократно заявлялась в постановлениях Пленумов и обзорах судебной практики ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Согласно действующему законодательству любая предпринимательская и иная приносящая доход деятельность как государственного (муниципального), так и автономного учреждения должна быть свя­зана с основной уставной деятельностью.

Это требование отражено в нескольких законах, которые предусматривают пра­во некоммерческих организаций, в т. ч. автономного учреждения, осуществлять иные виды деятельности «лишь постольку, поскольку это служит достижению це­лей, ради которых они созданы» (статья 52 ГК РФ, статья 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», часть 7 статьи 4 Федерального закона «Об ав­тономных учреждениях»).

Несмотря на вызывающую споры, невнятность такой законодательной формули­ровки («постольку это служит достижению уставных целей»), разную трактовку выс­ших судебных инстанций и критику юристов за недостаточную ясность, определен­но можно сказать, что если предпринимательская деятельность любого бюджетно­го и автономного учреждения (например, торговля покупными товарами, произ­водство товаров) никак не связана с основной уставной деятельностью (напри­мер, продаваемые товары, выполняемые работы (услуги) не являются производ­ными от основной деятельности или необходимыми для обеспечения основной деятельности, т. е. не связаны с нею), то, даже указанная в уставе учреждения, она может быть признана неправомерной.

Следовательно, уставная деятельность (или уставные цели, как это часто форму­лируется в разных правовых актах) бюджетного и автономного учреждения под­разделяется на основную уставную деятельность и связанную с нею (вспомога­тельную) уставную деятельность. Деятельность учреждения за пределами его уста­ва рассматривается законом и судами как неправомерная.

Исключение из правила о «связанности деятельности» составляют специально пе­речисленные в законодательстве (для государственных и муниципальных учреж­дений - в отраслевом законодательстве) виды деятельности учреждений, очевид­но не связанные с основной деятельностью, - приобретение и реализация цен­ных бумаг (с получением доходов по ним), имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика, а для автономных учреждений - участие в качестве учреди­теля (участника) или вкладчика в любых организациях. Упомянутые виды деятель­ности, как правило, не связаны и не могут быть связаны с основной уставной деятельностью, однако они специально оговорены в законодательстве и в случае указания на них в уставе бюджетного или автономного учреждения будут вполне легитимны.

По общему правилу российского гражданского законодательства любая некоммерческая организация (к каковым относится авто­номное учреждение) обладает так называемой специальной (целе­вой) правоспособностью, т. е. только теми правами, которые выте­кают из положений ее устава.

Таким образом, используя право утверждения устава, учредители бюджетного или автономного учреждения могут ограничивать его правоспособность, определив в уставе цели деятельности (т. е. основную деятельность) и перечень видов связан­ной с нею (вспомогательной) деятельности, которыми будет заниматься учрежде­ние. При этом перечень видов деятельности, связанной с основной, должен быть исчерпывающим. Перечень может быть дополнен иными видами деятельности, если они предусмотрены отраслевыми законами.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль